Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

23.09.2010 | Татьяна Становая

Медведев указал на Иран

Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о запрете на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. Основание –санкции ООН, вокруг которых внутри российской элиты разгорелись полуофициальные дискуссии. Указ президента ставит крест на этой дискуссии и, по сути, является не столько юридическим, сколько политическим решением. Это четкий сигнал, что Россия намерена минимизировать диверсификацию своей внешней политики на иранском направлении.

Санкции ООН были одобрены 9 июня 2010 года. Указ появился только сейчас, что подтверждает неоднозначность мнений внутри российской элиты. Причем его появление может говорить и об усугублении разногласий: в противном случае Указ был бы избыточным. «Указом, в частности, запрещается транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части», - цитирует РИА «Новости» сообщение пресс-службы Кремля.

Этим же указом президент запретил въезд на территорию России и транзит через РФ тем иранцам, которые связаны с ядерной деятельностью Ирана. Кроме того, вводится запрет на оказание финансовых услуг российскими физическими и юридическими лицами, если есть основания полагать, что эти операции имеют отношение к ядерной деятельности Ирана. Запрещаются и любые операции с активами или ресурсами, которые находятся или окажутся на территории РФ и будут связаны с иранской ядерной программой.

Однако Указ в любом случае стал предметом компромисса. Так, ранее начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров не сумел дать однозначного ответа на вопрос, будет ли разорван соответствующий контракт. «Посмотрим, это будет зависеть от поведения Ирана», - сказал он.

Контракт по поставкам Ирану комплексов противовоздушной обороны С-300 был подписан еще в конце 2007 года. Россия, по условиям сделки, должна была поставить Ирану пять дивизионов зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300ПМУ-1 на общую сумму около 800 миллионов долларов. На фоне «перезагрузки» Россия значительно пересмотрела объемы своего сотрудничества с Ираном. Выполнение контракта по С-300 было приостановлено «по техническим причинам». И хотя официально об этом не говорилось, но на неформальном уровне источники в МИД уже не раз давали понять, что это делалось в рамках договоренностей с США. И Кремлю это сделать не так сложно, учитывая глубокое разочарование политикой Ирана в 2006 году, когда были сорваны все договоренности об обогащении урана на территории третьих стран (тогда речь шла о создании специальных центров, в том числе в России). Это стало своего рода психологическим переломным моментом для Москвы.

Более того, Иран никогда не был для Кремля приоритетным политическим партнером. Для Москвы отношения с Ираном выполняли две важнейшие функции. Первое - обеспечение рынка сбыта для продукции российского ВПК, а также атомной отрасли. Второе - это возможность маневрировать в диалоге с США. И Указ президента фактически блокирует обе эти функции, значительно сужая вектор внешней политики и делая его более однонаправленным в пользу нормализации отношений с Вашингтоном. Однако это решение в любом случае далось не просто. В июне премьер-министр Владимир Путин выступил с весьма противоречивым заявлением, указав, что «международные резолюции не должны быть избыточными, они не должны ставить иранский народ в ложное положение». Он добавил, что «Иран имеет право на мирную ядерную программу...». Это заявление поступило уже после того, как стало известно, что Россия поддержала жесткий вариант резолюции ООН. А глава МИД России Сергей Лавров говорил, что оборонительные вооружения, к коим относится комплекс С-300, не попадают под действия санкций ООН.

Это стало началом полуофициальной дискуссии, которая отразилась и в публичном пространстве. На следующий день после заявления Лаврова источник в Кремле опроверг в комментарии «Газете.ру». Источник заявил, что комплексы ПВО С-300 подпадают под действие санкций и этот вид вооружений не может быть поставлен в Иран. Только позднее, во время визита во Францию, Владимир Путин официально заявил, что Россия решила приостановить поставки С-300. Собственно это проблема далеко не просто риторики. Это вопрос приоритетов: «приостановка» по добровольному, неюридическому основанию означает обратимость и гибкость позиции. Запрет, на чем настоял президент, - это жесткость позиции и принятие на себя неких обязательств за ее исполнение. Это совершенно иной уровень политической ответственности, который не просто определяет характер внешней политики, но и подчеркивает амбиции президента на доминирование в выработке основных приоритетов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net