Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

28.04.2011 | Светлана Самойлова

Бензин вместо выборов

Возможно, большинство россиян не особо вникает в тонкости отношений внутри тандема, конкуренции между командами двух лидеров, разные акценты в высказываниях двух лидеров и вообще проблему наличия потенциальных альтернатив развития. Зато заметное повышение цен на бензин или его дефицит сразу становится ощутимой «головной болью», способной подкорректировать настроения и электоральные предпочтения не в пользу власти. Выбор главного кандидата на пост президента хоть и осуществляется внутри власти, но утверждается на всероссийских выборах. А значит, проблема с бензином должна быть решена. По крайней мере, на электоральный период.

О дефиците бензина в СМИ активно заговорили только во вторник, когда кризисная ситуация уже сложилась в нескольких регионах. В Алтайском крае АЗС с субботы резко ограничили продажу бензина, автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» - отпускают только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена. О возможном дефиците топлива уже в Москве заявил глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Он отметил, что основные поставщики топлива для Москвы и Московской области - Рязанский и Ярославский НПЗ по объективным причинам сократили выпуск, а на терминале Московского НПЗ «стоят огромные очереди».

При этом каждый прямой или косвенный участник ситуации трактует причины дефицита по-своему. Нефтяные компании обвиняют Минфин в повышении акцизов и неофициально – ФАС во введении чуть ли не директивного регулирования цен. Как заявил президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов, «совпало воедино - снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям». «Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены, - подчеркнул президент «ЛУКойла». - Но вопрос в том, где эта справедливая цена - сегодня наше топливо почти на 30-40% продаётся дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике».

Минфин и ФАС оправдываются. Ведомство Игоря Артемьева «кивает» на Минфин, то есть в числе главных причин называет повышение акцизов и картельные сговоры, в которых регулярно обвиняются нефтяные компании. Ведомство Алексея Кудрина, согласно своим корпоративным интересам, убеждает, что акцизы тут не причем. По его мнению, «факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, исключительно связаны с администрированием и регулированием (производителями) своей деятельности». Иными словами, виноваты сами нефтяные компании, которые при росте мировых цен на нефть в большей степени ориентируются на экспорт. Эксперты в своем мнении едины: проблема в стремлении правительства директивно остановить рост цен на бензин, который в реальности и без того неадекватно дешев.

Однако все участники рынка и его регуляторы понимают, что проблема внутренних цен на бензин – это вопрос политический. Летом 2009 года, когда на фоне финансового кризиса нефтяные компании стали сначала снижать цены, а затем снова повышать, ФАС грозила нефтяникам уголовной ответственностью. За монопольно высокие цены на нефтепродукты в первом полугодии 2009 года ФАС оштрафовала четыре крупнейшие компании на более значительные суммы, чем в 2008 году: «Газпром нефть» - на 4,675 млрд рублей, группу ЛУКойл - на 6,54 млрд рублей, «Роснефть» - на 5,28 млрд рублей, ТНК-ВР - на 4,197 млрд рублей. В мае 2010 года нефтяные компании проиграли дела в ВАС России, вставшем на сторону ФАС.

Однако нынешний год – предвыборный и власти не могут допустить неприятностей. При этом интересно, что всякий раз перед выборами правительство стремится в добровольно-принудительном порядке повлиять на бизнес с целью удержания цен на социально значимые товары. Достаточно вспомнить, что в сентябре 2007 году, за три месяца до парламентских выборов и пять месяцев до президентских, кабинет министров осознал, что в стране происходит значительный и неожиданный рост инфляции. Производителей продуктов и торговые сети «убедили» заморозить цены на основные продукты. После президентских выборов о «добровольном» соглашении все забыли и цены начали свой привычный рост.

Сейчас нефтяные компании, понимая остроту момента для власти, начали спешно восполнять недостаток бензина на рынке, тем более что «разобраться» велел и премьер-министр Владимир Путин. Однако нынешняя ситуация с нефтяниками заметно отличается от прежних попыток власти «попросить» бизнес быть более «социально ответственным» перед выборами. Как правило, соглашения достигаются хоть и в «принудительном», но в определенной степени и добровольном порядке – это компромисс, основанный на взаимном понимании интересов сторон. В ситуации вокруг дефицита бензина, по мнению экономистов, имеет место явное пережатие со стороны ФАС, добившейся значительного расширения своих возможностей антимонопольного регулирования. Однако корпоративные интересы ведомства, особенно в предвыборный год, вполне совпадают с политическими интересами правительства. Поэтому если избиратели и не могут сделать за тандем выбор между Медведевым и Путиным, зато могут рассчитывать на самый дешевый бензин в Европе.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net