Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Право

03.02.2011 | Михаил Поздняков

От закона тоже бывает польза

Несмотря на явную суровость нынешнего приговора, срок, назначенный судьей Данилкиным по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, мог бы быть и на 3-4 года больше. Аргументы адвокатов и обвиняемых в отношении недоказанности обвинения и наличия процессуальных нарушений на приговор не повлияли. Непреодолимым обстоятельством стало предшествовавшее судебному решению изменение уголовного закона. Ирония ситуации заключается в том, что улучшением своего положения — по сравнению с тем, что могло бы быть еще год назад, — подсудимые обязаны не своим адвокатам, а президенту России Дмитрию Медведеву, инициировавшему изменение Уголовного кодекса.

Суд приступил к рассмотрению дела в марте 2009 г. Изменения в закон были внесены в апреле 2010 г. Для подготовки такого законопроекта нужно два — максимум три месяца. С учетом прошедшего в январе — феврале 2010 г. обмена письмами между администрацией президента и правительством проект начал разрабатываться не ранее осени. Таким образом, замысел законопроекта возник после марта 2009 г. И хотя смягчение уголовного законодательства было частью скромных мер по защите предпринимателей в России, разработчики «президентского законопроекта» не могли не понимать, что принятые изменения напрямую затронут дело Лебедева и Ходорковского.

Судья отказался высказывать собственное мнение по вопросу о виде и мере наказания, полностью приняв позицию обвинения, изложенную в прениях. Но пока шли слушания по делу, был изменен уголовный закон. Это и стало основной причиной для смягчения наказания.

В прежней редакции санкция за легализацию преступных доходов составляла от 10 до 15 лет лишения свободы, а в новой — от семи до 10 лет. Была не только уменьшена возможность репрессивного воздействия по одной статье, но скорректирована в меньшую сторону возможность назначения наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров. Потолок снизился с 22,5 до 15 лет, поскольку общее наказание не может превышать наказание за наиболее тяжкое преступление более чем в 1,5 раза. Можно предположить, что если бы продолжала действовать прежняя норма, то обвинение попросило бы 12-13 лет за легализацию. Соответственно, если бы судья действовал точно таким же образом, т. е. по букве закона и воле прокурора, общее наказание должно было бы составить около 19 лет лишения свободы.

Тактика «сигналов», т. е. публичных высказываний главы государства о смене намерений или приоритетов руководства, не срабатывает: на то они и сигналы, что необязательны к исполнению. Сигналами предпринимательский климат улучшить не получается. Казалось бы, явный рост социальной напряженности и конфликтов в обществе накладывает дополнительную ответственность на судей, поскольку разрешение конфликтов — одна из важнейших функций судебной системы. Спрос на справедливость растет, но российские судьи явно не готовы брать на себя ответственность за важные решения, продолжая придерживаться идеологии легализма и буквы закона. В такой ситуации оказывается, что пока есть только один действенный механизм изменения судебной и правоприменительной системы в сторону снижения ее репрессивности. Это дальнейшее смягчение уголовного законодательства в отношении экономических преступлений. При всей понятной пессимистичности ситуации с процессом Ходорковского и Лебедева это было единственное, что сработало.

Михаил Поздняков — научный сотрудник Института проблем правоприменения

Материал опубликован в газете «Ведомости» 03.02.2011, 18 (2784)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net