Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.07.2005 | Светлана Самойлова

АМЕРИКАНСКИЕ СЕНАТОРЫ ПРОТИВ РОССИИ

4 июля Комитет Сената США по ассигнованиям выразил обеспокоенность усилением России на постсоветском пространстве и призвал госдепартамент "созвать международную конференцию по продвижению демократии в этом регионе". В этот же день было принято решение утвердить размеры финансовых средств, выделяемых странам постсоветского пространства.

Общая сумма ассигнований на программы по поддержке демократии, экономических реформ и главенства закона в странах бывшего СССР утверждена комитетом в размере $565 млн. Их них $95 млн предлагается выделить Украине, $75 млн - Армении, $70,5 млн - Грузии, $38 млн - Азербайджану, $35 млн - Киргизии, $15 млн - Белоруссии. Все эти средства идут на техническую помощь: неправительственным организациям - через Агентство международного развития, экспертным сообществам (в виде грантов) - на разработку рыночных реформ.

В феврале 2005 года, во время обращения к населению США, президент Джордж Буш заявил о необходимости увеличения ассигнований на поддержание демократии в странах бывшего СССР. Однако помощь странам СНГ вовсе не означает, что она направлена на поддержание действующих режимов. Большая часть ассигнований идет на реализацию политических интересов США в регионе: в зависимости от отношений к режиму, деньги получает либо преимущественно власть, либо преимущественно оппозиция.

С февраля этого года приоритеты в отношении России поменялись кардинально. Вашингтон заявил, что прекращает выделение средств на поддержку экономических реформ в России. В размещенном на сайте госдепартамента США "Бюджетном запросе на внешнеполитические цели на 2006 год" говорится, что экономика России "работает хорошо, созданы и функционируют многие институты рыночной экономики". Поэтому "потребность в дальнейшей помощи реформам со стороны правительства США является незначительной" и 2006 финансовый год будет "последним годом содействия программам экономических реформ" в России.

Тем временем США планируют значительно увеличить размер финансовых средств на развитие демократии в России. Судя по всему, речь идет о финансировании автономных от власти организации, прежде всего, правозащитников и оппозиционных партий: "Недавние негативные тенденции в состоянии демократии и прав человека в России требуют большего внимания в 2006 году", планируется особое внимание уделить финансированию "неправительственных организаций, независимых СМИ, реформы правоохранительной системы". 4 июля комитет по ассигнованиям уточнил, что в следующем году США намерены содействовать развитию российских политических партий. Только из бюджета Госдепартамента США на 2006 год на эти цели выделят $5 млн.

Решение комитета сопровождается заявлением сенатского комитета о ситуации в России: "Авторитарная Россия представляет собой растущую угрозу для стран в регионе, которые находятся на переходе к демократии, и противодействие этой угрозе должно быть приоритетом для США". "Комитет отмечает, что для поддержки программ по содействию демократии внутри России требуются значительные ресурсы, и призывает администрацию США увеличить бюджетные запросы на эти цели в последующие финансовые годы", - говорится в документе. В нем содержится также поручение Госдепартаменту и входящему в структуру федерального правительства США Агентству международного развития "настойчиво и публично поддержать программы по политическому процессу в России и Азербайджане". В бюджете Госдепа США в статье "помощь новым независимым государствам бывшего Советского Союза" для России предложено в 2006 году выделить на программы содействия демократии и экономическим реформам в общей сложности $85 млн.

Очевидно, что доля финансирования оппозиционных или автономных организаций в России со стороны США растет, в то время как финансирование услуг по разработке рыночных реформ, сокращается. Можно прогнозировать, что эта тенденция будет усиливаться. Между Россией и США все сильнее проявляются непонимание и разногласия по основным принципам демократии.

Показательно, что в отношении Белоруссии, режим в которой США считают диктатурой, также планируется выделить денежные средства в размере $10 млн для "увеличения вещания на Беларусь". По задумке США, поддержка демократий в СНГ будет оказывать дестабилизирующее влияние и на режим Александра Лукашенко.

В то же время помощь "оранжевым" режимам" носит совсем иной характер и направлена на поддержание самой власти, а не оппозиции. По мнению комитета, программы поддержки особенно важны для таких стран, как Украина, Грузия и Киргизия. "Комитет отмечает, что успех демократии в этих государствах будет иметь критическое значение для поддержки и продвижения завоеваний демократов-реформаторов в других странах". Показательно, что в феврале Украине, чья "экономика также развивается хорошо", будет выделено $105,2 млн: $88 млн - на программы экономической помощи, $1,7 млн - на обучение украинских военнослужащих и $16,5 млн - на финансирование украинского оборонного импорта из США. Тем самым, помогая экономике Украины, США способствуют продвижению интересов своих предприятий в этой стране.

Однако после антирыночных решений правительства Тимошенко, в США начали активно обсуждать возможность сокращения помощи кабинету министров. "К сожалению, новое украинское правительство во главе с Юлией Тимошенко - еще одной героиней революции - неожиданно выбрало экономический курс, который выглядит по сути социалистическим и популистским", - писала в мае "The Washington Post". Министр энергетики США Сэмюэл Бодман заявил тогда, что рост иностранных инвестиций в украинскую энергетику возможен лишь при поддержке свободного рынка в отрасли, основным признаком которого является свободное рыночное ценообразование.

Второе место по объемам американской помощи в 2006 году займет Грузия - $80 млн долл. "Революция роз" привела к власти реформистское, прозападное руководство", - говорится в документах США. Как известно, бюджет США даже финансировал деятельность органов власти в Грузии после прихода к власти Саакашвили. Тем самым, "инвестиционная" политика США в отношении Украины и Грузии носит сходный характер. Более того, часто финансирование направлено и на снижение экономической зависимости стран от России.

Так, на прошедшей неделе премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что через две недели Тбилиси в рамках программы "Тысячелетие" ("Миллениум") получит от США безвозмездную помощь в размере $200 млн. Эти средства будут использованы на реабилитацию магистрального газопровода в Грузии. На приобретение газопровода в течение последних трех лет претендовал российский "Газпром", однако против этой сделки категорически выступало руководство США. 9-10 мая 2005 года находившийся в Тбилиси президент США Джордж Буш рекомендовал Грузии оставить в собственности государства магистральный газопровод как стратегически важный объект и воспользоваться при этом деньгами США.

В отношении Киргизии также происходят перемены. Если при режиме Акаева средства выделялись на оппозицию (например, в прошлом году финансовая помощь Киргизии была увеличена до $30 млн.: она предназначалась для перспективных оппозиционных партий, деятельности в стране западных неправительственных организаций, включая Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, "Фридом Хаус", сеть Интерньюс, фонд "Евразия" и другие), то сейчас речь идет о финансировании власти.

Увеличение финансовой поддержки демократии в России было расценено как попытка расширить канал финансирования возможной "цветной революции" в стране. Однако сам фактор финансовой помощи извне в отношении оппозиции вовсе не является единственным условием для "революции". Существует целый набор факторов, среди которых денежные средства играют роль лишь стимулятора и поддержки уже существующего недовольства населения и элит правящим режимом. В случае же высокого уровня поддержки со стороны населения и консенсуса элит финансирование оппозиции может иметь совсем незначительное, либо долгосрочное значение.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net