Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.11.2010 | Максим Логвинов
Купировать крылья конкурентам
Отставка Юрия Лужкова с поста мэра Москвы ведет не только к масштабному "перекрою" столичного строительного рынка, но и глобальным изменениям в структуре Московского авиаузла, включающего такие аэропорты, как Внуково, Шереметьево и Домодедово. Все эти аэропортовые активы в скором времени могут сменить владельцев, а контроль над всем авиаузлом в конечном итоге получит государство.
На днях стало известно, что весной следующего года IPO может провести Домодедово. Теоретически деньги могут пойти на строительство еще одного пассажирского терминала, либо возведение третьей взлетно-посадочной полосы, но эксперты полагают, что тем самым собственники аэропорта намерены оценить свой бизнес перед его последующей продажей. Правительство Москвы также изъявило желание избавиться от доли в аэропортовом комплексе "Внуково". Что касается Шереметьево, то аэропорт в скором времени может быть приватизирован. Во всех трех случаях катализатором смены собственника стала как отставка Лужкова, так и связанная с позицией предыдущих столичных властей высокая конкуренция между аэропортами Московского авиаузла.
Не секрет, что в той же Европе сложно было бы себе представить сосуществование трех конкурирующих между собой аэропорта в рамках одного авиаузла. Как правило, в крупных городах есть один крупный пассажирский и один грузовой терминалы. В Москве первоначально так и предполагалось: Домодедово строился с прицелом на значительные пассажирские перевозки, Внуково строился с расчетом на правительственную авиацию (ныне к ней прибавилась еще и бизнес-авиация), а Шереметьево должно было стать крупным грузовым хабом. Однако в процессе перехода страны от плановой экономики к рыночным отношениям, контроль над авиационными активами получили различные лоббистские группы: Шереметьево осталось под контролем государства, Домодедово отошло к коммерческим структурам, а Внуково развивалось, основываясь на смешанном праве собственности (правительство Москвы и сторонние инвесторы). Как известно, самым привлекательным направлением аэропортового бизнеса, если конечно не считать сопутствующие услуги, оказываемые на территории терминалов и вблизи них, является перевозка пассажиров. Поэтому все три аэропорта начали активно развивать это направление, перетягивая друг у друга "одеяло" в виде пассажиропотока. Самым ярким примером этой конкуренции является отнюдь не перекрытие Ленинградки, как многие думают, а статистика перевозок пассажиров. Мало кто помнит, но еще лет восемь назад, Внуково перевозило пассажиров больше, чем Домодедово. Сейчас в это верится с трудом, но именно такие данные содержатся в аналитическом обзоре, которое подготовило ООО “Прогресстех” по заданию комитета по транспорту Госдумы.
Используя значительные лоббистские и финансовые возможности, бывший градоначальник Юрий Лужков стремился вернуть Внуково утраченные позиции. Для этого в аэропорту был возведен новый, современный терминал. Однако амбиции не давали возможности признать очевидное: Внуково изначально строился как современный аналог аэропортов для бизнес-джетов, в этом аэропорту перекрещивающиеся взлетно-посадочные полосы, что не дает возможности принимать большие лайнеры. Конечно, можно построить еще одну "взлетку", но это требует грандиозных инвестиций, которые оцениваются почти в 1 млрд. долларов и то без учета стоимости выкупаемых под нужды аэропорта земель. Второй проблемой Внуково является его сложная транспортная доступность. Дело в том, что из этого аэропорта (но другого терминала), как и в советские времена продолжают вылетать правительственные борта, что время от времени создает проблемы с перекрытием дорог в данном направлении. И последнее - Внуково находится уже фактически в пределах жилой зоны Москвы и дальнейшее наращивание пассажиропотока может вызвать недовольство жителей как самого АО Внуково, так и районов Солнцево и Переделкино. В этих условиях, со сменой власти в Москве, вектор развития собственного аэропортового хозяйства изменился на диаметрально противоположный. Московские власти подтвердили, что готовы продать свои авиационные активы — доли в аэропорту Внуково и авиакомпании "Москва", но рассчитывают получить за них очень высокую цену — не менее 3 млрд долл. По мнению экспертов, данная оценка значительно завышена и, если правительство не снизит цену, покупатель на эти активы найдется нескоро. "Я за то, чтобы продать эти активы дорого", — заявлял экс-руководитель столичного департамента транспорта и связи Василий Кичеджи.
Однако говорить о том, что Внуково - самый проблемный столичный аэропорт, было бы не совсем правильно. У Шереметьево проблем не меньше. То же отсутствие третьей взлетно-посадочной полосы, те же сложности с транспортной доступностью. Вот только Москва пока не настолько разрослась, чтобы жилые дома подходили вплотную к границам аэропорта. Хотя стремительно увеличивающийся в размерах подмосковный город Лобня уже ощущает на себе транспортные сложности из-за близости терминала. Что касается Домодедово, то после решения проблем с арендой земли под аэропортом, конфликт из-за которого "выпил" немало "крови" у собственников аэропорта, сложностей с его развитием, на первый взгляд, не осталось. Однако есть сложности с собственниками: формально он принадлежит "Ист Лайн", но кто конечные собственники, официально не разглашается. Также до последнего времени тайной за семью печатями были и результаты операционной деятельности терминала. Несмотря на такую скрытность, на днях стало известно, что Домодедово готовит следующей весной IPO. Мнения экспертов по данному вопросу разделились: одни считают, что аэропорт намерен строить новый терминал, либо третью взлетно-посадочную полосу, другие уверены, что нынешние собственники терминала, в свете последних событий, намерены его продать.
События вокруг Московского авиаузла за последние полгода действительно произошли экстраординарные. Устав наблюдать конкуренцию между аэропортами, после перекрытия Ленинградки, власти сказали конкурентам "брейк". Теперь вопрос о том, как развивать авиаузел, вынесен на правительственный уровень. Эксперты не исключают, что государство намерено получить контроль над портами, но не в качестве мажоритарного акционера, а создав регулирующую службу, которая займется вопросом дальнейшего развития аэропортов. Краеугольным камнем в этом вопросе является строительство третьей взлетно-посадочной полосы, которая сделает терминал, где она будет возведена, недосягаемым для конкурентов. Пока за право получить "добро" на стройку борются Домодедово и Шереметьево.
Сначала согласие властей получило Шереметьево, но затем чиновники передумали. Все это является ничем иным, как отражением лоббистской войны. Возможно, именно по ее результатам нынешние собственники Домодедово и будут принимать решение о целесообразности дальнейшего владения этим активом.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.