Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

16.11.2010

Автохлам для французов

Французская компания Renault после двух лет раздумий относительно целесообразности увеличения своего пакета в АвтоВАЗе до контрольного, вновь вернулась за стол переговоров. Опрошенные "Политком.ру" эксперты полагают, что передумать французов заставила в первую очередь госпрограмма по утилизации старых автомобилей, которая позволила АвтоВАЗу опережающими темпами наращивать продажи. Однако аналитики предупреждают, что в случае если Renault получит контроль над предприятием, иностранной компании предстоит решать массу вопросов, начиная с социальной значимости предприятия, его долгов и заканчивая необходимостью глубокой модернизации производства и постановки на конвейер новых моделей. Тем не менее, игра стоит свеч, никто моментально отдачи от этой сделки не ожидает, но в перспективе покупка контроля в АвтоВАЗе позволит компании получить серьезные преимущества перед своими конкурентами на российском рынке.

Денис Барабанов, Начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал"

На мой взгляд, здесь дело вот в чем. Действительно, в своем нынешнем состоянии АвтоВАЗ - крайне непривлекательный актив, с устаревшим модельным рядом, долгами, социальной ответственностью, необходимостью вкладывать большие инвестиции и так далее. Но, за АвтоВАЗом стоит государство, готовое оказать практически любую поддержку (что было продемонстрировано уже не раз). Россия - страна, закрывающая свой внутренний автомобильный рынок высокими пошлинами, что вынуждает компании строить заводы здесь. Российское население по большей части не может позволить себе машины среднего и высокого ценового сегментов. Реальный рынок для недорогих автомобилей, которые представляет АвтоВАЗ - огромен. То есть, есть политическая поддержка и есть рынок сбыта. Даже самые дешевые иностранные модели все же в другом ценовом сегменте (а для китайских моделей рынок фактически закрыт). Для Рено Автоваз крайне интересен тем, что завод можно перепрофилировать под изготовление своих моделей. Путь и в некотором роде завуалировано (под брендом Lada, с расширением модельного ряда и т.п.). Это даст экономию на объемах, это позволит с лихвой окупать разработку новых платформ для развивающихся стран.

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО)

Во второй половине 2008 – первой половине 2009 годах российская автомобильная промышленность находилась в особенно проблемном состоянии. От нее, по сути, ускользал рынок; правительственная программа поддержки потребителей «деньги за автохлам» еще не начала работать как следует. В таких условиях покупка компанией Renault АвтоВАЗа выглядела не очень разумным шагом. Лишь после того как власти смогли простимулировать спрос отечественный автопром начал оживать, а АвтоВАЗ начал казаться не грудой бесполезного старья, а хозяином рынка. Перспективы этой компании опять, как и до кризиса, стали оцениваться благоприятно. Ее проблемы можно было уже воспринимать как «некоторые недостатки», а не «губительные пороки». Возможная покупка контрольного пакета акций АвтоВАЗа приобрела для игроков иной смысл. Однако в случае приобретения АвтоВАЗа Renault должен будет добиться от российских властей продолжения курса на стимулирование покупателей. Без этого даже с новыми моделями автомобилей и модернизацией производства АвтоВАЗ будет иметь серьезные проблемы. Иностранные владельцы, вероятно, окажутся намного более эффективными управленцами, чем нынешний менеджмент.

Роман Ткачук, аналитик ИК "РИК-Финанс"

В случае АвтоВАЗа возможное увеличение доли Renault до 50% обсуждалось ещё в 2008 году. Тогда Renault от сделки отказались из-за финансовых проблем в компании, а также низких продаж АвтоВАЗа. Подтолкнуть к возвращению Renault за стол переговоров помог рост продаж АвтоВАЗа к докризисным уровням(правда, во многом это произошло благодаря программе утилизации автомобилей) и поддержка АвтоВАЗа со стороны первых лиц государства(напомним поездку премьера РФ В. Путина на Lada Kalina по трассе Чита-Хабаровск). Планируется, что сделка будет закрыта к 2014 году. Сейчас идёт стадия переговоров, многое зависит от цены, по которой будут покупаться акции АвтоВАЗа. Переход мощностей АвтоВАЗа под управление Renault может означать конец эпохи Lada. Вероятно, новые автомобили из Тольятти будут выпускаться на платформе Renault, разработанной французами. Планы Renault грандиозные - 40% российского рынка через 5 лет. В этом смысле покупка мощностей АвтоВАЗа - производственная необходимость. Renault имеет хороший опыт кризисного управления активами - в конце 90х команда Карлоса Гона, приобретя ряд заводов в Корее, вывела из кризиса одного из лидеров мирового автомобильного рынка - Nissan.

