Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Право

11.03.2011 | Людмила Никулина

От администратора к лидеру

Наш опыт работы в проектах по оценке персонала показал, что существует определенная разница между «профилями» руководителей, работающих в российских и западных компаниях. Успешность и эффективность руководителей в этих компаниях обеспечивают разные компетенции, т. е. менеджеры демонстрируют принципиально разные сильные и слабые стороны в зависимости от того, работают они в российской или западной компании.

В 2010 г. мы провели исследование, в котором анализировались результаты оценки за 2008-2010 гг. 1483 менеджеров среднего звена (наших соотечественников), работающих в 28 компаниях (15 российских и 13 западных). Оценка проводилась на основе модели менеджерских компетенций, среди которых в качестве ключевых были выделены: стратегическое мышление; анализ проблем и принятие решений; планирование и организация работы; оперативное управление; развитие и мотивирование сотрудников; сотрудничество и работа в команде; коммуникация; ориентация на результат.

Результаты исследования показали, что наибольшая разница между руководителями российских и западных компаний (в пользу последних) обнаруживается в областях, связанных с проявлением лидерских компетенций, умения выстраивать командную работу и коммуникаций. Можно сказать, что российские руководители в большей степени тяготеют к более жесткому, административному стилю управления. Они склонны недооценивать роль подчиненных и применять негативную мотивацию, редко привлекают своих сотрудников и коллег к обсуждениям, предпочитают вырабатывать решения самостоятельно, обладают менее эффективными навыками убеждения и влияния, склонны к жесткому стилю ведения переговоров.

В чем причины такого «отставания» менеджеров российских компаний? Возьмем на себя смелость выдвинуть несколько гипотез.

Исторический контекст

Первая гипотеза связана с историческим и культурным контекстом, в котором формировался бизнес на Западе и в России. Западные компании, в отличие от многих российских, подчиняются общим законам менеджмента, ведь они прошли относительно долгий путь становления и развития, в них годами складывалась культура ведения бизнеса, правила взаимодействия и представление о роли руководителя. Умение выстраивать эффективные коммуникации, работать в команде, мотивировать и развивать сотрудников — обязательные компетенции для любого руководителя, работающего в такой компании. И необходимость владения этими компетенциями не обсуждается. В то время как в российских компаниях это до сих пор остается поводом для дискуссий. За короткую историю существования российского бизнеса у наших руководителей не было возможности оценить полезность этих «мягких» компетенций, ведь они дают результат только в долгосрочной перспективе, а российские компании в силу разных причин часто нацелены на получение быстрых результатов.

Роль первого лица

Возможно, причина кроется и в принципиально разной роли, которую играет первое лицо в российских и западных компаниях. Западные компании более «обезличенные», ведь в них первое лицо — это всего лишь «номер один», задача которого заключается в том, чтобы реализовывать миссию компании. При этом со сменой первого лица миссия компании, как правило, не меняется и преемник продолжает вести компанию тем же курсом и, естественно, подчиняться тем же общим законам менеджмента, которые в ней приняты. Другое дело — российские компании. В них роли владельца и СЕО часто совмещаются, СЕО не подчиняется миссии компании и ее правилам, а скорее сам определяет направление ее развития, ведь российские предприниматели зачастую создают компании для самореализации, и здесь действует принцип «не СЕО для компании, а компания для СЕО». Поэтому роль личности первого лица в российских компаниях несоизмеримо выше, чем в западных. Если СЕО демонстрирует сам и требует от других менеджеров проявлений истинного лидерства, а не административного стиля управления, то и руководители среднего звена начнут проявлять необходимые компетенции.

Внешняя среда

Причина того, что у российских руководителей превалирует административный стиль управления (по сравнению с коллегами из западных компаний), может крыться и в современном этапе развития рынка. Отсутствие честной конкуренции, необходимость административного ресурса для успеха в бизнесе, сфокусированность на получении результатов в краткосрочной перспективе, отсутствие общепризнанных представлений о регулярном менеджменте и бизнес-этике — все это предопределило понимание роли эффективного руководителя в первую очередь как лица, добивающегося результатов в сложных условиях, успешно решающего проблемы, организующего процессы и распределяющего ресурсы (для российских руководителей характерен явный перевес таких компетенций, как ориентация на результат, планирование и организация работы, анализ проблем и принятие решений). Стиль же управления, ориентированный на людей и предполагающий сконцентрированность на мотивации и развитии подчиненных, совместную выработку решений, готовность учитывать мнения других, считается «слабым». Возможно, руководители в российских компаниях обладают компетенциями, которые больше соответствуют современному этапу и делают их более успешными в текущих условиях.

Уровень развития

У руководителей российских компаний, как показало исследование (увы!), уровень развития всех компетенций в среднем ниже, чем у руководителей западных компаний. При этом профиль компетенций у них более неравномерный, т. е. оценки варьируются в более широком диапазоне. Возможно, это связано с тем, что в западных компаниях практикуется системный подход к развитию самих менеджеров, а выстроенная в компании система обучения и развития потенциала позволяет привести практически каждого руководителя к определенному «управленческому стандарту» и привить им навыки, необходимые для успешного управления людьми. В то время как в российских компаниях развитие руководителей чаще всего сводится к отдельным обучающим мероприятиям, а не является системным. Отсюда необходимость учиться на практике, на своих и чужих ошибках, осваивать роль руководителя, опираясь на свой личный опыт и наблюдая за коллегами (которые находятся в такой же ситуации и не могут быть образцом для подражания). В результате складывается ситуация, когда менеджеры либо не знают, в чем заключается роль современного эффективного руководителя, либо не могут в полной мере освоить необходимые лидерские компетенции.

Вероятно, можно найти еще много причин, объясняющих, почему руководители российских компаний до сих пор предпочитают практиковать административный стиль менеджмента и недооценивают важность работы с подчиненными, эффективных коммуникаций и командной работы. Но гораздо важнее найти ответ на вопрос, как быстро наши руководители пройдут путь от администратора к лидеру. Конечно, зависит это от многих факторов, но необходимость такого перехода очевидна: как показывает опыт известных корпораций, к успеху и процветанию компании приводят не администраторы, а сильные лидеры, взращивающие лидерство вокруг себя.

Людмила Никулина— генеральный директор консалтинговой компании Talent Lab

Материал опубликован в газете «Ведомости» 11.03.2011, 42 (2808)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net