Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.04.2011 | Алексей Макаркин
Йемен: долгие проводы президента Салеха
Али Абдалла Салех согласился на предложение Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по разрешению политического кризиса в стране, предусматривающее передачу власти, сообщает со ссылкой на заявление представителя канцелярии главы государства агентство Рейтер. Оппозиция, со своей стороны, отклонила план ССАГПЗ. Основной причиной неприятия плана оппозиция назвала предполагаемое им предоставление Салеху иммунитета от возможного судебного преследования…8 апреля во время разгона митинга в Таизе (втором по значению городе страны) были убиты четверо демонстрантов, около 400 протестовавших получили ранения. На следующий день, по данным Associated Press, на улицы Таиза вышли около ста тысяч человек.
Многотысячные митинги и шествия состоялись и в других городах по всему Йемену. И хотя конкретное число участников массовых акций проверить сложно – миллионные цифры египетских революционеров с площади Тахрир вызывают обоснованные сомнения (таким количеством протестующих просто невозможно управлять) – ясно, что речь идет о многочисленных протестных акциях. Они демонстрируют сильнейший моральный износ очередного арабского авторитарного режима.Всего за время волнений в Йемене, начавшихся в середине февраля после революций в Тунисе и Египте, погибли более 120 человек. Основным требованием участников акций протеста является немедленная отставка президента Салеха.
Объединитель Счастливой Аравии
В античные времена Йемен называли Счастливой Аравией, но в последние века счастья на этой земле было немного – исторически она была разделена на две части. В 1839 году британские войска заняли южный порт Аден, стратегически важный торговый и перевалочный пункт для "владычицы морей".Север Счастливой Аравии был частью Османской империи, чье могущество постоянно ослабевало, а в 1918 году, после разгрома турок в Первой мировой войне, стал независимой теократической монархией во главе с имамом. В 1962 году ориентированные на насеровский Египет офицеры совершили переворот, что привело к многолетней гражданской войне между монархистами и республиканцами.
На стороне первых была Саудовская Аравия, вторых поддерживал Египет. Кульминацией военных действий стала осада в 1967 году монархистами йеменской столицы Саны, когда республиканским силам оказал поддержку Советский Союз. Сторонники республики победили – осада была снята, а затем одержана победа в войне. Одним из героев обороны Саны стал 27-летний офицер Али Абдалла Салех, принимавший участие еще в перевороте 1962 года.
В мирное время Салех продолжал делать военную карьеру, дослужившись до чина подполковника (уже будучи президентом, он стал полковником, а затем генералом и маршалом). В течение 70-х годов в стране произошло несколько переворотов, и когда в 1978 году Салех возглавил страну, казалось, что он станет лишь очередным недолговременным военным правителем. Однако он смог остаться у власти на десятилетия. Этому способствовали сильные лидерские качества в сочетании с дипломатическими способностями в отношениях с племенами. Кроме того, Салех смог решить задачу общенационального масштаба – объединить север и юг Йемена.
На юге вскоре после ухода британцев в 1967 году был создан леворадикальный политический режим, поддерживавший тесные связи с СССР (куда более близкие, чем Салех, выстраивавший отношения с Западом и консервативными арабскими режимами). Отношения между севером и югом носили напряженный характер, но на юге не нашлось сильного и авторитетного лидера, подобного Салеху.
Более того, южане в январе 1986 года устроили кровавую междоусобицу, завершившуюся гибелью одной части руководителей страны и бегством другой (во главе со свергнутым лидером страны Али Насером Мохаммедом, который и был инициатором конфликта). Позиции оставшихся оказались сильно ослаблены, чему способствовал и кризис в СССР, который более не мог поддерживать своих союзников.
