Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.04.2011 | Максим Логвинов
Симптомы греческого дефолта
Греция уверенным курсом движется к дефолту. Доходность двухлетних уверенных облигаций страны в среду, 27 апреля, достигла 25,6% годовых, это абсолютный рекорд для стран Еврозоны за всю ее историю. Опрошенные Bloomberg трейдеры оценивают вероятность дефолта Греции в 66%. Отдельные эксперты считают, что крах греческой экономики будет сравним разве что с банкротством Lehman Brothers. Они не исключают, что с Афин может начаться новая волна мирового финансового кризиса.
Валерий Пивень, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка
Собственно, все макроэкономические условия дефолта страны на лицо: дефицит бюджета за 2010 г. оказался больше ожидаемого, выходящие данные статистики, в целом, подтверждают бедственное состояние экономики. И маловероятно, что обстановка изменится к лучшему. Сейчас вопрос: объявит ли Греция дефолт - скорее политический. Решение вопроса зависит от воли руководства страны - готово ли оно рискнуть взрывом социального недовольства или будет до последнего бороться за своё реноме, пытаясь разрешить ситуацию иным образом. Я бы не стал сопоставлять гипотетический дефолт Греции с крахом Lehman. Прежде всего, здесь не будет эффекта внезапности - проблема греческого долга объективно понятна участникам рынка. Кроме того от Греции Lehman был одним из звеньев сложного клубка контрагентских отношений на американском рынке. Его падение - это падение одного из источников ликвидности в самых различных сегментах рынка. При этом история дефолта в РФ показывает, например, что даже угроза со стороны проблемных участков (таких, каким был фонд LTCM) - может быть устранена путём соглашений контрагентов компаний, имеющих в своём портфеле греческие и связанные с ними бумаги. В общем, дефолт Греции добавит аргументов противникам единой валюты - её существование будет многими названо одной из причин бедствия. Однако, я думаю, что евро - как валюты, и Еврозоны - как надгосударственного экономического образования сейчас достаточно сильны, чтобы выдержать такой удар.
Ярослав Кабаков, ректор УЦ "ФИНАМ"
Это может произойти в случае, если базовые страны Еврозоны откажутся от финансовой поддержки Греции. Основной вопрос здесь - как поведут себя в сложившейся ситуации лидеры этих стран: поддадутся ли популистским настроениям (что особенно актуально на фоне предстоящих выборов в некоторых странах), либо, вопреки широкому общественному мнению, продолжат поддержку "периферийных" стран. В первом случае выгоды для базовых стран носят краткосрочный характер, который выражается в нормализации финансово-бюджетной сферы. Однако, в таком случае базовые страны рискуют потерять <свой> емкий европейский рынок, что, в условиях сокращения объемов экспорта, в долгосрочной перспективе крайне негативно отразится на их экономике. В принципе, имеющиеся в соответствующих фондах средства вполне перекрывают долговую нагрузку «проблемных» стран Еврозоны, и без каких-либо существенных сложностей долги могут быть реструктурированы. В то же время, в более отдаленной перспективе нельзя исключать, однако следует понимать, что это не соответствует финансовой политике, проводимой мировыми финансовыми властями. Дефолт Греции будет означать, что Еврозона не выполняет свои обязательства перед своими членами. Безусловно, это шаг в сторону распада единой Европы. Там это понимают, и именно поэтому ранее Португалии было выделена финансовая поддержка в размере $80 млрд.
Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института Глобализации и Социальных Движений
Власти Греции старательно пытаются улучшить свой бюджетный баланс. Однако проблема уже осуществленных и подготовляемых мер жесткой экономии в том, что с сокращением расходов происходит падение доходов. Причем государство само ускоряет этот процесс, как раз буква в букву следуя директивам ЕС. Негативные последствия жесткой экономии выразились в падении на 9,1% (€7,950 млрд.) доходов бюджета за первые два месяца 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Драматична и ситуация с потребительским спросом. По данным Элстат его падение колеблется по итогам 2010 года от 11 до 25% на различные группы товаров. Это неудивительно, если принять во внимание, что из-за налогов литр бензина в стране стоит уже почти 1,7 евро. Крайне велика безработица. Однако ожидать дефолта Греции пока не приходится, хотя бы потому, что связанные с государством банковские круги заинтересованы в сохранении всемирного чувства тревоги, поскольку это обеспечивает высокую доходность государственных долговых обязательств. Экономическая ситуация в Греции не улучшится, несмотря на ожидание лучшего, чем прежде туристического сезона. Поступления в бюджет, вероятно, продолжат снижаться. Но государство еще может в течении 2011 года удержать финансовую стабильность.
