Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.03.2011 | Марина Войтенко

Уроки португальского…

Уже почти год фактором нестабильности в глобальной экономике является состояние суверенных долгов нескольких европейских стран. Предшествовал этому долговой кризис в Исландии, случившийся несколько лет назад. Прошлой весной аналогичный сценарий начал разворачиваться в странах Еврозоны1 . Болевыми точками ЕС стали Греция, а затем Ирландия, Испания и Португалия.

Последний раз «Фактор Европы» серьезно дестабилизировал финансовые рынки в ноябре прошлого года. На минувшей неделе к уже полным негатива из-за событий в Японии и Ливии настроениям инвесторов добавился перешедший из экономической в политическую стадию кризис в Португалии.

Напомним, 3 июня 2010 года парламент одобрил план «жесткой экономии», предусматривающий увеличение налогов на прибыль и добавочную стоимость, а также сокращение зарплат ряда категорий чиновников. C помощью этих мер власти рассчитывали сократить дефицит бюджета до 7,3% от ВВП в прошлом году и до 4,5% в текущем.

Министр финансов страны Фернанду Тейшейра душ Сантуш 11 марта представил дополнительный план по снижению дефицита бюджета, цель которого достичь требуемых нормативами Евросоюза 3% в 2012 году, 2% - в 2013 году и 1% в 2014 году. В числе предложенных мер было уменьшение пенсионных выплат и дополнительное сокращение налоговых льгот. Это уже четвертая за год версия оптимизации госрасходов. Правительство надеялось заручиться поддержкой парламента, дабы избежать необходимости обратиться за финансовой помощью к Евросоюзу и Международному валютному фонду.

По оценкам экспертов, госдолг Португалии вырастет к концу текущего года до 87,9% ВВП и до 88,1% в 2012 году. В 2010 году он составил 82,4% ВВП. Сокращение долгов ожидается в правительстве лишь с 2013 года - до 87,4% - и до 85,3% в 2014 году. В апреле нынешнего года страна должна погасить обязательства на 4,23 млрд евро, еще 5 млрд евро - в июне. В целом – 9,5 млрд евро, то есть почти 7% общего объема португальской экономики в 2010 году. Ранее сообщалось, что ЕС вместе с Международным валютным фондом готовы предоставить Португалии финансирование на 80 млрд евро, однако денежные власти в самой стране пока заявляют, что справятся с кризисом собственными силами.

Тем не менее, португальский парламент заблокировал непопулярную у широких масс и оппозиции «Программу стабильности и роста на 2011–2014 годы». 23 марта премьер-министр страны Жозе Сократеш выполнил свое обещание уйти в случае, если план по экономии не будет одобрен. Рынки и международные рейтинговые агентства отреагировали незамедлительно.

Fitch Ratings понизило 24 марта долгосрочные рейтинги дефолта эмитента для Португалии в иностранной и национальной валютах до «A-» с «A+» и краткосрочный РДЭ до «F2» с «F1». Причиной снижения рейтингов стала отставка премьера страны. Оба рейтинга были также помещены в список пересмотра с возможностью понижения в ближайшие 3-6 месяцев на несколько ступеней. Причина - отсутствие четкой программы финансовой помощи, согласованной с МВФ и ЕС и увеличившиеся риски для исполнения программы консолидации бюджета после ухода в отставку премьер-министра страны.

Следующим и еще более категоричным было рейтинговое агентство Standard & Poor's, понизившее суверенный рейтинг Португалии на две ступени – до BBB. При этом оно предупредило о возможности его дальнейшего пересмотра еще на одну ступень ниже на предстоящей неделе, если Лиссабону не удастся решить свои экономические и политические проблемы. Прогноз по рейтингу – «негативный». Таким образом, в оценке S&P португальские бонды вплотную приблизились к категории BBB-, то есть «спекулятивной». В случае понижения агентством рейтинга еще на две ступени он, так же как и рейтинг Греции, окажется в разряде «мусорных». «Негативный» прогноз дает и агентство Moody's Investors Service, опустившее долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Португалии с уровня A1 до А3 еще 16 марта.

Понятно, что осуществлять внешние заимствования Португалии теперь будет сложнее, чем раньше. На долговых рынках Европы проценты, запрашиваемые инвесторами по государственным облигациям страны, повысились в минувший четверг до рекордных за всю историю еврозоны уровней. Например, по 10-летним бумагам - 7,7% годовых.