Салех успешно использовал эту ситуацию, инициировав объединение страны под своим началом – представители Южного Йемена получили ряд ключевых постов во властных структурах объединенной страны. Впрочем, идиллия продолжалась недолго – северяне начали демонстрировать свое превосходство, южане в 1994 году неудачно пытались отделиться, но их бунт был быстро подавлен Салехом. В 1999 году он победил на первых в истории страны президентских выборах – победа была обеспечена заранее, хотя племенная оппозиция получила свою квоту в парламенте. Салех же выступал в роли главного арбитра, признанного всеми легальными участниками политического процесса.
Борец с террором
После подавления южного восстания Салех столкнулся с проблемой терроризма. 12 октября 2000 года в порту Адена надувная лодка, начиненная взрывчаткой, врезалась в американский эсминец "Коул", в результате взрыва погибли 17 моряков. Это преступление совершили сторонники "Аль-Каиды". После терактов 11 сентября 2001 года Салех обратился за помощью к США, которые стали проводить спецоперации на территории Йемена.
Американцы оказывали помощь йеменским спецслужбам, но победить террористов не удалось – одной из основных причин этого стало тяжелое экономическое положение страны. В отличие от богатых монархий Персидского залива бывшая Счастливая Аравия куда беднее природными ресурсами.
Зато террористическая опасность была использована Салехом, чтобы попытаться увековечить свое пребывание у власти, подчеркивая, что только он может обеспечить стабильность. В 2005 году он обещал не баллотироваться на следующих выборах, но в следующем году не сдержал своего слова и вновь победил, максимально использовав административный ресурс. Сейчас можно сказать, что он совершил ошибку, упустив возможность уйти спокойно, с лаврами объединителя страны.
Но на практике этот аргумент сталкивается с другим, на тот момент еще более весомым. Добровольная отставка Салеха могла ослабить позиции его семьи в политической, экономической и силовой сферах. В арабском мире – как и в других традиционных обществах – лидер страны воспринимает себя одновременно как глава правящего клана, и его отставка была бы равна предательству его интересов. Фактически Салех – как и бен Али, и Мубарак – оказался заложником попытки создания "республиканской монархии", лишенной сакральности, нередко достаточно гибкой для того, чтобы держаться у власти десятилетиями, но недостаточной – для того, чтобы действительно укорениться в истории страны.
Даже в случае почетной отставки могло появиться немало "скелетов", остававшихся до поры в шкафах – от кровавых конфликтов между офицерами северного Йемена в 70-е до жесткого подавления попытки отделения юга. Добавим к этому типичные для Ближнего Востока обвинения в системной коррупции, которые могли трансформироваться в уголовные дела.
В крайнем случае, оставалась возможность лишь создания династии – сын Салеха Ахмед руководит президентской гвардией и спецслужбами. Возможно, что на очередных выборах Салех и решился бы на подобную комбинацию. Но в любом случае у него не хватило на нее времени – как и у Мубарака.
Крах стабильности
В нынешнем году Салех стал жертвой "эффекта домино" в арабском мире, который вскрыл противоречия, давно существовавшие в йеменском обществе. Массовые демонстрации сочетались с расколом в элитах – механизм, хорошо известный по Тунису, Египту, Ливии. В марте отставки Салеха потребовали его влиятельные соратники, в том числе сводный брат президента генерал Али Мохсен аль-Ахмар.
Среди нынешних оппозиционеров оказался и экс-министр обороны Абдалла Али Алейва, который в далеком 1986 году был одним из ближайших соратников Али Насера Мохаммеда во время кровавого конфликта в Южном Йемене, а в 94-м оказался на стороне Салеха во время конфликта на юге. Всего от Салеха отмежевалось множество офицеров, политиков, дипломатов, старейшин племен. Запад также перестал воспринимать йеменского президента как гаранта стабильности: глава французского МИДа Ален Жюппе заявил о неизбежности отставки Салеха.
В этой ситуации Салех прибег к маневрированию. Он публично заявил, что готов уйти в отставку до конца 2011 года и не передаст власть сыну, но оппозицию это не устроило – она обоснованно считала, что этот шаг является попыткой сбить накал волнений и консолидировать своих сторонников. Тогда Салех неофициально обещал уйти в ближайшее время, передав власть вице-президенту Абду Рабо Мансуру Хади – выходцу с юга и бывшему стороннику Али Насера Мохаммеда. Но почти сразу же передумал, приняв решение опереться на оставшиеся верными воинские части. Тем более, что министр обороны страны заявил, что йеменская армия поддерживает Салеха и не допустит его силового смещения.
