Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.11.2010 | Анатолий Медведев
ЕС дал добро
После подписания новых газовых соглашений между Россией и Польшей, Еврокомиссия пригрозила начать судебный процесс в отношении Варшавы, однако вскоре стало известно, что соглашения получили одобрение ЕС. Кроме того, европейские потребители российского газа впервые обратились в суд с требованием обязать поставщика снизить цены в долгосрочных контрактах до уровня биржевых. Итальянская Edison подала иск против дочернего «Газпрому» Promgas, мотивируя свои требования тем, что стоимость газа в 2011-2013 годах принесет компании убытки.
Два дополнительных протокола о внесении изменений в «Соглашение о создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Польши и его поставках в республику от 25 августа 1993 года» и дополнение к нему от 12 февраля 2003 года были подписаны 20 октября вице-премьерами России и Польши Игорем Сечиным и Вальдемаром Павляком. Эти документы стали итогом двух лет газового конфликта. Они предусматривают рост поставок российского газа в Польшу с 7,5 млрд кубометров до 9,7 млрд кубометров в 2010 году и до 11 млрд в год в 2012-2022 годах. Польша в ответ гарантировала транзит российского газа по трубопроводу Ямал-Европа до 2019 года.
Польша просила 10%-ную скидку, но, как сообщалось изначально, она так и не была предоставлена. Однако Москва все же пошла на существенные уступки, которые, по сути, и компенсировали формальное отсутствие скидок. «Мы получим более легкий доступ к сырью по низким ценам», - заявил Вальдемар Павляк. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в кулуарах пояснил «Коммерсанту», что в контрактах «будет применена гибкая система скидок на объем сверх предусмотренного контрактами минимума». По данным источников газеты, скидки составят 3% на объем сверх 75% от контракта и достигнут 10% на 25% объема при выборе 100%.
Однако на фоне попыток урегулирования газовой проблемы с Польшей трудности возникли с ЕС. Сначала энергокомиссар ЕС Гюнтер Эттингер встретился с Вальдемаром Павляком, убеждая его в необходимости открыть газопровод Ямал-Европа в Польше для любых трейдеров. Затем появилось сообщение польской прессы о том, что согласно заявлению Еврокомиссии, соглашение между Россией и Польшей нарушает европейские принципы ценовой политики; при этом, Москва и Варшава утверждают, что условия контракта не противоречат законодательству. В Еврокомиссии считают, что правительство Польши, согласившаяся на увеличение импорта российского газа, идет против Европы, которая борется с «газовой монополией» «Газпрома», писала польская пресса.
Однако, по словам Александра Медведева, представители ЕС активно участвовали в переговорах в Москве и в Польше, поэтому «окончательный вариант документов был предварительно согласован с Еврокомиссией по существу». Уже 4 ноября еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер положительно оценил российско-польское межправительственное соглашение об увеличении объема поставок природного газа по трубопроводу «Ямал-Европа». «Нам удалось обеспечить, чтобы межправительственное соглашение между Россией и Польшей было приведено в соответствие с законодательством ЕС. Это означает, в частности, что Gaz-System как оператор трубопровода будет отвечать за заключение контрактов на поставки на недискриминационной основе и что Польша может реэкспортировать российский газ, поставленный в Польшу», - говорится в тексте заявления Эттингера, распространенном его пресс-службой.
Тем временем, европейские потребители предприняли первую попытку оспорить долгосрочные контракты с «Газпромом» в суде. Как писал «Коммерсант», гендиректор итальянской компании Edison Умберто Квадрино сообщил, что подал в Стокгольмский арбитраж иск к Promgas, поставщику российского газа. «Я впервые иду на судебное дело по газовым вопросам в связи с заключенными долгосрочными контрактами. Думаю, это будет первый такой опыт и для «Газпрома», что означает особую важность судебных слушаний для всех», - пояснил он. Суть иска, по словам Умберто Квадрино, в том, что Edison несет убытки, закупая российский газ по долгосрочным контрактам намного дороже, чем он стоит на рынке. Аналогичные претензии уже предъявляли другие европейские энергоконцерны, но в суды они до сих пор не обращались, надеясь договориться с «Газпромом».
Политика заключения долгосрочных контрактов много лет отстаивается «Газпромом» как фундаментальное условие надежности поставок газа и энергобезопасности. ЕС также много лет активно сопротивляется этому, разрабатывая либеральное законодательство и ища альтернативные источники поставок газа. В кризис позиции российской газовой монополии в Европе резко ослабли из-за падения цен на газ, которые по контрактам оставались весьма высокими. Вся схема и идеология долгосрочных контрактов оказалась под большим сомнением.
Против «Газпрома» работает новая система либерализации газового рынка в ЕС. В сентябре ЕС начал утверждение «Закона о безопасности поставок газа», который может быть принят до конца года. В тексте закона, опубликованного на сайте Европарламента, говорится, что предлагаемые правила должны гарантировать равный для всех потребителей стран-членов ЕС доступ к поставкам газа. А газовую безопасность обеспечат «дополнительные ПХГ и объемы поставок, увеличение пропускной способности газопроводов, открытие контрактов на поставки (с указанием сроков и объемов) для Еврокомиссии и другие меры». Обеспечить коллективную газовую безопасность ЕС предполагается за счет объединения так называемых газовых островов — стран, которые фактически изолированы от других членов ЕС (за счет поставок, к примеру, только российского газа в одном направлении). Эти зоны должны обеспечить энергобезопасность стран в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В законе таковыми названы: «критические температуры в течение семи дней»; исключительно высокий спрос на газ минимум 30 дней либо нарушение работы одной из ведущих газовых инфраструктур ЕС при обычных зимних режимах (как, например, это произошло в ходе российско-украинской газовой войны в начале 2009 года). Все эти риски, говорится в законе, по статистике, случаются не чаще, чем один раз в 20 лет.
Все это противоречит стратегии продвижения «Газпрома» на европейский рынок и вызывает неприятие со стороны представителей российской власти. «Чрезмерная политизация газовой проблемы в Европе имеет место. И, по нашему мнению, это может усилить долгосрочные угрозы энергетической безопасности в регионе» — говорил недавно вице-премьер правительства Игорь Сечин.
Для России работа по долгосрочным контрактам — это не просто экономическая схема или попытка удерживать доминирующее положение. Это стратегия продвижения газовых интересов России в Европе, в том числе и за счет развития трубопроводного транспорта — «Южного» и «Северного потоков». А это, в свою очередь, основано на схеме «обмена активами», которую Москва на протяжении второго срока президентства Владимира Путина активно продвигала как образец для эффективных отношений между потребителями и производителями газа в Европе. В то же время, своего рода компенсирующим фактором стало налаживание отношений с Польшей, которая долгое время выступала едва ли не главным критиком действий Москвы, в том числе энергетических, на европейском рынке (например, именно Варшава инициировала обсуждение темы энергетической безопасности в рамках НАТО). Для «Газпрома» это также важно и с экономической точки зрения: новые контракты подчеркивают способность газовой монополии наращивать объемы падающего экспорта.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.