Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

22.10.2010 | Мурат Лаумулин

Барометр двусторонних отношений

11 октября состоялось событие, которое хотя и освещалось средствами массовой информации и стало известно широкой общественности, большее значение имело для экспертного сообщества. В этот день в рамках конференции «Актуальные вопросы казахстанско-российского сотрудничества на современном этапе», организованной Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), российским Институтом Каспийского сотрудничества (РФ) и Центром экономических и политических исследований «Тренды и Прогнозы» (РК), был создан Казахстанско-российский экспертный совет (КРЭС).

Данный совет будет своего рода барометром двусторонних отношений, которые заслуживают особого внимания. Казахстанско-российские отношения имеют важнейшее значение для всех без исключения интеграционных проектов в рамках СНГ. Мы в течение долгого времени наблюдали, как проблематично развивались российско-украинские отношения (которые в этом году вошли в стабильное русло). С недавнего времени в сложный этап вступили российско-белорусские отношения. В отличие от отношений России с этими республиками казахстанско-российские отношения никогда не знали острых кризисных периодов. Естественно, порой возникали трудности, но они всегда решались на компромиссной основе и партнерском духе. Поэтому отношения Казахстана и России являются уникальными на постсоветском пространстве. Это относится как к политической сфере, так и к экономике, не говоря уже о культурном и гуманитарном измерениях.

Именно для более эффективного измерения состояния двусторонних отношений и создается КРЭС, который будет на постоянной основе мониторить все аспекты отношений, заранее выявлять проблемные узлы и предлагать взаимовыгодные решения. Кроме того, совет будет заниматься информированием населения обеих стран о внутренней жизни страны-партнера. С этой целью уже создан сайт совета (www.), где каждый желающий может ознакомиться с целями, задачами и проблематикой совета.

Так то же представляю собой казахстанско-российские отношения по своей сути? Хорошо ли мы понимаем их характер и геополитическое значение для Евразии?

Дело в том, что казахстанско-российские отношения стоят особняком не только от отношений России с государствами Центральной Азии, но и с другими странами СНГ. С одной стороны, Казахстан – один из наиболее лояльных и надежных партнеров России на постсоветском пространстве, непременный участник всех интеграционных процессов. Однако, с другой стороны, Астана все чаще заявляет своей политикой, что имеет свои собственные национальные интересы, свое видение международной ситуации, свои приоритеты во внешней политике.

По многим объективным и субъективным причинам Россия и Казахстан остаются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами. Для РК российская территория – главное транзитное пространство, российский внутренний рынок – основной потреби¬тель казахстанской продукции, РФ – ведущий экономический партнер. Для Москвы же Астана является не только одним из ведущих экономических партнеров на постсоветском пространстве, местом нахождения ключевых военно-космических структур РФ, но и геостратегической зоной, ограждающей Россию от угроз с юга.Россия является основным внешнеполитическим партнером Казахстана. Россия и Казахстан являются соучредителями СНГ, Таможенного Союза/ЕврАэЭс, взаимодействуют в рамках ОДКБ, ШОС и СМВДА, участвуют в многосторонних переговорах по правовому статусу Каспийского моря. Таким образом, в казахстанско-российских отношениях присутствует заметно выраженный многосторонний характер. Принято выделять четыре этапа в развитии казахстанско-российских отношениях: 1) 1991-94 гг. – формирование правовой основы межгосударственных отношений; 2) 1994-98 гг. – определение основных направлений и форм двустороннего сотрудничества в политической, экономической и военной областях; 3) 1999-2004 гг. – расширение и углубление двустороннего сотрудничества в русле интеграционных процессов в рамках СНГ; 4) 2004 г. – до настоящего времени – переход на взаимодействие с многостороннего на двусторонний формат, реализация интеграционных проектов.

Возможно, условный «приход к власти» Д.Медведева знаменовал начало нового этапа, хотя 2008-2010 гг. все равно несут сильный отпечаток личности В.Путина. Первоначальный период казахстанско-российских отношений характеризуется установлением правовых отношений между двумя государствами на основе многовековых традиций добрососедства, дружбы и взаимной помощи братских народов, исконно проживавших на обширном евразийском пространстве.

В течение 1992-93 гг. Казахстан и Россия вели параллельные переговоры и строили отношения в различных сферах: финансово-экономической, военной, юридической, дипломатической. В эти годы происходил процесс взаимного отрыва от советского наследия и переход к отношениям на равноправной суверенной основе. В 1996-97 гг. взаимодействие между РК и РФ развивалось в рамках многосторонних переговорах по Каспийскому морю, Шанхайской пятерки и Таможенного союза четырех государств. В январе 1998 г. глава Казахстана Н.Назарбаев выступил с инициативой о создании единого таможенного пространства, которое было поддержано Россией, Беларусью и Кыргызстаном. На протяжении всех 1990-х гг. Россия оставалась главным торгово-экономическим партнером Казахстана.