Решительно проводимые властями меры жесткой экономии позволяют Греции дождаться компаньонов – других стран еврозоны. Опасения должен вызывать не вероятный дефолт Греции, а угроза дефолта целой группы стран ЕС. Еще более важный «симптом» - разрушение в Западной Европе потребительского спроса. Оно происходит всюду по греческому образцу и должно вызывать серьезную тревогу. Именно это гарант того, что экономия Греции никуда не приведет. Но на пороге пропасти проявляет «чудеса бережливости» не одна Греция. Под угрозой весь Евросоюз, включая его лидеров. От еврозоны деловые элиты нигде не готовы отказаться, раньше они «укрупнят» - закроют половину школ, к чему уже идет дело в Греции. Все это знак, что подготовка второй волны мирового кризиса в ЕС идет полным ходом. И если мы увидим дефолт, то он, вероятно, будет не греческим, а групповым. Все вполне в духе «европейского единства».
Артем Аргеткин, Вице президент департамента персонального брокерского обслуживания ФГ БКС
Наступление дефолта Греции в понимании полного отказа платить по обязательствам очень маловероятно. Наиболее вероятным видится сценарий, по которому текущие долги будут реструктурированы, то есть держатели облигаций получат свои вложения не сразу, а через какой-то период и, возможно, с дисконтом. Инвесторы, по сути, уже готовы к такому сценарию, что видно из котировок, по которым торгуются гособлигации Греции. Безусловно, если условия реструктуризации окажутся хуже ожиданий инвесторов, то реакция будет нервной и выльется в массовую продажу других активов. Рынки будет лихорадить, но вопрос целостности Еврозоны вряд ли будет поднят. Конечно, крупнейшим экономикам Европы невыгодно брать на себя долги периферийных стран, и они всячески подталкивают ту же Грецию к самостоятельному обслуживанию своего долга. Надо понимать, как должники будут выходить из этой ситуации, как они собираются сокращать дефицит бюджета, урезать расходы. Только после этого Греция, а также Португалия и Испания могут рассчитывать на помощь со сторону Евросоюза.
Денис Барабанов, Начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал"
На мой взгляд, нагнетание страстей в этом вопросе, во-первых, само по себе приближает момент дефолта Греции, а, во-вторых, практически полностью лишено оснований. Вообще, зачастую, дефолт - реальная возможность выйти из патовой ситуации и начать быстро восстанавливаться. Но это для отдельной страны. Греция - член Еврозоны, этим и обусловлена важность текущей ситуации. Греция, вероятнее всего, объявит о реструктуризации. Которая будет согласована с партнерами по ЕС и МВФ. Фактически - это дефолт, но по сути, нас ждет сценарий, подобный тому, что наблюдался в Дубаи. Очевидно, что Греция не в состоянии вернуться на финансовые рынки и не в состоянии обслуживать свой долг на текущих условиях. Наилучшим решением было бы резкое сокращение дефицита бюджета (потенциально возможно, реально - нет). Второй вариант - реструктуризация. Это может быть как увеличение сроков выплат, так и снижение процентов. В худшем случае - списание части долга. Основной груз потерь ляжет на плечи государств - крупнейших экономик ЕС, а также Китая, который активно скупал в последние месяцы облигации "периферийных" стран. Это не критичные потери. Доверие инвесторов также вряд ли снизится, так как оно уже и так низкое. На целостности Еврозоны дефолт не отразится, наоборот, он покажет готовность ключевых стран протянуть руку помощи. Другое дело - будущее Еврозоны и возможный дефолт других стран из списка PIIGS. Более того, что для еврозоны сейчас опаснее последствия войны в Ливии, нежели небольшие потери, связанные с реструктуризацией долга одного из ее членов.