Лакеев Виталий, старший аналитик КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО)

Для Renault АвтоВАЗ является "входным билетом" на российский рынок. С помощью его мощностей и огромной дилерской сети французы могут существенно укрепить свои позиции на российском рынке. Нежелание Renault увеличивать долю в АвтоВАЗе в 2008-2009 г. объясняется финансовым кризисом, который достаточно серьезно отразился на автомобильной промышленности и на АвтоВАЗе в частности. Российский производитель понес многомиллиардные потери и лишь благодаря государственной поддержке избежал банкротства. Совершенно естественно, что на фоне этого французы не спешили увеличивать долю и взяли паузу. Кроме того, сама группа Renault в 2009 г. получила 2,7 млрд. евро чистого убытка, часть из которого пришлась на АвтоВАЗ (Renault консолидирует показатели российского автогиганта). Поэтому, усилия менеджмента Renault в первую очередь были направлены на повышение эффективности Renault, а не на поглощение убыточного российского завода. На мой взгляд, изменение точки зрения Renault (согласие на увеличение доли до контрольной) обусловлено несколькими факторами. Во-первых, российский рынок начинает восстанавливаться и спрос на автомобили растет, что вновь повышает привлекательность рынка. Во-вторых, данный вопрос, на мой взгляд, следует рассматривать не только с точки зрения интересов Renault, но и в рамках общего потепления франко-российских отношений (покупка Россией у Франции вертолетоносца Мистраль, вхождение Франции в проект газопровода "Южный поток"). На мой взгляд, если Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗ только выиграет, поскольку французы обладают необходимым опытом и технологиями, которые могут существенно повысить эффективность российского автопроизводителя.

Сергей Крылов, генеральный директор АНО "АСП "Автоспортивные проекты"

Я думаю, что основной причиной, повлиявшей на приостановку переговоров, стал именно экономический кризис, т.к. было достаточно сложно просчитать все риски приобретения такого достаточно крупного актива. Тем более, что Автоваз является градообразующим предприятием, что влечет за собой определенные обязательства. Сейчас, видимо, была проведена новая оценка рисков, которая позволила вернуться за стол переговоров. Я не считаю этот актив проблемным. Безусловно, есть ряд проблемных моментов, однако они решаются определенным количеством инвестиций - и тут, конечно, речь идет об очень крупных цифрах. Однако, на мой взгляд, этот проект вписывается в концепцию развития концерта Renault, которая направлена в первую очередь на целевую аудиторию с доходом ниже среднего. Автоваз интересен в первую очередь с точки зрения рынка сбыта, при котором основная прибыль будет получаться за счет оборота. Понятно, что при этом окупаемость проекта не один-два года - я думаю, что при таком объеме инвестиций речь идет о 5-7 годах.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"

Собственно, Renault никуда и "не выходил" из-за стола переговоров, потому что полноценных крупномасштабных переговоров с оценкой актива с подключением инвестбанков и не велось. Были отдельные переговоры между сторонами, были предложения о продаже части госдоли, но так, чтобы стороны достигли предварительного согласия и начали вести многомесячные переговоры, фактически такого не было. Renault неоднократно заявлял об интересе к нашему рынку, и к АвтоВАЗу в частности, поэтому нет ничего удивительного, что стороны начали консультации по увеличению доли альянса Renault-Nissan в тольяттинском гиганте. И если раньше французы не проявляли интереса к увеличению своей доли в АвтоВАЗе, потому что видели, что он собой представляет, то к сегодняшнему дню, ситуация стала другой. Ведущий российский автопроизводитель уже давно меняется, обновляет свой модельный ряд, перестраивает структуру, становится более эффективным, снижает издержки и т.д. и т.п. То есть, это уже не тот прежний неповоротливый гигант из советского прошлого, который был всем известен прежде. Так что нет ничего удивительного в том, что альянс сейчас готов вести переговоры и увеличивать свой пакет АвтоВАЗа. В результате этого Renault-Nissan получит оперативный контроль над его повседневной деятельностью, свободу в определении стратегии развития завода, возможность быстрого внесения необходимых изменений в его работу, в продуктовую линейку, в управленческую команду. То есть завод, после перехода контроля к альянсу, очень быстро может стать типичным западным автопроизводителем.

Подготовил Максим Логвинов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net