Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.02.2011 | Николай Пахомов
Дискуссии и реальность
В последнее время исследователи и журналисты всё активнее живописуют оторванность элит по всей планете от своих более бедных и менее одарённых сограждан. Общим местом стало утверждение, что современные элиты по-настоящему глобальны – общность своих интересов они осознают скорее, чем нужды отдельных народов и государств. Народное восстание в Египте совпало с проведением в Давосе Всемирного экономического форума и дало основания задуматься, могут ли, во-первых, элиты совершенно отгородиться от широких масс, и, во-вторых, какие силы сегодня способны позаботиться о глобальной стабильности.
С одной стороны, остаются определённые сомнения в исключительной ценности давосских встреч. Когда ведущий информационной передачи одного из влиятельных американских СМИ в прямом эфире попросил постоянного участника заседаний Всемирного экономического форума привести пример обсуждений, в рамках которых были найдены решения какой-либо глобальной проблемы, последний растерялся и ответить не сумел.
С другой стороны, вряд ли собрания на швейцарском курорте служат для выработки этих решений – куда важнее представителям мировых элит собраться, увидеться, поговорить, познакомиться, лишний раз почувствовать свою принадлежность к избранным. В этом смысле размышляющие о глобальности современных элит совершенно правы – у американского инвестиционного банкира, индийского магната, российского олигарха и богатого бразильского плантатора найдётся куда больше общих тем для общения, чем у всех этих господ с их менее удачливыми в жизни соотечественниками.Но совсем забыть о массах элиты не могут – это показали события в Египте. И дело даже не в том, что между элитами и массами существует некое противостояние, просто верхи не могут совсем отгородиться от низов, как это описывается в книгах некоторых зажиточных американских фантастов; проблемы общие для всех, богатым, успешным и мудрым надо хотя бы делать вид, что они озабочены решением этих проблем.
Однако не всё так просто: даже если разработать верные в теории решения, для их исполнения представителям элит нужно будет сотрудничать, то есть преодолеть в себе многие инстинкты, навыки и умения, позволившие им в эти элиты войти. Обыкновенно лидеры делового мира, найдя какое-нибудь оригинальное, работающее решение стараются сделать всё, чтобы сохранить его в секрете, тем самым закрепить своё преимущество перед конкурентами.
Современные глобальные проблемы требуют противоположного образа действий: решения нужно искать сообща и вместе их реализовывать. На словах ведущие предприниматели это признают, но пока не понятно, готовы ли они так же действовать – пока практически за каждой благотворительной кампанией лидеров делового мира можно без особого труда увидеть часть усилий этих лидеров улучшить свой имидж.Заставить думать о нуждах широких масс предпринимателей могло бы глобальное правительство. Но такого не существует, национальные же правительства не справляются даже с регулированием экономической жизни внутри границ государств. Кажется, что несколько лучше дело обстоит в демонстрирующих сегодня рекордные темпы экономического роста государствах-лидерах развивающегося мира, где правительства активно участвуют в экономической жизни. Но такая модель экономического развития в значительной степени основана на национализме – правительства азиатских стран, экономика которых сегодня стремительно растёт, сотрудничают с национальным предпринимательством, места для заботы о глобальных проблемах всего человечества просто не остаётся.
Неудивительно, что положение в развивающихся странах с каждым годов на давосских встречах обсуждается всё больше – растёт значение этих государств. Однако по большому счёту так и не началось обсуждение того, что ждёт мир, когда на мировой арене случится столкновение интересов этих государств, пускай, даже не в таких масштабах, как было это во время колониального раздела и передела планеты, приведших к Первой, а потом и, во многом, по её результатам, Второй мировой войнам.
Обсуждения международного терроризма, глобального потепления климата, мирового экономического кризиса и других планетарных проблем как-то отодвинули в последние годы на второй план споры специалистов о природе современных международных отношения. Но и десять лет назад такие споры казались сугубо теоретическими: какая разница, сколько полюсов будет в мировой политике после биполярности холодной войны?
Затем темы для обсуждения политологов всё больше начали перемещаться из категории «потенциальные вызовы» в категорию «острые кризисы», стало не до теоретических споров. Но вопрос не разрешился: дискуссии о многополярности или других вариантах устройства международных отношений это фактически попытки определить лидера или лидеров, способных повести за собой человечество.
События в Египте не только продемонстрировали возможности масс. Они ещё раз показали, что современная мировая политика хаотична. Кризис в североафриканской стране далек до своего завершения. Начинают проявляться его негативные последствия для мировой экономики – одни потенциальные проблемы в работе Суэцкого канала чего стоят. Последствия эти могут самым чувствительным образом отразиться на многих давосских завсегдатаях, однако при всём своём влиянии вмешаться они могут только в весьма ограниченной степени. Более того, не существует ни государства, ни международной организации, способной эффективно и с гарантией навести порядок в Египте. (Даже официальный Вашингтон судорожно пытается выработать ответ на египетское восстание.) Конечно, хочется надеяться, что мероприятия, подобные Всемирному экономическому форуму, помогут сделать современные международные отношения более стабильными. Однако пока такую стабильность можно рассматривать скорее в теоретической плоскости.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.