Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.09.2010 | Марина Войтенко
Экономика вступила в электоральный цикл
15 сентября на саммите Reuters вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин впервые открыто признал: Минфин уже сейчас рассматривает текущую экономическую ситуацию как предвыборную: «Мы находимся в предвыборном периоде, когда есть давление на расходы в сторону их увеличения». Напомним, первый электоральный цикл – намеченные на ноябрь 2011 года выборы в Государственную Думу, следом уже 2012-ом (предположительно весной) выборы Президента РФ. Между тем, правительство должно утвердить все значимые параметры бюджета на 2011 год и ключевые параметры бюджета на 2012-2013 годы уже в сентябре текущего года.
Согласно последним прогнозам, дефицит бюджета в 2011 году составит 3,6% ВВП, 2012-ом - 3,1% ВВП и 2013-ом - 2,9% ВВП. По экспертным оценкам, в ближайшие три года бюджетный дефицит составит $60 млрд. Это означает, что снижения налоговой нагрузки явно не предвидится. При этом в силу изменения налогового законодательства регионы столкнутся со снижением ресурсной базы.
Так, в следующем году отменяется порядок авансовых платежей по двум местным налогам - налогу на имущество на физических лиц и земельному налогу. То есть, авансовые платежи в следующем году не поступят, а будут произведены по факту в 2012-ом. В результате, по предварительным расчетам Минфина, местные бюджеты могут лишиться дохода в размере от 30 от 50 млрд рублей. Увеличение страховых взносов с 26% до 34% (по данным Института экономической политики, это решение замедлит темпы роста отечественной экономики на 0,7% ВВП) тоже сыграет свою роль. Рост начислений на зарплату работников приведет к тому, что затраты, которые будут нести предприятия, также возрастут, а значит, снизится налогооблагаемая прибыль1 .
Бизнес-сообщество, со своей стороны, предлагает властям совершить налоговый маневр. Его суть состоит в том, чтобы «перенести нагрузку с налогообложения зарплаты, высокотехнологичного оборудования, интеллектуальной собственности, добавленной стоимости и прибыли на налогообложение месторождений полезных ископаемых, дорогой земли и недвижимости, предметов роскоши, табака, крепкого алкоголя, то есть тех продуктов, которые не имеют решающего значения для модернизации и инновации». Такие предложения сформулированы в докладе «Деловой России», обнародованном на прошедшем на минувшей неделе VI ежегодном форуме предприятий реального сектора «Модернизация».
По оценке «Деловой России», в сумме реализация этих мер даст бюджету как минимум 3 трлн рублей. Для сравнения: по прогнозу Минфина, доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8,62 трлн рублей. Согласно расчетам Экономической экспертной группы, бюджет может пополниться 1 трлн рублей, если условия обложения НДПИ в газовой отрасли приблизить к условиям в нефтяной отрасли. Сейчас НДПИ с 1 тыс. кубометров газа составляет 147 рублей, а с 1 тонны нефти — 2665 рублей. Еще 800 млрд рублей могла бы принести дифференциация НДПИ в зависимости от месторождения.
Повысить налоговую нагрузку на газовиков Минфин пытается не первый год, но до сих пор «Газпрому» удавалось от этого уходить. Тем не менее, весьма вероятно, что новые предложения Минфина, согласно которым налог на добычу газа должен со следующего года вырасти на 61% и составить 237 рублей за 1 тыс. кубометров (ранее министерство предлагало повысить налог вдвое), будут одобрены правительством. Одновременно ведомство предлагает увеличить и нефтяной НДПИ — на 6,4% в 2012 году и еще на 5,4% в 2013-ом. «Газпром» в такой ситуации оказывается в более выигрышном положении, чем нефтяники.
По подсчетам экспертов ИК «Тройка Диалог», если предложения Минфина будут приняты, EBITDA (прибыль без вычета налогов) «Газпрома» и «Новатэка» за 2012 год будут повышены на 1,0% (до $44,484 млрд и $2,830 млрд соответственно), а за 2013-й — на 2,0% ($45,311 млрд и $3,539 млрд). Для нефтяной отрасли этот показатель, напротив, сократится на 4—5% в 2012 году и на 8—11% в 2013 году. Правда, «Роснефть», скорее всего, получит некую «компенсацию» в виде льготной экспортной пошлины на нефть с Ванкорского месторождения до 2013 года включительно2 . На минувшей неделе премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Министерству финансов РФ проработать этот вопрос. Понятно, что в случае положительного решения от этого выиграют и другие компании, ведущие там разработки. И все же, бенефициаром льготы будет Роснефть.