Растут и опасения срабатывания «принципа домино» для других стран Евросоюза. В португальские активы вложены средства инвесторов из всего ЕС, в первую очередь из соседней Испании. Если в Португалии случится дефолт, это может пошатнуть испанскую экономику, финансовая система которой и так находится в сложном положении. В начале марта Moody’s понизило рейтинг суверенных долгов Испании до позиции Аа2.На минувшей неделе – на одну позицию рейтинг тридцати испанских банков. Это не задело крупнейших участников рынка – Santander, BBVA или сберегательный банк La Caixa. По заявлению агентства, ревизия рейтинга отражает комбинацию различных факторов, включая повышенное финансовое давление на страну, ее слабые банки и падение значимости системы более малых и региональных банков в рамках испанской экономической ситуации. Многие эксперты считают, что стране придется просить денег из стабфонда ЕС/МВФ, в размере не менее 100 млрд евро.

Согласно модельным расчетам Standard & Poor's, в целом потребность в капитале европейских банков2 в случае ощутимого ухудшения экономической ситуации может достичь 200-250 млрд евро3 . Сценарий S&P предполагает три этапа развития ситуации. В ходе первого предполагается рост доходности гособлигаций европейских стран, затем вероятно ухудшение доступа к средствам для рефинансирования долга - особенно это касается периферийных стран еврозоны. Третий этап предполагает непосредственно резкий экономический спад.

Не случайно в новые стресс-тесты банков Евросоюза, которые финансовые власти региона планируют провести с марта по июнь, предполагается включить оценку состояния банков при ухудшении ситуации не только в экономике, но и на рынке суверенных облигаций. Результаты обследований могут быть опубликованы в середине июня текущего года. Оценке подвергнется группа кредитных учреждений (в целом по составу схожая с тестами 2010 года), чьи активы составляют 65% активов всей системы в Евросоюзе и как минимум 50% активов банков каждой страны - члена Евросоюза.

Международный валютный фонд (МВФ) рассматривает возможность активации уже на предстоящей неделе кризисной программы кредитования (New Arrangements to Borrow, NAB4 ) объемом в 583 миллиарда долларов для оказания помощи странам, оказавшимся в затруднительном положении, и стабилизации мировой экономики в целом.

В середине марта саммит Евросоза принял решение о создании постоянного стабилизационного фонда ЕС с 2013 года, доступные для заимствований активы которого составят 500 млрд евро. Тогда лидеры ЕС договорились увеличить активы ныне действующего временного европейского стабилизационного механизма, который создан на период до 2013 года. Его доступные для кредитования проблемных стран зоны евро активы будут расширены с 250 млрд до 440 млрд евро5 .

На смену ему должен прийти Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ), финансовая составляющая которого была согласована 24-25 марта в Брюсселе очередным саммитом Евросоюза. Как сообщил президент ЕС Херман Ван Ромпей, общие активы ЕСМ утверждены в размере 700 млрд евро. При этом непосредственный кредитный капитал составляет 500 млрд евро и имеет высший инвестиционный статус – ААА, а часть, которая будет иметь форму непосредственно денежных средств, достигнет 80 млрд евро. Первые взносы наличными начнут поступать в июле 2013 года и будут вноситься в течение 5 лет ежегодными траншами. ЕСМ призван обеспечить стабильность финансовых основ зоны евро.

Был принят также документ по координации экономических политик европейских стран «Евро плюс пакт». Документ не обладает обязывающей юридической силой и носит скорее рекомендательный характер. О желании присоединиться к нему заявили шесть стран, не входящих в зону евро – Болгария, Литва, Латвия, Польша, Румыния и Дания.

Тем не менее, итоги саммита не вернули мировому финансовому рынку уверенность в устойчивости единой европейской валюты и еврозоны. Масла в огонь добавил один из самых влиятельных финансистов современности миллиардер Уоррен Баффетт. Выступая в программе американской телекомпании CNBC за несколько часов до открытия саммита Евросоюза, он заявил, что, «хотя будут предприняты гигантские политические усилия с тем, чтобы спасти евро, единая валюта может потерпеть крах». По его мнению, страны еврозоны с высокой конкурентоспособностью «не могут постоянно субсидировать» те государства, экономика которых развивается недостаточными темпами, а финансовая система откровенно слаба.

Не остался не замеченным инвесторами и отказ от присоединения к «Евро плюс пакту6 » Швеции, Чехии и Великобритании. Венгрия, которая сейчас председательствует в ЕС, ранее также заявила о стремлении сохранить независимость своей налоговой политики и нежелании поддержать этот проект. Котировки евро пошли вниз. На выходные, по данным Reuters, евро подешевел до 1,4085 доллара США, тогда как к открытию торгов в минувший четверг – день открытия саммита Евросоюза – соотношение было на уровне 1,4174.

