Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.12.2010 | Елена Супонина
Джихад из Подмосковья
Джихад в Афганистане против присутствия американских войск в регионе остается привлекательным не только для местного населения, но и для некоторых людей молодого и среднего возраста из разных стран мира, в том числе из России. Несмотря на ужесточение контроля над радикально настроенными мусульманами, кто-то из них все-таки умудряется преодолеть кордоны на пути в Азию. Впрочем, не все из них добираются до своей цели.
Так, в настоящее время в соседнем с Афганистаном государстве Пакистан под арестом содержатся 13 иностранцев, среди которых могут быть россияне. Они находятся в тюрьме Исламабада и были задержаны на северо-западе страны по подозрению в причастности к экстремистским группировкам, действующим в Пакистане и Афганистане. Российское посольство в Исламабаде уже оповещено об этой ситуации и прилагает усилия для прояснения личностей арестованных и их дальнейшей судьбы. Об этом «Политком.ру» стало известно из надежного дипломатического источника, пожелавшего остаться неизвестным.
Среди экстремистов, арестованных и уничтоженных на территории Пакистана, все еще продолжают попадаться люди с российскими документами. Однако специалисты из пакистанской Межведомственной разведки (ISI), в штаб-квартире которой автор этих строк побывала на днях в составе небольшой делегации политологов, говорят о значительном снижении числа подозрительных россиян по сравнению с девяностыми годами. И в любом случае их гораздо меньше, чем выходцев из других – в основном мусульманских - государств бывшего Советского Союза.
Тем не менее, в конце октября этого года еще трое россиян с большим трудом смогли освободиться из тюрьмы города Кветта, что на западе Пакистана возле границы с Афганистаном. Этот город расположен в пакистанской провинции Белуджистан, на север от которой уже начинается Зона племен – самая проблемная в Пакистане. По данным «Политком.ру», молодые люди из Башкирии, Татарстана и Подмосковья были арестованы еще летом 2009 года и вышли на свободу за недостатком улик и только благодаря содействию российского генерального консульства в Карачи, с которым связались пакистанские власти. Один из них – Марат К., наполовину татарин, наполовину русский по национальности.
Вероятно, это тот самый Марат Корчагин, который давно известен местным спецслужбам. Еще пять лет назад пакистанские газеты писали о задержании россиянина, которому на момент тогдашнего ареста летом 2004 года было 23 года. Тогда он был арестован на армейском блокпосту при проверке документов, оказавшихся поддельными, в приграничном районе Северного Вазиристана. Эта территория входит в Зону племен, обладающую особым статусом и мало подконтрольную центральным властям Пакистана. Это один из беднейших районов страны, где даже нет нормальной чистой воды. Зато есть контрабанда оружием, торговля наркотиками и базы экстремистов. Пакистанская армия время от времени в рамках борьбы с терроризмом проводит там свои военные операции.
Как рассказывал тогда бригадный пакистанский генерал Махмуд Шах, на допросе задержанный сначала назвался Абидом Аязом. Он мог изъясняться по-английски и на нескольких местных наречиях, но с акцентом, и вскоре признался, что он Марат из Подмосковья, кстати, из интеллигентной семьи среднего достатка. Его связи с «Аль-Каидой» не подтвердились, и позже он был освобожден, и вот снова попал в поле зрения пакистанских военных. Наши источники объясняют, что у него не было пакистанской визы, только иранская. Известно, что из Ирана попасть в Афганистан сложнее из-за более жесткого пограничного контроля, поэтому некоторые пытаются пробраться в воюющую страну с пакистанской стороны. В Пакистан же они добираются нелегально из того же Ирана потому, что получить иранскую визу гораздо проще, нежели пакистанскую.
Версия самого Марата сводится к тому, что он таким сложным способом добирался до своей семьи, поскольку женат на пакистанке. Она пуштунка – как многие афганцы и пакистанцы. У этой интернациональной пары трое детей. В Афганистан же наш соотечественник вовсе не собирался, а шел пешком в город Банну на северо-западе Пакистана, где и проживает его семья. Документы это подтверждают.
Не совсем доверяя этому объяснению, но и не имея желания еще один год держать в переполненной тюрьме россиянина без особых на то правовых оснований, пакистанцы предпочли переложить заботу о нем и его товарищах на плечи российских коллег. Им предлагали даже забрать вместе с этой троицей еще двоих грузин, но безуспешно – те остались в Кветте. А вот трое молодых россиян уплатили символический штраф и под надзором российских дипломатов отправились в аэропорт, где им уже на деньги российского государства были приобретены авиабилеты до Москвы транзитом через Эмираты по 600 долларов на каждого. Добрались ли они до столицы нашей родины или исчезли на полпути – неизвестно.
Район Северного Вазиристана возле границы с Афганистаном – это место, где необычные и вызывающие подозрение иностранцы появляются регулярно. В частности, как сообщало американское информационное агентство «Ассошиэйтед Пресс», в конце августа 2009 года там была задержана интернациональная группа из более десяти человек, среди которых также был россиянин. Трое из них, включая женщину с ребенком, имели гражданство Швеции, еще несколько – Турции, один – Ирана. Некоторые мужчины были одеты в женские мусульманские балахоны, скрывавшие лицо, но маскировались неумело и насторожили военных, дежуривших на блокпосту.
Пакистанские власти обычно называют всех лиц, задержанных возле афганской границы, членами международной группировки «Аль-Каида». Однако при дальнейшем разбирательстве выясняется, что это не всегда так и арестованных отпускают, хотя нередко после нескольких лет тюрьмы. Что касается «Аль-Каиды», то она теперь входит в списки запрещенных террористических организаций почти всех государств мира. В Пакистане такой список состоит из 26 группировок, в России – из 19, но «Аль-Каида», что в переводе с арабского означает «База», в обоих перечнях идет на первом месте.
Тем не менее, офицеры пакистанской Межведомственной разведки в беседе с автором этих строк не стали скрывать того факта, что вместе с коллегами из Саудовской Аравии и американского ЦРУ участвовали в создании «Аль-Каиды» в середине 1980-х годов. «Группировка была нужна, чтобы бороться с советскими войсками в Афганистане. Но потом она вышла из-под контроля. Из чего можно сделать вывод, что само ее создание было ошибкой», - говорят сегодня сотрудники пакистанской спецслужбы.
А генерал Аббас Атхар, возглавляющий департамент межведомственных общественных связей (есть такая необычная служба в Пакистане, занимающаяся контактами между военными и гражданскими структурами) в интервью «Политком.ру» высказал еще одну интересную мысль: «Сложность еще в том, что людям надо объяснить, почему в те годы мы призывали подняться на борьбу с советскими войсками в Афганистане, а теперь, наоборот, караем за такую же борьбу с пришедшими туда другими чужеземными войсками, то есть с НАТО во главе с США».
Елена Супонина - востоковед, Исламабад – Карачи, специально для «Политком.ру»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.