Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2005 | Георгий Ковалев

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ДЕПУТАТЫ

Новые политические инициативы Владимира Путина, прозвучавшие в ходе оглашения им последнего послания Федеральному собранию, начинают претворяться в жизнь. Вчера председатель комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин провел первое заседание рабочей группы по подготовке проекта закона о парламентских расследованиях. Пока что готов только предварительный текст документа, подготовленный экспертами. Предполагается, что в течение лета проект закона будет согласован со всеми инстанциями, включая администрацию президента и Генпрокуратуру, а осенью будет вынесен на рассмотрение нижней палатой парламента.

Стоит напомнить, что если руководствоваться классическими представлениями о парламенте как об органе государственной власти, Федеральному Собранию должны вменяться три функции: представительная (отстаивание интересов людей, являющихся гражданами государства), законодательная (собственно законотворческий процесс) и контрольная (в частности, подразумевающая проверку деятельности исполнительной власти). Во многом на этой последней функции парламента в странах с демократическим политическим режимом и зиждется так называемая система "сдержек и противовесов". В современной России институт парламентаризма, существующий в и без того гипертрофированной форме, по факту изначально был лишен контрольной функции (отсутствовала практика парламентских расследований, столь распространенная на Западе). Иллюзию некоего контроля над ситуацией со стороны российского парламента и его независимости от президента и правительства создавало лишь наличие Счетной палаты, подконтрольной законодательному органу власти. Однако ровно год назад депутаты Госдумы одобрили поправки к закону о СП, которые предусматривали утверждение кандидатур на должность главы этого ведомства и его заместителя только по представлению президента России. В результате принятия этих поправок за парламентом, по сути, уже де-юре были закреплены только законодательная и представительная функции. Сама СП оказалась подконтрольной президенту, а потому о независимости этого органа теперь можно говорить лишь в том случае, если принять на веру беспристрастность президента, который выступает в роли арбитра, стоящего над схваткой различных политических сил и ветвей власти.

Спустя десять месяцев после принятия поправок к закону о СП в ежегодном обращении президента России Федеральному Собранию впервые прозвучало предложение закрепить на законодательном уровне и внедрить в российскую политическую практику институт парламентских расследований. Что именно подтолкнуло Владимира Путина выступить с подобного рода инициативой, остается только гадать. То ли это было вызвано осознанием того факта, что институт парламентских расследований существует в любом демократическом государстве (а ведь послание президента было выдержано в ключе приверженности идеалам демократии). То ли этому способствовал опыт создания комиссии по расследованию трагедии в Беслане, в ходе деятельности которой ни одна государственная тайна не была рассекречена, общественное мнение, хоть и с большим скепсисом, но было удовлетворено фактом создания подобной комиссии, а со временем само парламентское расследование было вытеснено и из информационной, и из публичной повесток дня, что, видимо, и являлось главной целью ее создания.

Как бы там ни было, но уже вчера состоялось первое заседание рабочей группы, призванной разработать текст закона о парламентских расследованиях. На специально созванном брифинге по результатам заседания Владимир Плигин заявил о том, что парламентские комиссии можно будет создавать по инициативе одной пятой части палаты при поддержке простым большинством голосов. Кроме этого, председатель комитета Госдумы по госстроительству отметил, что работа комиссий по расследованию должна иметь открытый характер - с участием журналистов, которые, впрочем, не будут допущены к гостайнам, оперативной информации и частной жизни фигурантов расследования. В свою очередь вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что комиссия может создаваться на основе двух палат парламента, что "позволит объединить усилия без дублирования". При этом брифинговавшие вчера депутаты подчеркнули, что для введения института парламентских расследований не потребуется специальных поправок к конституции. Между тем в распространенных вчера документах содержатся заключения экспертов, которые свидетельствуют о том, что контрольная функция парламента прописана практически во всех конституциях демократических стран. Более того, порой прописаны даже общие процедуры парламентских расследований, следственные комитеты работают на постоянной основе. В этой связи, как считают многие ученые и политики, "целесообразно внесение соответствующих изменений и дополнений в статьи 102 и 103 Конституции РФ, что подтверждается общемировой практикой, которая показывает, что если действующее законодательство не предусматривает необходимость включения права на парламентское расследование в Основной нормативный акт государства, то в дальнейшем на практике снижается эффективность его проведения".

Впрочем, несмотря на эти замечания, депутаты не намерены вносить соответствующие поправки в российскую конституцию, видимо, по-прежнему придерживаясь точки зрения, что Основной закон государства еще не исчерпал своего потенциала. В действительности же это, судя по всему, обусловлено конъюнктурным характером российской политики, а также виртуальностью политического процесса. Формализм и иллюзорность - вот, пожалуй, главные черты политики сегодняшнего дня. Форма и суть редко сочетаются. Скажем, в странах "развитой демократии" круг вопросов, которые могут стать предметом расследования, вообще не ограничен. В предложенном же российском варианте парламентские комиссии могут создаваться по вопросам, "имеющим особое государственное значение или в связи с грубым нарушением прав и свобод человека и гражданина". Более чем общая формулировка. Более того, в соответствии с текстом документа парламент не может проводить расследования по обстоятельствам, по которым возбуждено уголовное дело. А если учесть, что по результатам любого чрезвычайного происшествия, имеющего общественный резонанс, в России автоматически возбуждается уголовное дело, выводы напрашиваются сами.

Впрочем, уже то, что зашла речь о возвращении парламенту его функций - это хорошо. Орган государственной власти, который упоминается на страницах и отечественной, и зарубежной прессы с атрибутом "марионеточный", не может быть авторитетным ни в одной международной организации. Понимание в том числе и этого, видимо, и обусловливает появление инициативы введения в политическую практику института парламентских расследований.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net