В эти годы происходил процесс взаимного отрыва от советского наследия и переход к отношениям на равноправной суверенной основе. Важной частью этого процесса был распад рублевой зоны в 1993 г. Концепция Евразийского союза, провозглашенная президентом Назарбаевым в апреле 1994 г. в Москве, на лекции в МГУ, была логическим следствием официальной казахстанской доктрины евразийского моста.В апреле 1996 г. в ходе визита Б.Ельцина в Казахстан наметилось сближение сторон по проблеме Каспийского моря. Стороны подписали совместное заявление о сотрудничестве по использованию Каспия и пришли к соглашению о строительстве нефтепровода от Тенгизского месторождения до Новороссийска, что имело важнейшее значение для перспектив разработки нефтяных месторождений в Западном Казахстане. В 1996-97 гг. взаимодействие между РК и РФ развивалось в рамках многосторонних переговорах по Каспийскому морю, Шанхайской пятерки и Таможенного союза четырех государств. На протяжении всех 1990-х гг. Россия оставалась главным торгово-экономическим партнером Казахстана.

В конце 1990-х и начале 2000-х гг. отношения между Казахстаном и Россией и в целом российская стратегия в Центральной Азии вступили в новую фазу. Этот период совпал с двумя событиям: во-первых, резко обострилась угроза безопасности региону в связи с событиями в Афганистане, вторжениями боевиков ИДУ в соседние центральноазиатские государства; во-вторых, в Москве сменилось высшее политическое руководство, и президентом РФ стал В.Путин. Все это не могло не отразиться на динамике казахстанско-российских отношений.

В целом, Москва при В.Путине рассчитывала на лояльность Астаны по всем стратегическим вопросам двусторонних отношений. Вывод Казахстана из сферы российских стратегических интересов означал бы не только полную потерю Центральной Азии Россией, но и создание непосредственной угрозы военной безопасности РФ, ее экономическим интересам и утрату прежнего геополитического статуса. В сложных условиях 2004-05 гг., когда резко возросла угроза внешнего вмешательства во внутренние дела Казахстана, Москва оказала максимальную поддержку руководству РК на внешнеполитическом уровне. Благодаря целенаправленным действиям обеих сторон угроза реализации радикальной смены власти по сценарию «цветных революций» была снята с повестки дня.

Со своей стороны Казахстан полностью поддерживал все интеграционные усилия России, проводил чрезвычайно лояльную к ней политику в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и ЕЭП. При этом, поддержка РК порой могла негативно отразиться на двусторонних отношениях Казахстана с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья, а также на наших экономических интересах.

События в Киргизстане в 2005 г. крайне остро поставили вопрос о том, какую позицию займет Москва в случае обострения внутриполитической ситуации в РК и инспирирования извне т.н. «оранжевой революции». В отличие от Грузии и Киргизстана, безопасность РФ самым тесным образом связана с географической близостью с РК. Помимо естественных тесных связей в экономике и гуманитарном сотрудничестве, Россия имеет вполне конкретные и реальные интересы в Казахстане в области своей национальной безопасности.

К этим факторам относятся следующие: часть стратегической инфрастуктуры РФ расположена на территории РК; Казахстан и Россию связывают различные соглашения в области обеспечения безопасности как в рамках ОДКБ, так и на исключительно двустороннем уровне; военная промышленность и армии двух государств тесно связаны; в ряде соседних регионов РК Россия имеет геополитические интересы, прежде всего на Каспии. И главное, основной ядерный и стратегический потенциал России расположен в непосредственной близости от казахстанско-российской границы.

2005 год характеризуется беспрецедентной активностью казахстанско-российских отношений, которые носили чрезвычайно интенсивный характер; встреч на высшем уровне было одиннадцать. Москва оказала полную политическую поддержку Президенту Н.Назарбаеву с учетом фактора выборов. К числу настораживающих факторов можно отнести следующий. В начале октября 2005 г. в российском журнале «Финанс», который ссылался на источники в Кремле, появилась сенсационная статья главного редактора О.Анисимова «Казахская Русь», где рассказывалось о якобы секретных планах Москвы по созданию единого государства России и Казахстана. Во главе такого союзного государства мог бы стать В.Путин, а Н.Назарбаев в должности вице-президента мог бы продлить свои полномочия в Казахстане.Колоссальное значение для развития двусторонних отношений имел личный фактор – отношения между Президентом РК Н.Назарбаевым и всеми российскими лидерами – Б.Ельциным, В.Путиным и Д.Медведевым, который свой первый зарубежный визит совершил в Астану в мае 2008 г. Все российские президенты чрезвычайно высоко оценивали вклад Первого Президента Казахстана в развитие казахстанско-российских отношений.

