Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

03.09.2010 | Николай Пахомов

Незамеченный конец ненужной войны

Желая въехать с семейством в Белый Дом, Барак Обама наобещал избирателям много. Обещал убедительно, с присущим ему талантом. Избиратели поверили. Но исполнять обещанное президент не торопился, многое оказалось просто невыполнимо – возможности президента даже самой сильной державы планеты, как выяснилось, сильно ограничены. Избиратели входить в положение президента не желают – и, судя по социологическим опросам, собираются его покарать за нарушение обещаний на предстоящих в ноябре парламентских выборах. Убедившись, что уговоры потерпеть ещё и обвинения во всех проблемах республиканцев не работают, Обама теперь пытается показать, что же из обещанного он всё-таки исполнил. Например, завершил войну в Ираке.

В 2003 году Джордж Буш-младший из Овального кабинета Белого Дома сообщил народу и миру о начале войны в Ираке, его преемник из того же кабинета теперь объявил о её завершении. Обамы был осторожен, о победе не говорил. Вопросы остаются. Если США не победили, то проиграли? Если проиграли, то как тяжело поражение? Если не проиграли, то, возможно, большая катастрофа ещё предстоит?

Никакого оружия массового уничтожения не нашли. О том, что его не было, уже снимают голливудские боевики. О том, что вторгавшиеся в 2003 году в Ирак войска должны были его найти, не помнят уже, вероятно, и Джон Болтон с Тони Блэром. Первый сейчас разоблачает планы Обамы по тайному строительству коммунизма в США, второй издаёт мемуары, где вопрошает «Кто бы мог подумать?!». США начинали войну против Саддама Хусейна, жестокого диктатора, готового для удержания своей власти уничтожать соотечественников без счёта. Теперь этого диктатора нет, ни у власти, ни в живых. В теории иракцы сейчас могут сами решать судьбы своей страны и благодаря обильным нефтяным богатствам страны добиться процветания. Что же на практике?

Демократия в Ираке если и получается, то весьма специфическая – спустя полгода после выборов переговоры по поводу того, какие политики и как сформируют правительство, продолжаются. Оптимисты заметят: «Переговоры! А ведь могли бы давно взяться за оружие!». Могли бы. Однако пока не все американские войска из Ирака выведены. Поэтому пока убивать своих противников вместо того, чтобы изображать с ними демократические переговоры для иракцев опасно – американцы в любой момент могут вмешаться. Пока трудно представить, что после ухода американцев сможет помешать полномасштабной, кровопролитной гражданской войне, грозящей распространиться на весь Ближний Восток. Обама объявил о завершении боевых действий, в связи с чем были выведены так называемые боевые бригады. Остающиеся американцы, пятьдесят тысяч, должны якобы заниматься обучением и подготовкой иракских военных и полиции. То есть, фактически пока произошло лишь значительное сокращение американского контингента в стране. В своём обращении к нации Обама обещал, что окончательно американские войска покинут страну к концу 2011 года.

Если оценивать результаты американской кампании в Ираке с военной точки зрения, то тут, на первый взгляд, всё кажется не так плохо: менее чем четыре с половиной тысячи убитых за семь лет сложнейшей войны; успешное увеличение контингента под командованием генерала Петрэуса, способствовавшее резкому сокращению насилия; власть в стране в обозримой перспективе будет находиться в руках сил если не проамериканских, то Америке гораздо более дружественных, чем, например, в соседнем Иране или даже в последние годы саддамовского Ирака.

Однако об успехе иракской кампании не даёт говорить катастрофический эффект, который она имела для американской экономики и внешней политики. Этого не изменят ни «завершение боевых действий», ни даже окончательный вывод американских сил из Ирака. Что касается экономической составляющей, то официальному Вашингтону и в обозримой перспективе придётся тратить на Ирак очень много. В теории это может принести американским нефтяным компаниям выгодные контракты в стране, на практике экономический кризис в Америке не ослабевает, и миллиардам долларов на Ирак могло найтись применение и в США.

Говоря же о внешнеполитических проблемах, нужно отметить, что теперь верующих в возможность насильственного установления демократии в какой-либо не достаточно развитой для этого стране не осталось вовсе; исламские экстремисты планеты твёрдо знают, кто их главный враг; а диктаторы уверены, что от вооружённого вмешательства извне их может защитить только оружие массового уничтожения, которого не было у Хусейна.

Но всё это, если и беспокоит Обаму, то имеет сейчас значение второстепенное – на носу парламентские выборы. Продемонстрировать исполнение обещанного он может с большим трудом. Став президентом, Обама либо сам быстро осознал, что был слишком щедр в своих предвыборных обещаниях (реформа иммиграционной системы, новый закон о создании профсоюзов), либо попытался исполнить обещанное, однако, политическая реальность быстро убедила его в ограниченности президентских возможностей (реформа энергетики, закрытие Гуантанамо).

Даже если он чего-то добился, как, например, в случае реформы системы здравоохранения, то принятые меры настолько сложны, что судить об их успешности можно будет лет через десять. Победить кризис и безработицу Обама не в силах – нет уверенности, что с ними мог бы справиться любой другой политик или даже кто-то из великих американских президентов прошлого. Избиратели же этой победы требуют.Именно поэтому, проинформировав сограждан о выводе войск из Ирака, Обама сразу же заверил, что он не только способен выполнить это своё обещание, но и с экономикой всё будет в порядке. Хотя на Обаму работает команда выдающихся политтехнологов, такой ход демократам в преддверии ноябрьских выборов вряд ли поможет – сегодня американских избирателей завершение войны в Ираке волнует едва ли.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net