Однако ситуация может измениться, причем уже в обозримой перспективе. По мнению многих экспертов, способствовать ускорению принятия решения правительством Португалии будет снижение рейтинга страны сразу тремя международными агентствами. Судя по всему, Европейский центральный банк также не намерен оставаться в стороне от бюджетных проблем. В течение трех последних недель ЕЦБ не проводил операций на долговом рынке, несмотря на неясность политической ситуации в Португалии и отказ парламента страны принять меры по сокращению бюджетного дефицита. В прошлом году, перед тем как Ирландия обратилась за финансовой помощью, ЕЦБ резко сократил скупку облигаций. Аналитики расценивали это действие как давление со стороны банка на европейские государства, чтобы те прибегли к более жестким мерам по борьбе с долговым кризисом.

Несомненным позитивом для рынка стали новости от главы ЕЦБ. Жан Клод Трише сигнализировал о возможном уже в апреле повышении учетной ставки, тем самым упрочив впечатление - еврозона, несмотря на проблемы периферии, оставила позади все самое худшее в финансовом кризисе. По совокупности же все меры, принимаемые и МВФ, и Евросоюзом7 , также свидетельствуют об этом.

Однако нет сомнений и в том, что Европе, дабы не отказываться от идеи единой валюты, в ближайшие годы придется серьезно реформировать систему взаимной финансовой ответственности.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. В начале 2010 года первой с возможным дефолтом по своим обязательствам столкнулась Греция. На ее примере ЕС выработал механизм поддержки пострадавших от долгового кризиса государств: в еврозоне решили сформировать специальный фонд, который, в случае необходимости, снабжал бы отдельные страны льготными кредитами. В целом создание такого фонда не обошлось без скандалов (значительная часть расходов по нему ложилась, скажем, на Германию, которая от долгового кризиса защищена едва ли не лучше всех стран ЕС), но его появление поспособствовало стабильности на рынке. Во всяком случае, следующий долговой «взрыв» - на сей раз в Ирландии осенью прошлого года - вызвал уже не такую бурную реакцию, как греческий. Была оперативно открыта кредитная линия на сумму до 85 миллиардов евро, и серьезного удара по общеевропейской валюте удалось избежать.
2. Исследование агентства Standard & Poor's включает около 70% всех банковских активов региона и предполагает, что капитал первого уровня банков должен находиться на отметке в 7% от активов для того, чтобы сгладить обеспокоенность рынков касательно своей устойчивости.
3. В частности, согласно результатам собственных стресс-тестов S&P, в случае «сильного экономического спада» в период с 2011 по 2015 годы 22 из 99 финансовых организаций, в отношении которых проводилось исследование, понадобится до 161 млрд евро.
4. NAB фактически является соглашением о предоставлении кредитных средств между МВФ и группой стран и институтов. Средства, выделяемые фонду членами NAB, используются МВФ для борьбы с ухудшением состояния мировой финансовой системы, а также, в особых ситуациях, для предотвращения краха этой системы. В ноябре 2009 МВФ увеличил объем средств NAB - до $600 млрд. Ранее планировалось, что объем этой программы должен составить $500 млрд.
5. Изначально только 250 млрд евро могли быть использованы для оказания практической финансовой помощи «соседям». Остальные 190 млрд евро должны были сохраняться в виде резервов, необходимых для обеспечения наилучших процентных ставок при привлечении кредитов на финансовом рынке.
6. Лидеры еврозоны на прошедшем в середине марта внеочередном саммите приняли этот пакт в облегченном по сравнению с изначальным вариантом виде. Исходный документ предлагал постепенно увеличить пенсионный возраст во всех странах до 67 лет, не индексировать зарплату на повышение потребительских цен, ввести единые нормы корпоративного налогообложения. Ряд государств региона выступили против жестких требований этого документа.Согласованный лидерами еврозоны пакт не требует ухода от индексации зарплат, а также не ставит планку по единому пенсионному возрасту. Документ призывает государства опираться в этих вопросах на национальный опыт, среднюю продолжительность жизни, экономическую и социальную целесообразность принимаемых решений.
7. Саммит ЕС также одобрил необходимые решения для первого этапа Европейского семестра.Европейский семестр, введенный в этом году, обязывает все страны ЕС предоставлять свои бюджеты на рассмотрение в Еврокомиссию. Он включает на первом этапе мониторинг экономической и бюджетной политики стран-членов ЕС в течение первых шести месяцев каждого года, чтобы выявить возникающие дисбалансы. Затем с июля каждого года будет начинаться второй этап - претворение в жизнь необходимых экономических мер по выравниванию ситуаций в экономиках отдельных стран.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net