Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.04.2011 | Елена Позднякова
«Война» за модернизацию
Полугосударственная, или общественная, награда «Инновация» за достижения в современном искусстве нашла своих героев. Победителем в главной номинации стала скандально известная арт-группа «Война» и их знаменитая инсталляция «Х** в плену у ФСБ», что вызвало живой восторг у зрителей церемонии и заставляет подумать о современном искусстве, изменениях в российском политическом режиме и инновациях как таковых.
Прежде всего, победителем конкурса стало произведение, которое не все готовы причислить к искусству. Тем не менее, художественный руководитель Государственного центра современного искусства (одного из организаторов премии) Леонид Бажанов в интервью «Коммерсанту» говорил, что «Х**» был номинирован на конкурс, так как эту работу в полной мере можно назвать произведением современного искусства. По мнению Бажанова, «Война» работает, сдвигая границы искусства, её проекты одновременно и культурные, и политические, и социальные – то, что называется actual art. С другой стороны, для культурного сообщества активисты «Войны» так и не стали своими – возможно, потому, что деятели искусства, даже современного, всё же консервативны.
А может быть, потому, что «воины» сами не стремятся пробиться в современный арт-истеблишмент, они его отрицают. Как отрицают и современное искусство (если оно неполитическое) вместе с современным государством. «Политком.Ру» уже писал о том, что работу «Войны» снимали с конкурса, так как группа не подтвердила своё согласие участвовать в отборе. А её арт-директор Алексей Плуцер-Сарно назвал конкурс «Инновация» «позорищем» и попыткой замаскировать «полное уничтожение элементарных свобод и прав человека в России».
«Война» - это прежде всего протестный проект, призванный эпатировать традиционную публику. Достаточно только перечислить названия их акций: «**ись за наследника Медвежонка!», «Унижение мента в его доме», «Штурм Белого дома», «Лёня **нутый крышует федералов», «Дворцовый переворот» и много других подобных. Может показаться, что «Война» - это идеологически либеральный проект, тем более, либералы активно поддерживают акции группы. Однако в реальности это не так, и сами участники «Войны» открещиваются от любых связей с какими угодно политическими группами.
Стоит отметить, что, помимо громкой победы «Войны», награждение победителей принесло ещё один сюрприз. Награду в номинации «Региональный проект» буквально выхватила у солидных региональных биеннале новосибирская «Монстрация», которая, вообще говоря, является скорее политическим, нежели арт-мероприятием. Особенно учитывая, что автор идеи, художник Артём Лоскутов, в данный момент находится под следствием за оскорбление сотрудников милиции.
Почему же в конкурсе победили политические, а не культурные проекты? И особенно – почему «Война», которая даже не хотела участвовать в отборе? Ведь инсталляция арт-группы соперничала с сильными работами, некоторые из которых также имели социально-политическую тематику.
Эта ситуация – ещё одно подтверждение тренда на либерализацию общественной и культурной жизни, инициированной российской властью. При этом власть стремится сделать так, чтобы её влияние на сферу современного искусства было как можно менее заметным. Глава ГЦСИ Михаил Миндлин на церемонии открытия подчеркнул, что «Инновация» - это не вполне государственная премия. Церемония награждения проходила в центре «Гараж», куда, по мнению просвещённой публики, не должна ступать нога чиновника. И всё же власти нужно было, чтобы победил «Х**». И он победил.
Это очень логично. Ведь «воины» ждут, что их будут арестовывать, знают, что их инсталляции не будут показывать в музеях, хотят эпатажа. И вдруг становятся лауреатами государственной премии. ГЦСИ и Минкульт в этой ситуации выглядят главными либералами: ещё бы, отдали победу произведению, которое можно было даже не номинировать (не признавать искусством) или на законных основаниях снять с конкурса, когда авторы не подтвердили своё участие. Теперь очередные акции «Войны» не будут так остро восприниматься как политический протест, а станут культурными событиями, вписанными, однако, в политический контекст, и потому канализирующими протестные настроения. Конкурс «Инновация» тоже получает бонусы: жюри, оказывается, не так консервативно и косно, как казалось раньше, и у самых отъявленных радикалов от искусства есть шанс пробиться.
При этом область современного искусства интересна государству не только как сфера, в которой можно контролировать общественный протест: прежде всего, это пространство рождения новых смыслов. Это критически важно для модернизации общества, без которой невозможна модернизация всего остального. В первую очередь, это помогает интегрировать наименее интегрируемые группы – творческую интеллигенцию, значительная часть которой находится в состоянии перманентного протеста. В этом смысле «Инновация» действительно служит модернизации. Потому что главная инновация тут – это попытка включить протест в институциональный контекст, признать его как способ осмысления действительности и оценивать его так же, как и другие способы художественного самовыражения.
Елена Позднякова – эксперт Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.