Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

08.11.2010 | Татьяна Становая

Острова внутреннего пользования

1 ноября президент России Дмитрий Медведев посетил с кратким визитом Курильский остров Кунашир. Это стало первым посещением главой российского государства спорных территорий, которые Япония называет «северными». Визит, как и ожидалось, вызвал резко негативную реакцию Токио, который еще заранее предупреждал, что данный шаг российского лидера «ранит чувства» японцев. После визита японский посол был отозван для консультаций, а встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии на запланированном на 13-14 ноября саммите АТЭС оказалась под угрозой срыва. Однако вскоре стало понятно, что в эскалации напряженности не заинтересованы ни Россия, ни Япония. Уже 7 ноября стало известно, что японский посол возвращается в Россию – это означает, что и саммит АТЭС пройдет по заранее намеченному плану.

О том, что Медведев намерен посетить Кунашир, стало известно в рамках его поездки на Дальний Восток, по итогам визита в Китай. «Это очень важный регион нашей страны, в ближайшее время обязательно туда съездим» - заявил Медведев 27 сентября. Ранее регион посещали только должностные лица российского правительства на уровне вице-премьера и министра иностранных дел, в противном случае Москва рисковала сразу вызвать негодование Японии, что незамедлительно и произошло. Премьер-министр Японии Наото Кан, выступая 28 сентября перед японскими журналистами, заявил, что Япония по-прежнему считает российские Южные Курилы своей территорией, а возможная поездка российского президента создаст «серьезные препятствия» в двусторонних отношениях. Однако Россия отреагировала на это менее жестко. МИД России 30 сентября назвал неприемлемыми советы российскому руководству по поводу маршрутов поездок по территории России.

Главный вопрос, который возникает в связи с визитом Медведева – почему ему понадобилось делать этот достаточно противоречивый шаг, заведомо осложняющий отношения с Японией. Пикантности ситуации придавал и тот факт, что о своих намерениях глава государства заявил после посещения Китая, с которым у Японии происходит очередное обострение отношений, вызванное арестом японской береговой охраной капитана китайского траулера в районе островов Сенкаку (Дюаюйтай). Эти острова Китай считает своей территорией, но де-факто они контролируются Японией. В конце концов, китайский капитан был освобожден, что вызвало протест со сторон японских националистов, объявивших правительство в слабости.

Как заявил источник в российской делегации «Ведомостям», поездка на Курилы была запланирована после визита в Китай не случайно, тем самым подчеркивалась общность интересов России и КНР в вопросе о недопустимости пересмотра итогов войны. Интересно, что японское издание Nikkei сообщило 4 ноября об увеличении присутствия российских ВВС на границе с Японией. Россия «демонстрирует свое присутствие» в регионе, отметил представитель японских вооруженных сил. Ранее Япония «выразила сожаление» по поводу оперативно-стратегических учений российских военных «Восток-2010», проводившихся в июле этого года.

Можно предположить, что визит Медведева следует рассматривать в рамках наращивания им собственного политического веса. Во-первых, здесь сильная электоральная составляющая, основанная на подчеркивании «государственнической», патриотической позиции президента. Для Медведева это всегда было дефицитным ресурсом, который ему удалось получить в период войны в Грузии. Тем не менее, имея образ либерального и более удобного для Запада партнера, он всякий раз должен снова доказывать свою способность отстаивать государственные интересы во внешней политике (как во время подписания Харьковских соглашений, продливших пребывание Черноморского флота в Севастополе).

Во-вторых, это четкий сигнал политической элите России, демонстрирующий готовность делать исторически значимые и при этом очевидно самостоятельные шаги во внешней политике, не менее серьезные, чем производил Владимир Путин. Для укрепления собственного авторитета Медведеву зачастую приходится действовать даже жестче, чем Владимир Путин: ведь вопрос в данном случае не столько в степени его готовности быть «ястребом», а в степени реальной политической дееспособности. В рамках такой потребности действует и логика президента в конфликте с Белоруссией. В отличие от Путина, Медведев реагирует на демарши и резкие заявления белорусского лидера гораздо более эмоционально и резко.

В-третьих, визит Медведева адресован и Западу, в котором существуют две неудобные для Медведева интерпретации его роли во внешней политике. Первая точка зрения западных политиков и прессы основана на том, что Медведев продолжает оставаться «местоблюстителем», и его реальная роль минимальна или даже декоративна. В рамках этой логики существуют «страшилки» о всемогуществе «ястреба» Путина. Вторая западная интерпретация также тесно связана с «путинофобией», однако интерпретирует отношения Медведева и Путина как конкурентные. Согласно этой логике, Медведев – в реальности самостоятельный политик с собственными амбициями и повесткой дня, однако резко ограниченный и сдерживаемый Путиным. Как правило, Медведев в такой интерпретации наделяется более позитивными оценками, однако все равно продолжает выглядеть «слабым». Именно так комментировали визит Медведева в самой Японии. Отозванный посол Японии в России высказал мнение, что Медведев своим визитом вовсе не пытался повлиять на решение территориального спора (явно в худшую сторону, по мнению японской стороны), а всего лишь стремился поднять свой рейтинг внутри России. «Скорее всего, его цель была не столько в том, чтобы воздействовать на Японию в вопросе островов, сколько носила внутриполитический характер и заключалась в том, чтобы поднять рейтинг президента (в народе)» — цитирует посла РИА «Новости».

