Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.01.2011 | Ольга Мефодьева
Путин выполнит медведевский госзаказ
12 января 2011 года Владимир Путин подписал программу изменения нормативной базы, касающейся системы государственного заказа. Подобное решение обусловлено летним поручением президента РФ Дмитрия Медведева, который, заслушав доклад о махинациях с томографами, поставил перед премьером задачу до 1 февраля 2011 года принять меры для исправления ситуации с государственными закупками. План действий предполагает внесение ряда законодательных поправок в Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», составление новых законопроектов и поручений. С момента подписания программы борьба за контроль над госзакупками перейдет в новый более ожесточенный формат. Возрастет ли роль Минэкономразвития? Будет ли сохранена фактическая монополия ФАС в мониторинге госзаказа? И как будут регулировать закупки госкорпораций?
В 2005 году руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и подопечные министра экономического развития Германа Грефа разработали законопроект, который впоследствии превратился в ФЗ 94, регулирующей сферу государственных закупок. В теории ФЗ призван был повысить эффективность государственных закупок и снизить коррупционную составляющую этой сферы посредством обеспечения доступа к участию в закупках всех хозяйствующих субъектов, снижения стоимостных порогов, начиная с которых закупки должны проходить в формате тендеров, создания единого портала для госзаказа, где должны были размещаться все тендеры, деперсонализации и унификации требований к поставщику во избежание «особого» толкования тех или иных критериев чиновниками. В общем, закон создавал достаточно простые, на первый взгляд, механизмы госзаказа, которые, по мнению авторов, позволяют осуществлять эффективный контроль и не допускают создания манипуляционных схем. На практике оказалось, что считавшееся преимуществом закона быстро превратилось в его недостаток. Чрезвычайная формализация сильно ударила по закупкам высокотехнологичной техники (коими являются те самые злополучные томографы) – закон не позволял учесть качество поставляемого оборудования, поставщики, участвуя в конкурсах, в качестве своего конкурентного преимущества выставляли наиболее низкую стоимость в отношении к начальной стоимости госзаказа. Спустя несколько лет стало ясно, что, упрощая методы контроля, ФЗ не позволяет гарантировать самое важное – качество заказа, его исполнения и конечного результата, делая основной акцент на том, что тендер проведен по всем нормам.
Несколько лет дискуссия о законе имела кабинетный характер и заключалась в том, что монополию ФАС на контроль за госзакупками пыталось оспорить Министерство экономического развития, предлагая создание Федеральной контрактной системы – электронной платформы, где будут размещаться все государственные заказы на всех уровнях власти и во всех регионах. Это, по мнению Минэкономразвития, позволит осуществлять мониторинг этой сферы. Пилотные системы запускают в нескольких регионах, но они также не решают главной проблемы – отсутствие механизма контроля эффективности процесса и результатов закупок. Иными словами, как обеспечить качественную закупку? Или как априори предотвратить закупку кроватей с золотыми вензелями? Решение всех этих вопросов обещает существенным образом оптимизировать траты федерального бюджета – речь идет о нескольких триллионах рублей.
Всего со времени принятия закона были внесены 19 поправок. ФЗ критиковала Счетная палата, естественные монополии и государственные корпорации, которые всячески сопротивлялись попаданию под юрисдикцию данного закона, подчеркивая его неэффективность в части поставки высокотехнологичного оборудования. В 2009 году Государственный университет – Высшая школа экономики под руководством проректора Андрея Яковлева и Александра Шамрина подготовил и презентовал доклад «Анализ функционирования системы государственных закупок и разработка предложений по ее совершенствованию», в котором подробно описал существующие проблемы 94 ФЗ и вытекающие из них последствия. Спустя чуть более полугода президент Дмитрий Медведев на одном из совещаний поручил начальнику Контрольного управления РФ Константину Чуйченко проверить закупки томографов. Дальше все мы помним развитие этой истории – доклад Чуйченко на примере нескольких регионов, генпрокурорская проверка, выявившая коррупцию и неэффективность и, наконец, поручение Медведева Путину исправить ситуацию до 1 февраля 2011 года. Суть подписанной 12 января 2011 года программы нормативных изменений рамочно и в некоторых позициях учитывает рекомендации экспертов, а в большинстве случаев просто обозначает направления для раздумий для правительственных ведомств, которые с новой слой продолжат свою прежнюю кабинетную борьбу.
Пока из позитивных начинаний можно выделить стремление планировать государственные заказы, что позволит на начальных этапах рассчитывать целесообразность и желаемый результат хотя бы наиболее крупных закупок. Важно и то, что к чиновникам пришло понимание о том, что государственный заказ, закупка и результат должны быть единым технологическим процессом. Сейчас главной интригой является то, какое ведомство будет осуществлять контроль за функционированием этой технологической цепочки. На сегодняшний день на эту роль претендуют – Минэкономразвития, предложившее Федеральную контрактную систему, ФАС, контролирующее исполнение 94 ФЗ и инициировавшее создание электронных торговых площадок, Счетная палата, которая вместе с ТПП РФ будет проверять адекватность госзакупок в оборонном секторе, и Контрольное управление президента РФ, активно комментирующее ситуацию вокруг государственного заказа и оптимизации расходования бюджетных средств. Главный вопрос остается открытым – кто будет главным в госзакупках и будет ли вообще таковой, если вдруг новый формат закона не потонет в пучине внутриэлитной борьбы за лакомый кусок бюджетных ресурсов.
Ольга Мефодьева – эксперт Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.