Планируется также повысить экспортные пошлины на медь и никель. Отменив их в период кризиса, государство поддержало металлургов. По мере восстановления отрасли 5%-ную пошлину на никель вернули. На медь она пока осталась на нулевом уровне. Однако уже в ноябре 2010 года может быть введена экспортная пошлина на никель и медь в размере 10%. В дальнейшем планируется увязать ее с биржевыми ценами. Соответствующие поправки внесены в закон о таможенном тарифе, сама формула в целом одобрена правительственной подкомиссией по таможенно-тарифному регулированию. По прогнозам Минфина, введение новой фискальной шкалы принесет бюджету дополнительные доходы в 2011 году в размере 14,4 млрд рублей, в 2012 году - 14,3 млрд рублей, в 2013 году - 12,8 млрд рублей.
Несмотря на все налоговые инициативы, говорить о пополнении Резервного фонда (который, вероятнее всего, будет полностью исчерпан в следующем году) не приходится. По данным Минфина, за восемь месяцев совокупный объем средств в нем в рублевом эквиваленте сократился на 601,6 млрд рублей, в том числе 519,5 млрд рублей направлены на финансирование дефицита бюджета. Если на 1 января эта «подушка безопасности» весила 1 трлн 830,51 млрд рублей, то на 1 сентября - 1 трлн 228,93 млрд рублей. Фонд национального благосостояния, составлявший в начале 2010 года 2 трлн 769,02 млрд рублей, к 1 сентября сократился на 97,477 млрд рублей - до 2 трлн 671,541 млрд рублей. В течение ближайших лет пополнение этих фондов не планируется.
Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в ряд законодательных актов. В пояснительной записке к документу говорится, что поскольку в 2011-2013 годах не предполагается формирование нефтегазового трансферта (определенный объем нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет, после исполнения которого в докризисные годы деньги начинали идти в Резервный фонд и ФНБ), а также зачисление нефтегазовых доходов бюджета в Резервный фонд и ФНБ, предлагается продлить до 1 января 2014 года приостановку норм кодекса, регулирующих использование нефтегазовых доходов бюджета на формирование нефтегазового трансферта3 .
Планируется также приостановить нормы, определяющие объемы использования средств Резервного фонда и ФНБ. Так как в 2011-2013 годах раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта предлагается не осуществлять, законопроектом предлагается утверждать на этот период объемы средств Резервного фонда и ФНБ, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, в составе источников финансирования дефицита.
Вполне понятно, что и в 2013 году у бюджета не появится «лишних» нефтегазовых доходов для пополнения фондов. Но и ослабление бюджетной политики становится все более очевидным.Внутренние риски нарушения макроэкономической стабильности наиболее наглядно проявляются в ускорении инфляции, равно как и в рецептуре некоторых мер, предлагаемых якобы для ее сдерживания. Сентябрьская динамика цен уже внушает опасения. Еженедельный инфляционный «шаг» с начала месяца 0,2% (с 1 по 13 сентября4 0,4%). По прогнозу Минэкономразвития сентябрьский рост цен составит 0,8% против 0,6% в августе и 0,4% в июле. Ожидаемое ускорение (напомним, что сентябрь традиционно демонстрировал нулевой или отрицательный прирост ИПЦ) в министерстве объясняют «уменьшением эффекта от плодоовощной продукции» и «ростом цен на прочее продовольствие в связи с засухой». Общий прогноз цен на 2010 год уже повышен с 6-7% до 7-8%. Финансовые и банковские аналитики более пессимистичны. «Если прогноз МЭР по сентябрю сбудется, то по итогам года уже получается 9%», - подсчитал руководитель аналитического подразделения «Уралсиба» Владимир Тихомиров.