Как считают российские эксперты, Москва заинтересована в том, чтобы «особые» политические ориентации казахстанс¬кой элиты (в т.ч. стремление к независимому поведению на международной арене) не становились непреодолимой преградой на пути развития сотрудничества экономик двух государств. Расширение взаимовыгодных связей в этой сфере, успешное продвижение двусторонних интеграционных проектов должно потянуть за собой и поли¬тическую сферу, сделав эти отношения более продуктивными и доверительными.

Стабильно тесными остались отношения между Россией и Казахстаном и в политической сфере. Астана неизменно выступает за развитие объединительных процессов, способствуя укреплению таких структур, как ОДКБ и ЕврАзЭС. В начале 2006 г. был создан Евразийский банк развития для кредитования совместных проектов в рамках СНГ, где соучредителями являлись Россия и Казахстан. Этот шаг был расценен в Кремле как проявление высшей степени лояльности со стороны РК и надежности как партнера. Со своей стороны, казахстанское руководство принимает активное участие в формировании единого экономического пространства (ЕЭП), включающего наиболее развитые в экономическом отношении страны Содружества - Россию, Белоруссию и Казахстан.

Но все это не означает, что между двумя партнерами и союзниками, каковыми в реальности являются РК и РФ, нет противоречий или элементов конкуренции. У российской стороны, судя по тональности комментариев со стороны московских экспертов, вызывали беспокойство переговоры, которые провел в Пекине Президент РК в конце декабря 2006 г., в ходе которых уже предметно обсуждались детали прокладки сразу двух трубопроводов для нефти и газа.

Но экономическое сближение РК с КНР все же вызывает в Москве не такое опасение, как смена внешнеполитической ориентации Астаны (на Запад). Москва не намерена допустить повторения «второй Украины в Центральной Азии. Нельзя исключать того, что уже сейчас в Москве изучают различные варианты дальнейшего политического развития Казахстана. Для России очевидно, что в случае дестабилизации ситуации в республи¬ке и ее вхождения в зону прямого американского влияния большинство российско-казахстанских проектов потеряют смысл и будут сорваны. С Казахстаном Россия потеряет всю Центральную Азию (а также Каспий и Кавказ), затем утратит свои позиции в ШОС, в Азии и в целом на международной арене.

Таким образом, интересы Москвы в отношении Казахстана носят долгосрочный и стабильный характер. Они сформировались еще в 1990-е годы и не претерпели принципиальных изменений. Тем не менее, в процессе трансформации международных отношений и геополитической ситуации в регионе, а также вследствие изменения положения РФ и РК на международной арене эти интересы могут варьироваться. К долгосрочным целям России в отношении Казахстана относятся следующие: максимально полная интеграция двух государств, подразумевающая реинтеграцию народно-хозяйственных комплексов, создание единого оборонного пространства, введение единой валюты.

Постепенно в отношениях РК и РФ нарастает проблема космодрома Байконур, который представляет собой важный и уникальный стратегический объект глобального значения. Спектр сотрудничества Казахстана и России минимизирован — он ограничивается сдачей в аренду Байконура и двумя проектами по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек» и спутника KazSat-2. Новых проектов на ближайшее время не предвидится. Другой проблемой в двусторонних отношениях является трансконтинентальный транзит. Отсутствие координации между Казахстаном и Россией в создании транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай может вызвать недоверие со стороны транснациональных транспортных компаний. Пока Казахстан, уже начавший реконструкцию дорог автокоридора на отдельных участках, наращивает темпы работ, Россия только проводит научные изыскания на предмет экономической целесообразности коридора.

В этом году в двусторонних отношениях произошли два важнейших события, имеющие историческую перспективу: создание Таможенного союза и подписание пакета из 27 соглашений президентами Н.Назарбаевым и Д.Медведевым в Усть-Каменогорске, которые затронули практически все сферы экономик Казахстана и России.

Главной и основной целью стратегии и конкретной политики России в отношении Казахстана является сохранение прочного внутриполитического и внешнеполитического положения республики, ее социальной и экономической стабильности, ее возможности проводить самостоятельную и независимую от внешнего давления, но в то же время дружественную по отношению к России политику.

Создание Казахстанско-российского экспертного совета в составе ведущих специалистов двух государств в самых различных областях политической и экономической жизни будет способствовать планомерному, поступательному и бескризисному развитию отношений между ведущими партнерами на постсоветском пространстве.

Мурат Лаумулин - д.п.н., главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, член Казахстанско-Российского экспертного совета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net