Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.01.2011 | Николай Пахомов
Сотрудничество без вариантов
Государственный визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Вашингтон способствовал некоторому улучшению американо-китайских отношений. Причины этого понятны – эти отношения сегодня просто не могут не улучшаться. Две столь непохожие державы современного мира оказались настолько зависимы друг от друга, что у Пекина и Вашингтона не остаётся альтернатив продолжению сотрудничества. Для остального мира выгодно такое развитие событий – полномасштабная американо-китайская конфронтация стала бы настоящей катастрофой для мировой политики и, в особенности, мировой экономики.
Американские журналисты, общественники и некоторые эксперты продолжают составлять список возможных причин для американо-китайского конфликта. Кто-то делает это для убеждения американских властей в недопустимости такого конфликта, кто-то, напротив, старается поддержать в себе и соотечественниках патриотический дух, стараясь убедиться, что только Америка способна справиться с задачей сдерживания авторитарного азиатского монстра.
Сторонников второго подхода к пониманию американо-китайских отношений много среди журналистов. Они получили повод для торжества, когда американские репортёры на пресс-конференции по итогам переговоров буквально заставили Ху Цзиньтао отвечать на вопрос о правах человека в Китае.
По установленному для таких мероприятий порядку американские и китайские журналисты задавали вопросы по очереди. Когда вопрос о защищённости прав человека в Китае задал первый американский журналист, спросил он обоих лидеров. Ху Цзиньтао сделал вид, что вопроса не слышал, после чего сразу начал отвечать на следующий вопрос китайской журналистки. Однако следующий американец под одобрительный гул коллег напомнил, что вопрос о правах человека остался без ответа.
Ху Цзиньтао не убежал, не расплакался и даже не покраснел, сказал, что вопрос ему не перевели (перевели, уверены свидетели) и спокойно озвучил несколько общих формулировок о многочисленности проблем быстро развивающегося Китая. Даже при самых больших усилиях этот конфуз не тянет на ожидаемую многими журналистами и правозащитниками обструкцию, которой США могли бы подвергнуть Китай за недостаточное следование западным стандартам.
Тут следует вспомнить, что за всё время президентства Джорджа Буша-младшего не было ни одного государственного визита председателя КНР в США, хватало и других, повышенно нагруженных глубочайших смыслом жестов, призванных продемонстрировать неправоту Китая. Но в Китае всего этого либо не замечали, либо отвечали действиями не менее символическими.
Любители китайских успехов могут заметить, что КНР сегодня настолько окрепла, что может себе позволить не только не обращать внимания на попытки Америки «учить» Пекин «хорошим манерам», но и в ответ третировать США. На такие предложения также ответил состоявшийся визит Ху Цзиньтао: по рассказам очевидцев, хотя на закрытых переговорах во время саммита царила весьма прохладная атмосфера, договорённости развивать сотрудничество всё равно были достигнуты.
КНР и США сегодня нужны друг другу, а продолжение их экономического симбиоза необходимо мировой экономике. Сегодня на планете нет хоть сколько-нибудь конструктивных сил, которым было бы выгодно банкротство или любой другой тяжелейший экономический кризис в Америке. Крах американского рынка ипотеки в 2008 году нанёс серьёзнейший удар по всей мировой экономике. Более серьёзные катаклизмы приведут к ещё более тяжёлым проблемам для всего мира.
«Слишком большие, чтобы позволить им упасть» - так в США говорят о крупных финансовых учреждениях, которые официальный Вашингтон в борьбе с кризисом поддерживал любой ценой, в том числе на деньги пострадавших от деятельности этих учреждений налогоплательщиков. В международных отношениях эта ситуация повторяется сегодня в американо-китайских отношениях. С одной стороны, Америка может избежать национального банкротства с помощью китайских займов. С другой, китайская экономика по-прежнему зависит от экспорта потребительских товаров, которые производятся или собираются в Китае, а США для этих товаров один из крупнейших рынков.
Более того, эффективных решений проблемы хронических бюджетных дефицитов в Америке не видно, и перед Пекином скоро может встать непростая альтернатива – давать Вашингтону в долг по первому требованию или рисковать всё потерять после того, как должник объявит о своём банкротстве. Обама уже неоднократно демонстрировал, что в своей внешней политике он старается быть рациональным и отказаться от прежних, устаревших идеологических штампов, поэтому и на этот раз в своих комментариях китайской внутренней политики он был осторожен, понимая значение американо-китайского сотрудничества.
Если бы он повёл себя по-другому и, скажем, опережая журналистов, строго спросил бы Ху Цзиньтао, отчего же председатель не ответил на первый вопрос американского журналиста, вряд ли от этого права всех нуждающихся в Китае оказались бы мгновенно защищены. Китайцы ничем не хуже граждан любого другого государства, где люди добились защищённости своих прав сами без внешнего вмешательства. Как велики бы ни были проблемы китайских правозащитников, подвергать всю систему международных отношений и мировую экономику опасности кризиса ради их решения едва ли целесообразно.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.