Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

18.03.2011 | Алексей Макаркин

Кудрин, Шувалов, Дворкович…

Чем ближе думские выборы, тем больше слухов вокруг судьбы тех или иных партий. На нынешней неделе в центре внимания оказалось «Правое дело», хотя оно не прошло в законодательные собрания ни одного из 12 регионов, в которых в воскресенье состоялись выборы в местные парламенты. Зато прошел слух, что партию может возглавить «большой человек» из власти, что создаст для нее возможность пройти в Думу (другой технологии, позволяющей добиться такого результата, не видно). В качестве вариантов были названы три имени – двух вице-премьеров и помощников президента.

Сразу скажем, что и Кудрин, и Шувалов, и Дворкович не проявили особого желания идти в партийную политику. Но и сам список выглядел несколько странно – похоже, что речь шла не столько об осмысленном выборе, сколько о том, чтобы заполучить в партию какую-нибудь VIP-персону, идеологически совместимую с «Правым делом». Да, всех троих можно причислить к либеральной части современной власти, и они выступают за проведение вменяемой экономической политики. Все они являются сторонниками свободного рынка, говорят на одном «экономическом языке» – в связи с этим они действительно близки по своим идеологическим взглядам.

Только понимание «вменяемости» экономических решений у них различно – достаточно сказать, что если Кудрин считает приоритетом макроэкономическую стабильность и антиинфляционный курс, то Дворкович – сторонник первоочередного внимания к инновационному развитию. Шувалов же координирует работу группы экономистов из ВШЭ и АНХ, работающих над новой правительственной стратегией, чьи взгляды отличаются от предпочтений как Кудрина, так и Дворковича. Это, в принципе, закономерно – экономические либералы во власти не привыкли «ходить строем», они объединяются разве что в случае необходимости противодействия нахрапистым действиям лоббистов.

И политических вопросов они касаются только, если речь идет о повышении инвестиционной привлекательности страны или о институциональной поддержке экономических реформ. В этом контексте стоит рассматривать и известное выступление Кудрина в Красноярске – нормально проведенные выборы, без скандалов и обвинений со стороны оппозиции, повышают интерес инвесторов к современной экономике. Но для того, чтобы добиваться таких результатов, совершенно необязательно возглавлять миноритарную партию. Напротив, поражение этой партии на выборах лишает экономического либерала значительной части его политического влияния.

И теперь мы переходим к вопросу о судьбе конкретного «Правого дела». Статусный человек из власти (не обязательно из указанных выше) может прийти в партию только при условии, если ей, как минимум, на 90% гарантировано прохождение в парламент. Причем не получение пары мест, а полноценное преодоление 7%-ного барьера, сформирование полноценной фракции. В случае с «Правым делом», кажется, все наоборот – партия рассчитывает на то, что человек из власти «втянет» их в парламент и повторит чудо 99-го года, когда либералы прорвались в парламент, несмотря на первоначальные неблагоприятные прогнозы. Проблема в том, что в 99-м все было иначе – тогда действовал эффект объединения нескольких партий (был учтен печальный опыт 95-го года, когда малые либеральные партии «растащили» голоса избирателей). А в состав «первой тройки» входили три харизматичных политика с большим электоральным опытом – в отличие от нынешних властных либералов, которые, как правило, такого опыта не имеют.

Кроме того, и сама партия «Правое дело» представляет собой противоречивую конструкцию, которая изначально была основана на вынужденных и не слишком жизнеспособных компромиссах, бывших условием ее регистрации. А в состав партии входят не только такие известные либеральные политики, как Надеждин, Нечаев или Томчин, но и куда более экзотичные персонажи. В первую очередь, бывший кандидат в президенты и главный российский масон Богданов, контролирующий ее столичную – по определению, одну из ключевых – организацию. И только недавно победивший в аппаратной борьбе главного отечественного тамплиера адвоката Трунова. Можно иронизировать и дальше (благо примеры есть), но этого достаточно – это не вина партии, а ее беда.

Наконец, отметим еще один аспект проблемы – для «раскрутки» такой партии необходимо использовать электронные медийные ресурсы, находящиеся под контролем государства. А оно двадцать раз подумает, прежде чем выделить их политической силе, которая может отобрать часть голосов у «Единой России» – реформаторски настроенных избирателей, голосующих за «партию власти». Но власть и раньше не намеревалась мешать собственному партийному фавориту, а после воскресных выборов, демонстрирующих усиление позиций парламентской оппозиции, стимулов для подобных действий будет еще меньше.

Так что идея с привлечением в «Правое дело» статусного варяга изначально выглядела сомнительной. Либеральные партии, имеющие стратегическую перспективу, не создаются с помощью архитектурных решений. Скорее уж, они появляются из политической оппозиции, которую провластные силы обвиняют в радикализме – как это было во многих странах (это относится, например, к российским кадетам столетней давности). Но это уже совсем другая история.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Ежедневный журнал» 17 марта 2011 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net