Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.07.2005 | Михаил Сергеев
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ
Социологи и экономисты готовы предложить обществу и правительству новую стратегию инновационного развития России. Разработать ее решили участники заседания круглого стола "Управление знаниями в современной экономике", состоявшегося 29 июня в Центре развития информационного общества (РИО-Центр). Необходимость создания альтернативной стратегии движения к экономике знаний вызвана, в частности, тем, что в последние годы доля инновационной продукции в России практически не увеличивается. В то же время в развитых странах около 80% ежегодного прироста ВВП обеспечивается именно за счет инноваций в сфере производства и управления.
С докладом на заседании круглого стола выступил сотрудник Института экономики РАН проф. Борис Мильнер, который обратил внимание на тот факт, что в современных инновационных экономиках инвестиции "в знания" увеличиваются значительно быстрее, чем инвестиции в основные фонды. Одновременно формируется отрасль экономической науки и науки управления, которая получила название "управление знаниями". В момент появления этого термина под "управлением знаниями" понималась только сфера высоких технологий и технологических новаций. Однако практика последних трех десятилетий показала, что "управление знаниями" формирует основную часть прироста стоимости компаний во всех отраслях деятельности.
В странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - в 90-е годы инвестиции в знания увеличивались в год в среднем на 3,4% против 2,2% для основных фондов. А 90% общего объема знаний человечества, измеренного в физических единицах, получено за последние 30 лет. По мнению Бориса Мильнера, эти факты наиболее ярко свидетельствуют о переходе от экономики использования природных ресурсов к экономике знаний.
Объектом "управления знаниями" являются нематериальные активы организаций, объединяемые общим термином "знания". "Знания" - это специфические активы, для которых характерны отсутствие осязаемой формы, долгосрочность использования и способность приносить доход. Эти активы нередко называют "невесомым богатством".
К нематериальным активам, в частности, относятся:
- вложения в человеческий капитал и в научно-исследовательские работы;
- интеллектуальный капитал;
- корпоративная культура, включая моральные ценности и нормы, обладание стандартами, ответственность;
- торговая марка, бренд, репутация компании, ее имидж;
- ноу-хау, сферы компетенции, навыки, формализованные знания (патенты, руководства, лицензии, процедуры);
- процессы управления (руководство и контроль, обмен информацией, управленческая информация);
- сложившаяся устойчивая клиентская база, сеть поставщиков, надежность и качество;
- профессионализм менеджеров и персонала, высокий уровень их компетентности.
На протяжении большей части XX века рыночная стоимость компаний была преимущественно стоимостью материальных активов (зданий, сооружений, оборудования, запасов и т.д.), фиксируемых бухгалтерской отчетностью. Рыночная стоимость практически совпадала со стоимостью балансовой. С начала же 1980-х годов стал заметно возрастать отрыв рыночной капитализации от стоимости материальных активов. Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является показателем стоимости нематериальных активов, представляющих собой "знания". "Этот разрыв в стоимости доходит до 5, 10, 30 раз", - поясняет Борис Мильнер.
Однако "управление знаниями" для российских компаний еще не стало действенным инструментом высокотехнологичного развития. Предпринимательская активность в области инноваций в экономике России невелика - и в абсолютном выражении, и в сравнении со странами Запада. В наиболее развитых странах доля инновационно-активных предприятий достигает 80% (в среднем по странам ОЭСР - 50%), а в России она составляет менее 10%.
"По результатам обследований, доля новой инновационной продукции в объеме отгруженной продукции в России год от года не растет или даже уменьшается", - отмечает Борис Мильнер. - Большинство наукоемких отраслей России находится только в начале компьютерной революции, т.е. между третьим и четвертым технологическим укладами. Технологии пятого уклада, глубоко и основательно проникшие в экономику развитых стран, в широком масштабе в России пока не применяются".
Российская наука практически пока еще не обеспечивает последовательного создания "банка знаний", крайне необходимого для преодоления технологического отставания от развитых стран. Сегодня в России в год продается примерно в 5 раз меньше патентных заявок, чем в Германии; в 10 раз меньше, чем в США; и в 15 раз меньше, чем в Японии. Всего в России за последние 5 лет в среднем за год было подано примерно 30 тыс. заявок на изобретения (в США - 280 тыс., в Японии - 360 тыс., в ФРГ - 140 тыс.)
Эффективность управления знаниями находится в прямой зависимости от применения современных информационно-коммуникационных технологий. Как показывают обследования инновационно-активных предприятий, в качестве технологий "управления знаниями" они используют: Интернет (93%), интрасети (78%), хранилища данных/средства интеллектуального анализа (63%), системы управления документооборотом (61%), системы поддержки принятия решений (49%), программное обеспечение коллективной работы (43%).
В России, по мнению докладчика, остро стоят не только вопросы инновационного развития, но и простого воспроизводства, так как уровень износа основных фондов предприятий "запредельно велик". "Ссылаться на переходные периоды и переносить на более поздние времена задачу управления знаниями было бы колоссальной ошибкой с неисчислимыми последствиями для развития экономики", - утверждает Борис Мильнер.
Соглашаясь с основными положениями доклада Бориса Мильнера, участники круглого стола обратили внимание на существующие в нашей стране препятствия на пути развития экономики знаний. В частности, директор Института социальной экономики РАН Александр Рубинштейн к практическим препятствиям для "управления знаниями" относит:
- недружественный характер отношения нынешнего госуправления к тем сферам, где формируются знания;
- недружественный характер реформы образования - фундаментальной сферы, от которой зависит развитие экономики знаний;
- недружественный характер реформы бюджетных учреждений, результаты которой могут оказаться направленными против сектора знаний.
Теоретические противоречия (которые, впрочем, имеют вполне практические проявления) ученый видит в сложности количественной оценки интеллектуального капитала, а также в проблемах коммерческого использования такого общественного ресурса, как знания. "Как можно управлять знаниями, если вся среда препятствует этому", - задается риторическим вопросом директор Института социальной экономики РАН.
Олег Юнь (главный научный сотрудник ФГУП "Центр информационных технологий и Систем органов исполнительной власти") также считает, что нет признаков заинтересованности правительства в переходе на инновационный путь развития экономики. В то же время обследования российских учебных заведений фиксируют заметное снижение уровня знаний.
В качестве первого шага для преодоления нынешней враждебности экономической политики к сфере знаний Ольга Вершинская (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН) предложила написать "манифест" или проект стратегии перехода России к обществу знаний. При этом Ольга Вершинская отметила значительную разницу между формулируемым президентом вектором развития в направлении к инновационной экономике и реальными шагами правительства.
Руководитель Центра инвестиций и инноваций Института экономики РАН Николай Новицкий видит препятствие для инвестиций в "сферу знаний" в отсутствии долгосрочной стратегии развития экономики. По мнению Николая Новицкого, ясная стратегия развития страны на 10-15 лет вперед могла бы создать для инвесторов, ученых, предпринимателей и исследователей более определенные условия и ясную перспективу.
Идею разработки новой стратегии перехода российской экономики к инновационному пути развития поддержали также директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, руководитель Центра исследований социальных проблем ИМЭПИ РАН Татьяна Чубарова и ректор Института бизнеса и права Эдвард Абгарян. Необходимым этапом разработки стратегии, по мнению Руслана Гринберга, должны стать объективные количественные исследования и сравнения. "Без объективных данных работа над стратегией развития может превратиться в идеологический спор оптимизма с катастрофизмом", - предупредил директор Института экономики РАН.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.