Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.11.2010 | Алексей Портанский

Премьер Путин – хороший дипломат

В преддверии нынешнего визита в Гераманию премьер Владимир Путин изложил свою амбициозную программу расширения сотрудничества с ЕС по ряду ключевых направлений. Соответствующая статья за его подписью была опубликована в газете Sueddeutsche Zeitung. Создание «сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока», затем и зоны свободной торговли, выработка «общей промышленной политики», реализация совместных программ для малого и среднего бизнеса, создание единого энергокомплекса и др. – таковы главные пункты этой программы. Однако на немцев все это впечатления не произвело и даже вызвало некоторое непонимание.

Девять лет назад, осенью 2001 г. президент В.Путин выступил в германском бундестаге. Это выступление на немецком языке произвело на Германию и на европейское сообщество огромное впечатление. Некоторые расценили речь российского президента как начало новой эры международной политики, другие были сдержанны, но общей эффект был безусловно позитивным. Потом Путин, как глава государства, в течение нескольких лет общался с главой германского правительства Герхардом Шредером, с которым у него сложились довольно теплые и даже доверительные отношения. Не удивительно, что Путину всегда нравилось общаться с германскими партнерами, с которыми, если надо, можно было обходиться без переводчика. Кстати, Г.Шредер и после ухода с поста канцлера – так уж вышло – оказался именно в таком месте (в декабре 2005 г. он возглавил комитет акционеров North European Gas Pipeline Company, компании-оператора Северо-Европейского газопровода – прим.авт.), на котором, похоже, и желал его видеть В.Путин. Что тут скажешь: на германском направлении Путину просто везло.

Реагируя на нынешние инициативы российского премьера, канцлер Ангела Меркель сказала: "Я бы отнеслась к этому с некоторым скептицизмом. Недавние шаги России направлены в другую сторону". Реакция вполне адекватная и объяснимая. Но самое интересное заключается не причинах подобной позиции г-жи Меркель (об этом ниже), а в том, предвидел ли такую реакцию Путин. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Во всяком случае, можно сказать, что во времена «друга Шредера» нашему лидеру даже в голову не пришла бы мысль о возможном непонимании его очередных инициатив немецкой стороной.

Теперь несколько слов по существу произшедшего. Да, для германской стороны в лице канцлера Меркель, как и для европейской стороны в целом, весьма непросто понять нынешний призыв Москвы к созданию зоны свободной торговли. Как продолжила Меркель, «недавние шаги России направлены в другую сторону», имея в виду создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Ведь дело в том, что вплоть до весны 2009 г. вопрос о создании зоны свободной торговли абсолютно ясно присутствовал в повестке дня переговоров Россия-Евросоюз: стороны исходили из того, что создание такой зоны должно начаться сразу после присоединения России к ВТО. Одновременно Москва, Астана и Минск планировали заняться созданием Таможенного союза лишь после того, как все трое обретут членство в ВТО. Июнь 2009 г. резко спутал все карты – в Москве было заявлено о намерении присоединяться к ВТО Таможенным союзом ( от чего потом вынуждены были отказаться).

Осенью того же 2009 года автору этих строк пришлось выступать на международном круглом столе в Брюсселе как раз по вопросу перспектив зоны свободной торговли с ЕС в связи с созданием Таможенного союза трех республик. Честно говоря, нужных аргументов, которые могли бы удовлетворить недоумевавшую европейскую сторону, явно не хватало. Внятных объяснений с российской стороны не последовало и позднее. Отсюда и сегодняшняя реакция Ангелы Меркель.

Но и это не все. Теперь уже не совсем понятно, какую зону свободной торговли имеет в виду Путин, а какую Меркель. Судя по контексту, Путин по-прежнему подразумевают зону свободной торговли между РФ и ЕС. Но проблема-то в том, что после создания нашего Таможенного союза соответсвующая компетенция передана с нашего национального уровня на наднациональный, т.е. на уровень Таможенного союза. Иными словами, мы не можем теперь сами решать подобные вопросы без Астаны и Минска. Меркель это, конечно же, понимает, отчего ее недоумение только возрастает. А что имеет в виду Путин? К сожалению, пояснений на этот счет он не дал.

Насчет «общей промышленной политики» тоже не могут не возникнуть вопросы. Перед Россией с ее крайне изношенными основными фондами стоят скорее задачи реиндустриализации. Что касается Германии и Западной Европы в целом, то там давно уже постиндустриальное общество, экономика знаний. Следовательно, и общую промышленную политику нам выстроить будет не так просто.Сравнивать проблемы малого и среднего бизнеса в Германии/ЕС и России тоже как-то странно. Там этот бизнеса действительно развит и дает порядка 70-80% ВВП, у нас же – лишь около 17%. Там успех малого и среднего бизнеса связан с конкуренцией на рынке, что естественно, у нас перед его представителями сплошь и рядом стоит проблема физического выживания в условиях давления криминала и силовиков.

Говорить о создании единого энергокомплекса тоже выглядит пока весьма отдаленной целью, - в ходе последних саммитов Россия-ЕС основные противоречия как раз и были сосредоточены вокруг подходов к проблемам энергетической сферы.

Тем не менее, судя по сообщениям из Германии, Владимир Путин высказал удовлетворение реакцией Ангелы Меркель на его статью. И это правильно: премьер должен быть и хорошим дипломатом.

Алексей Портанский – Ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net