Эксперты справедливо обращают внимание на то, что не сработавшие в августе-сентябре сезонные факторы (снижение цен на «плоды и овощи» составило всего 1,4% при среднем значении в 1995-2009 годах в 13,6%) и рост цен на базовые продовольственные товары5 запустили маховик инфляционных ожиданий, уже проявившихся в ажиотажном спросе. Справиться с этим трудно. В случае с гречкой «успокоение» наступило лишь после кратного повышения цен. Между тем, сохраняются высокие риски «передачи» разогнавшихся зерновых цен на масло и т.п. Новые равновесные цены вполне могут стать социально чувствительными. В этих условиях особую опасность представляют регулятивные реакции, общий знаменатель которых (при всем региональном разнообразии) – замораживание цен.О том, что регулирование продуктовых цен – это прямой путь к искусственному дефициту на истекшей неделе жестко высказались министр Эльвира Набиуллина и помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. Влиять на цены надежнее всего ростом предложения, в том числе за счет расширения импорта и снижения импортных пошлин. Борьба же со спекулянтами – задача ФАС, уже возбудившей более 60 дел за нарушения антимонопольного законодательства и закона о торговле на основе мониторинга цен на социально значимую продукцию питания.
Ускорение роста цен, естественно, вновь заставило экспертов обратиться к его причинам. Категоричности в оценках нет. И это понятно, поскольку даже предварительный ответ на вопрос – имеет ли место локальный ценовой шок вследствие засухи или речь идет об устойчивом тренде – можно будет дать как минимум по итогам октября. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уверен, что сейчас главные факторы инфляции имеют немонетарную природу и относительно скоро сойдут на нет. В среднесрочной перспективе рост цен будет устойчиво терять темпы.
Соглашаясь с этим в принципе, многие аналитики отмечают: чтобы выйти на эту траекторию нужно очень сильно постараться, пройдя накануне выборов буквально «по лезвию ножа» собственно монетарных инфляционных рисков. Все основные структурные особенности российской экономики, которые генерировали относительно высокую инфляцию до кризиса (уровень монополизма, неразвитость конкуренции, нефтегазовая зависимость и т.п.), остались неизменными. Снижение темпов роста цен с конца 2008 года по начало 2010-го главным образом было обусловлено рецессионным сжатием спроса. В настоящее же время экономика мало-помалу возвращается к докризисной инфляционной «норме», что основательно стимулируется смягчением бюджетной и денежно-кредитной политики. Иными словами, ослабление бюджетной дисциплины невозможно подменить никакой гречкой. Своего рода итогом таких логических построений как раз и являются оценки деловых СМИ: российская экономика на пороге стагфляции.
Впрочем, неумолимой предопределенности движения в этом направлении нет. Консенсус-прогнозы умеренно оптимистичны6 . Другое дело в том, что денежные власти и правительство в целом оказываются в некой регулятивной ловушке, когда антиинфляционные действия могут начать придавливать деловую активность. Если, например, заморозить тарифы естественных монополий, то как те же газовики и энергетики будут реализовывать инвестиционные программы, которые справедливо рассматриваются как мощные средства оживления инвестиционного спроса. Если, скажем, вновь начать повышать ставку рефинансирования, легко получить отрицательный рост кредитования. Судя по динамике сальдо торгового баланса ($ 11 млрд в июле, $8 млрд в августе), ограничены возможности и такого «испытанного» средства как укрепление рубля.
Как показала минувшая неделя, инфляционные ожидания легко трансформируются в девальвационные особенности при значительных колебаниях валютного курса. Напомним, что за два дня (среда и четверг) стоимость бивалютной корзины поднялась на 95 копеек до 35,67 рублей (доллар до 31,34 рубля, евро – до 40,97 рублей). В пятницу рубль начал отыгрываться – «корзина» подешевела до 35,435 рублей. В третьей декаде сентября участники рынка ждут стабилизации курса и роста долларовых продаж – время платить налоги. Не исключено, что и «корзина» вернется к значениям около 34,7 рублей.
Примечательно, что уверенных прогнозов о том, что будет дальше, никто не дает. Однако заметно увеличение числа высказываний – российская валюта уже переоценена, и идти против рынка для ЦБ означает брать на себя дополнительные риски.
