Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.03.2011 | Виталий Портников

Случайные соперники

Центральная избирательная комиссия Казахстана зарегистрировала четырех кандидатов на пост президента страны. Помимо бессменного главы государства Нурсултана Назарбаева на пост президента будут баллотироваться представитель Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков, сенатор Гани Касымов и эколог Мэлс Елеусизов. Не нужно объяснять, что никакой реальной конкуренции Назарбаеву другие кандидаты составить не могут. Да, собственно, у них и нет таких намерений - тот же Елеусизов говорит о том, что прежде всего хочет привлечь внимание общества к экологическим проблемам страны.

На первый взгляд, никакой особой проблемы в отсутствии реальной конкуренции Назарбаеву нет и быть не может. Авторитет казахстанского президента неоспорим, никаких серьезных политических сил и лидеров, которые могли бы их представлять и не допущены к президентской гонке, в Казахстане нет. Более того, Назарбаев сам фактически настоял на проведении выборов. Как известно, досрочные выборы на пост президента Казахстана стали альтернативой проведению референдума, который должен был бы продлить полномочия Назарбаева на долгие годы - но сам глава государства отказался от такой процедуры и пошел на выборы, чтобы продемонстрировать доверие общества к своей кандидатуре в борьбе с другими желающими.

Но все это - всего лишь формальности, скрывающие безальтернативность самой системы власти и отсутствие в обществе самой возможности найти фигуры - а значит, и позиции - которые могли бы изменить ситуацию в стране. Конечно, можно счесть, что и менять ничего не нужно, раз и так все стабильно. Однако такая констатация факта больше не работает на фоне событий на Ближнем Востоке. В странах, где с политической арены уходят казавшиеся вечными правители, тоже старались соблюдать демократические процедуры - в Египте уж наверняка. Были и оппозиционные партии, и оппозиционные кандидаты. Хосни Мубарак с точки зрения политического профессионализма вполне может быть сравним с Нурсултаном Назарбаевым. Но в один прекрасный момент оказалось, что пропасть между властью и обществом непреодолима, что большая часть населения не считает президента, которого еще недавно воспринимали как героя и символ стабильности, в качестве легитимного правителя. И дело тут, вероятно, не только в фигуре самого Мубарака, а еще и в том, что ни один египтянин не мог ответить себе на вопрос что будет после его неминуемого ухода с политической сцены - в конце концов, ни один президент или монарх не вечен.

Точно также ни один казахстанец не знает, что будет в его стране после ухода Назарбаева. Кажется, что этого не знает и сам Назарбаев. Иногда кажется, что он даже об этом и не задумывается. А ведь система управления, опирающаяся на авторитет одного-единственного человека, обречена на нестабильность после его ухода. Не говоря уже о том, что ситуация в Казахстане тут не сравнима с ситуацией в Египте с точки зрения государственной легитимности. Египет существовал и до Мубарака. И даже нынешний политический режим Египта существовал до Мубарака и может в той или иной модифицированной форме просуществовать после его ухода из политики. А Казахстана до Назарбаева не было. И сохранение стабильного государства после его ухода - это самая большая и самая сложная задача казахстанской элиты и общества. Можно, конечно, считать, что сегодня, накануне внеочередного переизбрания Назарбаева, об этом думать незачем - но такой подход вряд ли будет стратегически оправдан.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net