Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.04.2011 | Валерий Выжутович

Декларация о немереном

30 апреля истекает месячный срок, отведенный госслужащим для обнародования сведений о своих доходах и имуществе. Перечень лиц, обязанных ежегодно представлять на общественное обозрение такие сведения, достаточно обширен. Это глава государства, премьер, сотрудники президентской администрации, члены правительства, губернаторы, руководители Центризбиркома и Счетной палаты, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, федеральные служащие, топ-менеджеры госкорпораций... Большинство из них, включая президента и премьера, о своих доходах и имуществе уже отчитались. Насколько достоверны поданные декларации? Нет ли в них искажений и умолчаний? И не повторится ли история, происшедшая в сентябре прошлого года с генералом Виктором Гайдуковым, которого президент уволил «за предоставление ложных сведений об имуществе и доходах» и который ныне обвиняется в хищении 20 миллионов государственных рублей?

Ясно, что декларации должны быть проверены. Так уже было. Отчеты о чиновничьих доходах и имуществе за 2009 год по поручению Дмитрия Медведева проверяли генпрокуратура и ФНС. И как недавно доложил президенту генпрокурор Юрий Чайка, в поданных декларациях была выявлена 41 тысяча несоответствий. Расхождения реальных доходов с задекларированными наверняка обнаружатся и теперь. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в незаконном обогащении. Смущает и то, что госчиновникам, за исключением членов правительства, предписано отчитываться не перед ФНС, а перед управлениями кадров по месту работы. Там декларации будет проверять «представитель нанимателя», и в случае чего он «имеет право» наложить на чиновника дисциплинарное взыскание, даже уволить его. Но если только «имеет право», а не «обязан», значит можно «договориться», значит опять коррупционный соблазн.

По данным Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемых госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все; что обнародованные цифры, и без того потрясающие воображение обывателя, отражают лишь мизерную долю реального богатства.

Считать деньги в карманах сановных особ и выяснять, на чем они ездят, - казалось, нет для российского обывателя удовольствия слаще. Говорю «казалось», так как новые времена не то чтобы вовсе уж упразднили всенародную тягу к подобным познаниям, но заметно ослабили ее. Вроде должно быть иначе: чем выше неуклонно растущее благосостояние правящего сословия, тем воспаленней внимание масс к имуществу и доходам славных его представителей. Ан нет, тут зависимость получилась обратная. И, мне кажется, вот почему. Шестьсот рублей зарплаты советского министра, спецпаек, персональная «Волга» - это еще как-то укладывалось в голове, это можно было себе представить. Материальный достаток сегодняшних важных персон непредставим. Поэтому даже зависти не возбуждает. В глазах социального большинства это какая-то сказочная абстракция. Жгучий вопрос «сколько он получает?» не вызывает былых разнотолков в виду отсутствия хоть какой-нибудь цифровой опоры для них. «Ну сколько-сколько? Да навалом!»

И еще любопытная вещь. Обостренный, болезненный интерес рядовых граждан к доходам государственных лиц оказался мифом. Что это лишь миф и не более, подтвердили исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Лишь 13 процентов опрошенных сообщили, что ознакомились с «некоторыми декларациями» о доходах чиновников. Более половины респондентов (53 процента) признались, что ничего не знали о порядке, обязывающем госслужащих отчитываться о собственных доходах и доходах своей семьи.

Почему же многие даже не захотели узнать, сколько за год заработал тот или иной министр или глава региона? Первая причина - «отсутствие интереса к чужим доходам» (34 процентов). Вторая - априорное недоверие к предоставленной информации (29 процентов).

Кроме того, все видят: установлен контроль лишь над доходами чиновников. А контроль над расходами, как это заведено, например, в США, Финляндии и даже в Мексике? Не проработав в бизнесе ни дня, многие государственные и муниципальные чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет.

Публикация деклараций о доходах высоких должностных лиц необходима. Но она имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы, а обнаруженные несоответствия тоже становятся достоянием гласности и как минимум требуют объяснений. Поэтому в обществе с одобрением встречена инициатива Владимира Путина, предложившего декларировать не только доходы, но и расходы чиновников.

Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. И вот введены законодательные ограничения: все «протокольные» подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью. Оно и понятно. Живем-то не во Франции, где всякое подношение стоимостью свыше 35 евро считается взяткой. Живем и не в Америке, где подарок на сумму более 305 долларов подлежит сдаче в госказну.

Ну ладно, предельная цена на подарок чиновнику установлена. Но едва ли эта мера окажется эффективной. Ведь подарок (а по сути взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса. Подобные подарки, понятное дело, не требуют декларирования.Доходы российской элиты таковы, что предложи сейчас кто-нибудь ввести налог на роскошь - и это предложение найдет благодарный отклик у всех, кому меньше повезло в жизни. Обложить данью яхты, катера, самолеты, драгметаллы предлагала «Справедливая Россия». Эта партия, кстати, не в первый раз пытается ввести жесткие регламентации во все, что касается материального состояния граждан. Какое-то время назад ею было предложено установить контроль над расходами частных лиц. Президент отверг эту идею. Да и было бы странно - устанавливать контроль над расходами рядовых граждан раньше, чем такому контролю будут подвергнуты расходы госчиновников.

Борьбу с коррупцией как приоритетную задачу президент Дмитрий Медведев провозгласил с первых же дней после вступления в должность. Назвав коррупцию «системной проблемой», он призвал «противопоставить ей системный ответ». Частью этого «системного ответа» и стал установленный президентом порядок, обязывающий госчиновников ежегодно отчитываться о доходах. Что большинство граждан не проявляет интереса к материальному положению больших начальников - знак зафиксированной опросами общественной апатии, и только. Сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 процентов респондентов, даже не очень доверяя опубликованным данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, твердо ответили: надо!

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net