25 марта Салех выступил с речью, в которой утверждал, что манифестации против него организовали торговцы наркотиками и оппозиционеры, которые мечтают о хаосе, кровопролитии и разделе страны – на реальное стремление к компромиссу это не похоже. Хотя в этой же речи он выступил за переговоры с молодежью, но конкретных механизмов не предложил. Это выступление вызвало сильное разочарование противников Салеха и способствовало дальнейшему росту протестных настроений.
В Сане установилось неустойчивое равновесие – оппозиция не может свергнуть президента, а тот не в состоянии уничтожить своих оппонентов. Тем временем режим Салеха быстро теряет контроль за страной – местные племена берут власть в свои руки. Не только Запад, но и ближневосточные монархии опасаются, что этой ситуацией воспользуются либо "Аль-Каида", либо иранцы – для того, чтобы получить свои плацдармы на йеменской территории. Ситуацию осложняет и рост сепаратистских настроений на юге, что вполне естественно в условиях ослабления центральной власти. Похоже, что, подавляя выступления в Таизе, Салех стремился показать свою силу, но в результате еще более обострил ситуацию в стране.
Вмешательство соседей
Все эти факторы привели к тому, что арабские монархии потребовали ухода Салеха – с тем, чтобы создать новые органы власти, которые позволили бы сохранить управляемость политическими процессами в стране. 3 апреля в Эр-Рияде состоялось совещание министров иностранных дел государств региона, посвященное поиску путей урегулирования политического кризиса в Йемене.
Страны - участницы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива разработали план, согласно которому он должен уйти в отставку. В соответствии с инициативой, после отставки Салех должен передать власть вице-президенту, под руководством которого впоследствии будет созван переходный совет.
Предполагается, что в его состав войдут видные йеменские политики и племенные старейшины, которые вместе сформируют правительство национального единства. Кроме отставки Салеха план также предусматривает его отъезд из Йемена. Вместе с президентом страну могут покинуть и его родственники. При этом Салеху и его близким гарантировали неприкосновенность.
Премьер-министр Катара заявил, что надеется на принятие Салехом этого плана. Представляется, что этот план согласован с США, не заинтересованными в том, чтобы играть активную публичную роль в этом конфликте – с учетом широкого распространения антиамериканских настроений в регионе.8 апреля Салех отверг предложения соседей. По словам президента, источником его власти является "не Катар или кто-то еще, а наш великий народ". Он возмутился, что иностранцы "позволяют себе бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела Йемена", и распорядился отозвать своего посла из Катара. В минувшее воскресенье Совет сотрудничества официально призвал йеменского президента отказаться от власти.
Похоже, что если в Ливии реализуется сценарий отстранения от власти Каддафи при непосредственном участии западных сил и вспомогательном – консервативных арабских монархий, то в Йемене на сегодняшний момент инициатива принадлежит арабам, стремящимся стабилизировать ситуацию в стране мирными средствами. В отличие от Бахрейна, где они же оказали поддержку тамошнему эмиру, в Йемене речь идет об отставке Салеха, который не обладает с их точки зрения достаточной легитимностью.
Другое дело, что сам Салех не хочет уходить, но даже его отставка не гарантирует восстановления стабильности в стране. Региональные племенные деятели почувствовали свою силу, амбиции южан также могут вырасти. Не исключено возвращение в страну бывшего южного лидера Али Насера Мохаммеда, в настоящее время живущего в эмиграции в Дамаске и возглавляющего Центр арабских стратегических исследований. Таким образом, перспективы Йемена пока что остаются смутными.
Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий
Материал опубликован на сайте «Голос России» 11.04.2011
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.