Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.12.2010 | Валерия Филимонова
Четыре составляющих борьбы с коррупцией
10 декабря в Министерстве юстиции РФ состоялось заседание рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества. Тема заседания - «Антикоррупционный мониторинг законодательства и правоприменения», которое открыл Министр юстиции РФ Александр Коновалов.
Среди первых выступивших был Александр Федоров – первый заместитель Министра юстиции, Владимир Плигин – председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству и президент Центра политических технологий Игорь Бунин. В своем выступлении глава ЦПТ обозначил четыре основных составляющих борьбы с коррупцией, которая сегодня является системной проблемой.
Первое. Выполнение 26 рекомендаций Группы государств по борьбе с коррупцией Совета Европы (GRECO). На данный момент Россия выполнила только половину. Принятие всех этих рекомендаций сужает возможности для коррупционного поведения, избавляет от искусов и сокращает возможные лазейки обхода закона. По мнению Игоря Бунина, важно изменить подход к подаркам чиновникам, должен существовать некий кодекс этики, и необходима отдельная статья о конфликте интересов (чтобы не было прецедентов, таких, как, например, когда Лужков принимал решения в пользу Батуриной), вдобавок к этому, важно переводить все больше услуг в электронную форму. Однако выполнение этих рекомендаций вовсе не означает, что с коррупцией будет покончено. Человеческий ум настолько изворотлив, что легко найдет лазейки и решения против таких мер.
Второе Карательные меры. Президент ЦПТ отметил, что необходимо затронуть сферу расходов. Если чиновник будет вынужден отчитываться по поводу любого крупного расхода, то это даст больше возможности для контроля за его поведением и возможными коррупциогенными действиями. В этом смысле ярок пример Сингапура, который с помощью административных и технических мер избавился от коррупции, причем оставшись авторитарной страной. После того, как бывший премьер-министр Ли Куан Ю посадил за коррупцию одного из своих братьев и двух близких друзей, в сферу чиновничества пришел настоящий испуг.
Помимо этого, продолжает политолог, нужна пиаровская кампания, направленная на то, чтобы люди осознали, что общество находится в тупике. Например, итальянское общество осознало это, когда убили следователя Фальконе и его жену, страна была возмущена подобным злодеянием. Тогда рухнула вся партийная система, после чего началась модернизация и операция «чистые руки». В России сейчас такой повод есть – это станица Кущевская, где совершенно очевидно - законченный вариант коррупционного поведения, превратившегося в мафиозное. Это могло бы дать возможность для достаточно жесткого психологического воздействия и на элиту и на общественность. К сожалению, эта кампания, хотя и началась, сейчас приобрела инерционный характер.
Третье. Изменение политической системы. Для борьбы с коррупцией должна существовать реальная политическая конкуренция, в том числе независимые суды, свобода СМИ и т.д. Если сейчас решение о выступлении на центральном телевидении, о регистрации общественных организаций и политических партий фактически принимает Администрация президента, это означает, что на самом деле в России независимых институтов не существует. И без изменения этой ситуации, изменить общество и воздействовать на коррупцию невозможно.
Однако возникает проблема генезиса коррупции и ее исторических основ. В России коррупция существовала всегда. Борьбу с коррупцией начал Николай I и в царствование Николая II она была частично ослаблена, но не была побеждена полностью (вспомним Распутина), но какие-то черты коррупции реально исчезли. Поэтому решение этой проблемы с условным названием «проблема правового нигилизма», требует подхода к коррупции как к системному явлению, в которую вовлечены все элементы системы.
Четвертое. Игорь Бунин обозначил этот пункт как «бюрократический феномен». Изменение бюрократического феномена - очень длительный процесс и требует меньшей коррупциогенности закона, иной подход к личности, иное отношение рядового чиновника. Еще в опубликованной в 1963 году книге Мишеля Крозье «Бюрократический феномен», была описана французская система бюрократии, где существовали четкие разделения на иерархические страты, и где были невозможны неформальные отношения между представителями разных страт. Такой системе сложно найти ход инновациям, и считается, что французы решают проблемы инноваций, застоя и закупорки общества выходом на улицу.
В России же элита не подчинена универсальным правилам. Например, она пользуется VIP-проходом и не подвергается таможенному досмотру, таким образом элита обходит закон о том, что пассажир не вправе ввозить в страну товар на сумму больше, чем 60 000 руб. Элиту не проверяют, а если и проверяют, то это однозначно специальный заказ. Благодаря мигалкам, элита не испытывает проблем пробок. Вообще элитная группа в России отделена от общества. К тому же, российские законы настолько дискриминационны, масштабны и глупы, что дают возможность для любого толкования.
Поскольку почти все законы носят дискреционный характер, а коррупциогенные элементы включены в законодательные решения и подзаконные акты, то для того, чтобы чиновникам использовать эти возможности, они должны на какое-то время отключить действие этих законов. Это дискреционное правило действует не только для того чтобы обогатить, например, таможенников, но и для того, чтобы наказать неугодного власти. Если необходимо, этот механизм включается практически автоматически с помощью высших сил, когда может быть арестована бывшая служащая ЮКОСа, которая провозит через границу не 10 000 долларов, а 10 000 евро, после этого она оказывается в КПЗ. То есть этот дискреционный механизм включается, когда необходимо выполнить формальные действия, согласно закону (собрать штрафы при выполнении плана или наказать какого-то чиновника) и выключается, когда представитель власти готов неформально договориться и получить деньги. Вообще, для того, чтобы получить взятку необходимо постоянно пребывать в готовности к неформальному поведению. И низкостоящий чиновник, с которым договаривается простой потребитель, является важным элементом такой системы.
В итоге, по мнению главы ЦПТ, все это порождает негативное и враждебное отношение к государству с его таможенниками, милиционерами и т.д. Возникает противостояние по манихейскому принципу: мы и они. Мы – это простые люди, они – это государство.
Подытоживая свое выступление, Игорь Бунин отметил, что если не изменить систему, если не начать постоянный мониторинг на коррупциогенность законопроектов и подзаконных актов, то эта знаменитая российская система останется навечно. Поэтому в такой мониторинг должна быть включена простая проверка: фокус-группы, экспертные интервью, которые позволят выявить, в чем выражалось коррупциогенность того или иного закона.
В выступлениях участников заседания прозвучала мысль о том, что важно обратить внимание на сам состав чиновников. Чиновники класса А должны быть повышены в должности, у них появиться быть больше свободы, а чиновники более низших классов, которые не причастны к принятию решений, могут остаться на таком же уровне. Глава ЦПТ добавил, что важно создать конкурентность при вступлении в должность чиновника, чтобы поступление на госслужбу не было основано на личных связях и неформальных отношениях, а была бы жесткая меритократическая система отбора, когда бы чиновник класса А был бы назначен на высокооплачиваемую должность благодаря своим профессиональным качествам.
По итогам заседания рабочей группы, участники договорились о подготовке предложения по укреплению взаимодействия Минюста России и институтов гражданского общества.
Валерия Филимонова – руководитель PR-департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.