Однако в данном случае вряд ли это событие можно рассматривать с точки зрения наращивания Медведевым шансов снова стать кандидатом на пост президента в 2012 году от тандема. Его визит на Кунашир укрепляет его электоральные позиции, однако в текущей ситуации тандемократии выбор будет производиться в рамках иных механизмов, напрямую и исключительно связанных с отношениями между двумя дуумвирами.

Что касается непосредственных российско-японских отношений, то обе стороны реагируют, оглядываясь на доминирующие настроения в обществах обеих стран. Россия продолжает утверждать, что готова обсуждать передачу двух островов после подписания мирного договора. В Москве прекрасно понимают, что японская сторона не согласится на этот сценарий, так как Япония настаивает на передаче всех четырех островов, что соответствует позиции японского общественного мнения. Напомним, что Япония считает своей южную часть Курильских островов, которая была занята советскими войсками в 1945 году. Токио пытается вернуть себе острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Из-за территориального спора Россия и Япония до сих пор не имеют мирного договора.

До сих пор источником обострения территориального спора была сама Япония, что во многом накладывалось на внутриполитическую борьбу. В 2009 году в Японии по итогам парламентских выборов к власти пришла Демократическая партия, а премьер Юкио Хатояма пообещал за год-полтора решить проблему Курил. Большой скандал вызвало и принятие закона, в приложении к которому острова именуют «исконными японскими территориями». В России также не обошлось без скандала: в этом году были ужесточены условия безвизового посещения Курил японскими делегациями, что вызвало шок в Японии. Летом в Японии сменился премьер, для которого также не менее важны сегодня успехи во внешней политике.

На дипломатическом уровне в последние годы продолжался вялотекущий диалог, в ходе которого стороны время от времени выдвигают предложения, неприемлемые для партнеров по переговорам. Еще 14 декабря 2006 тогдашний глава МИД Японии Таро Асо предложил поделить спорные Южные Курилы с Россией пополам (по километражу, а не по количеству островов), при этом Японии отходили бы три острова полностью, а также 25% острова Итуруп. Россия подобное предложение назвала необсуждаемым, однако само предложение главы японского МИДа тогда вызвало шквал критики в его адрес внутри страны. Тем не менее, сам факт такого заявления стал символом начала некоторых подвижек. Обсуждались также варианты совместного экономического развития островов. Знаковым шагом со стороны Японии стало посещение в феврале 2009 года премьером Таро Асо Южно-Сахалинска, где он вместе с президентом Дмитрием Медведевым открыл на берегу залива Анива первый в России завод по производству сжиженного газа.

В марте этого года Японию с посланием от президента посетил глава президентской администрации Сергей Нарышкин (в последнее время он лично курирует важные внешнеполитические направления; например, помимо Японии, это отношения с Молдавией). Тогда он заявил, что по Южным Курилам сейчас идет «интенсивный диалог», который Москва хотела бы вести предельно тихо. По данным «Коммерсанта», в последнее время из российского дипломатического ведомства идут сигналы о том, что Москва не настроена на какой-либо раздел территорий, а скорее готова предложить соседям особый юридический статус на Южных Курилах (что, однако, неприемлемо для Японии). В декабре 2009 года Нарышкин, также, будучи в Японии, заявил, что нужно «искать новые подходы и нестандартные решения в вопросе о мирном договоре с Японией». Однако практически сразу министр иностранных дел Сергей Лавров отрезал: «Никаких нестандартных обещаний наш президент не давал и давать не мог».

Москва, стремясь выправить отношения с Японией, пыталась поставить на первое место среди приоритетов энергетическое сотрудничество, что, однако, оказывается не так просто. Если в газовой сфере, особенно активно идет сотрудничество в производстве сжиженного газа и разработке шельфа, то в нефтяной сфере ситуация не так радужна. Япония рассчитывает на поставки нефти с месторождений Восточной Сибири по строящемуся нефтепроводу ВСТО. Однако поставки нефти по факту оказываются более приоритетными для Китая, куда направлено построенное ответвление ВСТО. Эксперты сомневаются, что Россия сумеет удовлетворять в одинаковой мере потребности и Японии, и Китая. Причем Китай уже получил гарантии поставок нефти на 20 лет, выделив «Роснефти» многомиллиардный кредит. Кроме того, в условиях кризиса неясно, в какой мере Россия способна осваивать новые месторождения Восточной Сибири.

Спустя несколько дней после поездки Медведева на Кунашир, накал страстей несколько утих. Япония заметно смягчила позицию, заявив, что временный отзыв посла не был знаком протеста, а затем было объявлено о его возвращении в Москву. На пресс-конференции в Токио генеральный секретарь кабинета министров Есито Сэнгоку также отметил, что правительство Японии выразит свою дальнейшую реакцию на поездку президента России Дмитрия Медведева на Южные Курилы, исходя из последующих действий Москвы.

Сейчас оба лидера Японии и России ограничены во внутриполитических ресурсах для продвижения по территориальному спору, хотя обе стороны уже несколько лет ищут новые подходы, которые могли бы позволить и «сохранить лицо», и выйти из тупика. Пока влияние внутриполитических факторов на ситуацию остается доминирующим, ожидать заметных сдвигов не приходится, а значит, двусторонние обострения отношений с последующим угасанием продолжат носить перманентный характер.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net