Игорь Шибанов, начальник отдела денежных рынков Первого Республиканского Банка
На рынке растёт уверенность, что реструктуризация греческих долгов имеет всё больше и больше шансов. Официальные лица Греции отрицают такую возможность и утверждают, что даже не рассматривают её. Представители ECB и министры финансов Европы считают, что реструктурирование является "плохой, ненужной, очень неудачной идеей" и нет никаких причин сомневаться в выполнении греческой программы экономии. Таким образом, пока существует согласие между правящими кругами Греции и европейским истеблишментом. Как известно EU/IMF летом 2010 предоставил Греции пакет помощи в 110 млрд. евро. Кроме того, ECB постоянно покупает греческие бумаги, не давая им рухнуть. Если текущее согласие политиков сохраниться, то ни реструктуризации, ни тем более дефолта Греции не будет. В общем, не так много денег надо, чтобы вытащить эту маленькую экономику. Вопрос лишь в терпении народа. Только в том случае, если под давлением недовольных низов к власти придёт иное правительство, возможно изменение курса Греции. Реструктуризация, не говоря о дефолте, будет означать реальное потрясение в Еврозоне, так как речь идёт не только о Греции, но и о доверии к Ирландии, Португалии, и в перспективе - к Испании. Евро испытает мощный нажим, так как реанимируются прежние страхи по поводу раскола Еврозоны. Европейские лидеры не допустят развала, но евро рискует пережить второй инфаркт, подобный инфаркту в мае-июне 2010.
Михаил Фёдоров, аналитик компании "РИК-Финанс"
В данный момент - Греция самостоятельно не может погасить или выплатить долг. Сокращение дефицита бюджета не уменьшает долговую нагрузку до тех пор, пока этот дефицит есть. Либо пока экономика не будет расти более быстрыми темпами, нежели копиться долг. Уровень долга сильно высок и в основном он внешний, в отличие, например, от Японии, где долг внутренний. Так же стоит учесть, что у Греции нет монетарных рычагов, нахождение в зоне евро не позволяет Греции обесценить долг путем ослабления валюты. Поэтому действительно дефолт рано или поздно возможен. Греция в данный момент может надеяться только на помощь Евросоюза. Что же касается Евросоюза, то он в состоянии решить проблему долгов всех европейских государств. Поскольку консолидировано, долг государств еврозоны на конец 2010 года составил 85% от ВВП, а долг по странам ЕС 80%. Консолидировано дефицит бюджета в 2010 году был равен 6,4%. Ситуация, лучше чем у США где долг подбирается к 100%, а дефицит в районе 10%. Но есть один момент, в США не встает вопрос, например, должны ли жители Техаса платить по долгам калифорнийцев. Государство одно и проблема общая. В Европе же, такой вопрос возникает постоянно. В Германии очень часто говорят, почему немцы должны платить за греков, португальцев и прочих. ЕЦБ в отличие от ФРС, проводит более жесткую политику. Хотя небольшое снижение евро в угоду стран PIGS пошло бы им на пользу, сократив их долговую нагрузку, но сильные страны Еврозоны этого не хотят. С таким подходом в Европе, дефолт Греции вполне вероятен. Но если бы Европа, главным образом в лице немцев и французов, повела бы себя по другому и не было бы обособления, и все проблемы бы были признаны общими, то так остро бы вопрос долгов не стоял. НО Германия не хочет перейти на единый долг с единой облигацией для всех.
Поэтому у Европы два пути:
1. Интеграция, то есть немцы французы возможно в обмен на политические уступки стран должников, объединяют все европейские долги, либо ослабляют евро, путем эмиссии и выкупа долга проблемных стран ЕЦБ.
2. дезинтеграция, то есть принцип каждый сам за себя. В этом случае дефолт Греции будет лишь вопросом времени, так сказать пока немцам не надоест платить за греков. И в будущем это может привести к развалу зоны евро. Возможно, сильные страны сами обособятся (в Германии звучали идеи возврата к марке), либо страны PIGS выйдут из зоны евро и воссоздадут свои валюты.
Подготовил Максим Логвинов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.