Регулятор, как предупреждал еще в начале месяца первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, будет присутствовать на рынке «не в целях поддержания курса, а для сокращения его волатильности».Как видим, осень-2010 обещает быть «урожайной» и на макроэкономические риски, и на регулятивные ловушки. Минимизировать их ущерб можно было бы, продолжая жесткую бюджетную политику и не оставляя начатых структурных реформ7 . Такой выбор, однако, означал бы существенное изменение традиционной логики предстоящих избирательных компаний. Кто победит? Экономика или политика? Вопрос, конечно, пока риторический. Но вот цена его уже заставляет задуматься всех участников большой политической игры. Как говорится, возможны варианты.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
1. При этом будет увеличена и стоимость бюджетных кредитов. Если сейчас ставка составляет одну четвертую ставки финансирования, то Минфин планирует поднять ее в два раза до одной второй ставки рефинансирования в 2011 году. Сейчас ставка рефинансирования составляет 7,75% годовых, регионы, соответственно, получают бюджетные кредиты на обеспечение сбалансированности по ставке около 1,9% годовых. Кредиты на данные цели выдаются сроком на три года. Также будет увеличена до одной трети ставки рефинансирования ставка по кредитам на дороги для российских регионов, срок кредита - пять лет.
2. Напомним, что «Роснефть» в Восточной Сибири ведет добычу на Ванкорском (извлекаемые запасы оцениваются на уровне 522,3 млн т) и Верхнечонском месторождениях (оценка запасов нефти - 201,6 млн т). Экспортная пошлина на нефть, добытую в этом регионе, с 1 сентября 2010г. составляет 87 долл./т. До 1 июля 2010г. для региона была установлена льготная нулевая пошлина. В настоящее время льготная пошлина на нефть действует для 22 месторождений Восточной Сибири. Однако Минфин ранее настаивал на том, чтобы Ванкор, как крупнейший участок, с 2011 года должен работать на общих основаниях.
3. Законопроектом также предлагается продлить до 1 января 2014 года норму, в соответствии с которой Банк России перечисляет в федеральный бюджет не 50% прибыли, а 75%.
4. За прошедшую неделю цены на яйца и гречку выросли на 6,3% и 4,5% соответственно; на молоко, масло сливочное, масло подсолнечное, пшено – на 1,1-1,6%; на муку пшеничную, сахар-песок и сыр на 0,8-0,9%. Плодоовощная продукция в среднем стала дороже на 0,5%, в том числе картофель – на 2,3%; яблоки – на 0,8%. Одновременно лук репчатый и капуста подешевели на 1,6%; морковь – на 1,1%. Цена на бензин и дизтопливо не изменилась.
5. В августе значительно подорожали макаронные и крупяные изделия (8,9%), весь ассортимент молочной продукции, хлеб и хлебобулочные изделия (2,1-3,2%). Из-за роста мировых цен дорожает и продукция, «непричастная» к засухе, например, сахар (6,6% в июле; 4,7% в августе). Количество дорожающих товаров становится все больше, свидетельствуют данные Минэкономразвития. В начале августа было зафиксировано повышение цен на 10 товаров и снижение по 6 позициям. По данным на 6 сентября, подорожало уже 15 товаров, снизились цены по 3 позициям – на лук, морковь и капусту. Из категории подешевевших в список дорожающих перешли яйца, картофель и рыба.
6. Консенсус-прогноз реального ВВП предполагает его рост на 4,6% в 2010 году и еще на 4,1 в 2011-ом. В результате к 2012 году российская экономика вернется на докризисный уровень. В дальнейшем ее темпы будут чуть выше 4%, что говорит о весьма умеренном оптимизме прогнозистов (до кризиса рост нередко достигал 7% в год). Инфляционные и курсовые ожидания экспертов остаются, в целом, неизменными. Замедление роста цен до 6% в год, согласно консенсус-прогнозу, произойдет не ранее 2014 года, а колебания курса не превысят 1 руб./долл. США вплоть до 2016 года.
7. О том, что в случае с реформами это возможно говорят, например, намерения продать до конца года 10% госпакета ВТБ стратегическому инвестору и приватизировать в течение пяти лет госпакеты крупнейших компаний и банков на $50 млрд.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.