Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
02.02.2011 | Валерий Выжутович
Портфельная эволюция
Аппарат правительства - в ожидании сокращения. Численность его сотрудников будет урезана на 5 процентов. Таково подписанное недавно распоряжение премьер-министра Владимира Путина. К 31 марта количество правительственных чиновников должно быть доведено до 1453 человек.
Секвестр правительственного аппарата производится согласно президентскому указу о сокращении численности государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов. Оптимизация штата будет проходить поэтапно. В нынешнем году численность сотрудников правительственного аппарата снизится на 5 процентов, в 2012-м - еще на 5, а в 2013-м - на 10. Таким образом, аппарат правительства будет сокращен на 20 процентов. По подсчетам Минфина, это даст бюджетную экономию в 43,4 миллиарда рублей.
Попытки сократить госаппарат предпринимаются регулярно. Год назад Дмитрий Медведев на 100 человек уменьшил президентскую администрацию. О том, что штат госчиновников непомерно раздут, не раз говорил Владимир Путин. И обращал внимание на такой парадокс: число госслужащих вроде бы сокращается, а расходы на их содержание растут. Например, численность региональных чиновников в 2009 году уменьшилась на 4 процента, а затраты на их содержание возросли на 6 процентов. Что ж, давно замечено: сколько ни сокращай российский госаппарат, он постоянно разрастается. И всякая оптимизация штата неизменно приводит к тому, что чиновников становится не меньше, а больше. Растет число заместителей у министров и руководителей федеральных агентств. Тут и там появляются новые департаменты. Целесообразность создания новых штатных единиц и чиновничьих структур всякий раз убедительно обосновывается. Но проходит время - и находятся столь же весомые резоны для сокращения и упразднения.
Впрочем, когда затевалась административная реформа, никто и не говорил, что изменение числа и рассадки должностных лиц, деление ведомств на правоустанавливающие (министерства), правоприменительные (агентства) и контрольно-надзорные (службы) - меры самодостаточные. Было понятно: структурные новации - лишь стартовое условие для перевода государственной машины в новый, более эффективный режим. Организационный хаос, возникший поначалу, лишь подтвердил, что «портфельная революция» невозможна - живая реальность не умещается в умозрительные схемы и конструкции, сколь бы совершенными они ни казались на стадии кабинетных расчетов.
То, что мы наблюдаем сегодня, - это, скорее, «портфельная эволюция». Но по-прежнему наблюдается разрастание госаппарата. Разрастание вопреки стратегическому замыслу, но в полном соответствии с законом Паркинсона: чиновник множит чиновников. При этом разделение функций между министерствами, агентствами и службами не всегда четко прописано. Скажем, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека наделена функцией «лицензирования видов деятельности» и «государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов». А основными функциями Федерального агентства морского и речного транспорта являются «издание индивидуальных правовых актов, ведение реестров, регистров и кадастров». Создается впечатление, что в обоих случаях ведомства заняты не своим делом. Но так уж устроен чиновник. Он хочет и сам устанавливать правила, и сам контролировать их исполнение. Это способ приумножения власти.
И вот еще одна попытка довести госаппарат до оптимальных размеров. Речь, разумеется, не только о сокращении. Речь о повышении эффективности власти. Реорганизация тех или иных структур, уменьшение численности сотрудников - это лишь один из способов сделать власть более эффективной. Но в том-то вся штука, что сценарии аппаратных преобразований пишутся самими же чиновниками. То есть теми, кто, собственно, и является важным и отнюдь не последним объектом этих преобразований.
Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников (по доле должностных лиц федерального уровня в остальном населении наша страна, как ни трудно в это поверить, отстает от Европы и США). Важно другое - какова она, отечественная бюрократия. И прежде всего - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению. Регистрация, оформление паспортов, выдача всяческих справок и разрешений - по тому, как чиновники справляются с этой рутинной работой, можно судить, сколь эффективен в целом госаппарат. Заодно получить представление и о степени его коррумпированности. Кстати, разговоры о том, что достойное жалованье - лучшая профилактика чиновничьего мздоимства, - прекраснодушная болтовня. Если государство определяет правила игры на рынке и выступает на этом же рынке самостоятельным игроком, коррупция будет воспроизводиться в автоматическом режиме.
Попутно заметим и вот что. Власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты (Дмитрий Медведев назвал ее «архаичной») во многом напоминает «подбор и расстановку кадров», то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура. С одной лишь разницей, отмеченной президентом: современные кадровые службы «работают менее эффективно».
Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие «рынок труда» на сферу государственного управления почему-то не распространяется. На смену иерархическому отбору с присущим ему тасованием одной и той же той кадровой колоды не пришел открытый рыночный отбор. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой и теплой должностью. С тех пор мало что изменилось. Система органов власти у нас по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От вечного, неутомимого создания «сдержек и противовесов». От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.
Административную реформу пытались проводить едва ли не все отечественные правители - каждый в свое время. Такую задачу ставил и Владимир Путин, констатируя, что «колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом».Как показывает многовековой российский опыт, отчасти запечатленный творениями Гоголя и Щедрина, госаппарат у нас реформированию не поддается. И в этом - его неубывающее могущество.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.