Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.07.2005 | Светлана Самойлова
АМЕРИКАНСКИЕ СЕНАТОРЫ ПРОТИВ РОССИИ
4 июля Комитет Сената США по ассигнованиям выразил обеспокоенность усилением России на постсоветском пространстве и призвал госдепартамент "созвать международную конференцию по продвижению демократии в этом регионе". В этот же день было принято решение утвердить размеры финансовых средств, выделяемых странам постсоветского пространства.
Общая сумма ассигнований на программы по поддержке демократии, экономических реформ и главенства закона в странах бывшего СССР утверждена комитетом в размере $565 млн. Их них $95 млн предлагается выделить Украине, $75 млн - Армении, $70,5 млн - Грузии, $38 млн - Азербайджану, $35 млн - Киргизии, $15 млн - Белоруссии. Все эти средства идут на техническую помощь: неправительственным организациям - через Агентство международного развития, экспертным сообществам (в виде грантов) - на разработку рыночных реформ.
В феврале 2005 года, во время обращения к населению США, президент Джордж Буш заявил о необходимости увеличения ассигнований на поддержание демократии в странах бывшего СССР. Однако помощь странам СНГ вовсе не означает, что она направлена на поддержание действующих режимов. Большая часть ассигнований идет на реализацию политических интересов США в регионе: в зависимости от отношений к режиму, деньги получает либо преимущественно власть, либо преимущественно оппозиция.
С февраля этого года приоритеты в отношении России поменялись кардинально. Вашингтон заявил, что прекращает выделение средств на поддержку экономических реформ в России. В размещенном на сайте госдепартамента США "Бюджетном запросе на внешнеполитические цели на 2006 год" говорится, что экономика России "работает хорошо, созданы и функционируют многие институты рыночной экономики". Поэтому "потребность в дальнейшей помощи реформам со стороны правительства США является незначительной" и 2006 финансовый год будет "последним годом содействия программам экономических реформ" в России.
Тем временем США планируют значительно увеличить размер финансовых средств на развитие демократии в России. Судя по всему, речь идет о финансировании автономных от власти организации, прежде всего, правозащитников и оппозиционных партий: "Недавние негативные тенденции в состоянии демократии и прав человека в России требуют большего внимания в 2006 году", планируется особое внимание уделить финансированию "неправительственных организаций, независимых СМИ, реформы правоохранительной системы". 4 июля комитет по ассигнованиям уточнил, что в следующем году США намерены содействовать развитию российских политических партий. Только из бюджета Госдепартамента США на 2006 год на эти цели выделят $5 млн.
Решение комитета сопровождается заявлением сенатского комитета о ситуации в России: "Авторитарная Россия представляет собой растущую угрозу для стран в регионе, которые находятся на переходе к демократии, и противодействие этой угрозе должно быть приоритетом для США". "Комитет отмечает, что для поддержки программ по содействию демократии внутри России требуются значительные ресурсы, и призывает администрацию США увеличить бюджетные запросы на эти цели в последующие финансовые годы", - говорится в документе. В нем содержится также поручение Госдепартаменту и входящему в структуру федерального правительства США Агентству международного развития "настойчиво и публично поддержать программы по политическому процессу в России и Азербайджане". В бюджете Госдепа США в статье "помощь новым независимым государствам бывшего Советского Союза" для России предложено в 2006 году выделить на программы содействия демократии и экономическим реформам в общей сложности $85 млн.
Очевидно, что доля финансирования оппозиционных или автономных организаций в России со стороны США растет, в то время как финансирование услуг по разработке рыночных реформ, сокращается. Можно прогнозировать, что эта тенденция будет усиливаться. Между Россией и США все сильнее проявляются непонимание и разногласия по основным принципам демократии.
Показательно, что в отношении Белоруссии, режим в которой США считают диктатурой, также планируется выделить денежные средства в размере $10 млн для "увеличения вещания на Беларусь". По задумке США, поддержка демократий в СНГ будет оказывать дестабилизирующее влияние и на режим Александра Лукашенко.
В то же время помощь "оранжевым" режимам" носит совсем иной характер и направлена на поддержание самой власти, а не оппозиции. По мнению комитета, программы поддержки особенно важны для таких стран, как Украина, Грузия и Киргизия. "Комитет отмечает, что успех демократии в этих государствах будет иметь критическое значение для поддержки и продвижения завоеваний демократов-реформаторов в других странах". Показательно, что в феврале Украине, чья "экономика также развивается хорошо", будет выделено $105,2 млн: $88 млн - на программы экономической помощи, $1,7 млн - на обучение украинских военнослужащих и $16,5 млн - на финансирование украинского оборонного импорта из США. Тем самым, помогая экономике Украины, США способствуют продвижению интересов своих предприятий в этой стране.
Однако после антирыночных решений правительства Тимошенко, в США начали активно обсуждать возможность сокращения помощи кабинету министров. "К сожалению, новое украинское правительство во главе с Юлией Тимошенко - еще одной героиней революции - неожиданно выбрало экономический курс, который выглядит по сути социалистическим и популистским", - писала в мае "The Washington Post". Министр энергетики США Сэмюэл Бодман заявил тогда, что рост иностранных инвестиций в украинскую энергетику возможен лишь при поддержке свободного рынка в отрасли, основным признаком которого является свободное рыночное ценообразование.
Второе место по объемам американской помощи в 2006 году займет Грузия - $80 млн долл. "Революция роз" привела к власти реформистское, прозападное руководство", - говорится в документах США. Как известно, бюджет США даже финансировал деятельность органов власти в Грузии после прихода к власти Саакашвили. Тем самым, "инвестиционная" политика США в отношении Украины и Грузии носит сходный характер. Более того, часто финансирование направлено и на снижение экономической зависимости стран от России.
Так, на прошедшей неделе премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что через две недели Тбилиси в рамках программы "Тысячелетие" ("Миллениум") получит от США безвозмездную помощь в размере $200 млн. Эти средства будут использованы на реабилитацию магистрального газопровода в Грузии. На приобретение газопровода в течение последних трех лет претендовал российский "Газпром", однако против этой сделки категорически выступало руководство США. 9-10 мая 2005 года находившийся в Тбилиси президент США Джордж Буш рекомендовал Грузии оставить в собственности государства магистральный газопровод как стратегически важный объект и воспользоваться при этом деньгами США.
В отношении Киргизии также происходят перемены. Если при режиме Акаева средства выделялись на оппозицию (например, в прошлом году финансовая помощь Киргизии была увеличена до $30 млн.: она предназначалась для перспективных оппозиционных партий, деятельности в стране западных неправительственных организаций, включая Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, "Фридом Хаус", сеть Интерньюс, фонд "Евразия" и другие), то сейчас речь идет о финансировании власти.
Увеличение финансовой поддержки демократии в России было расценено как попытка расширить канал финансирования возможной "цветной революции" в стране. Однако сам фактор финансовой помощи извне в отношении оппозиции вовсе не является единственным условием для "революции". Существует целый набор факторов, среди которых денежные средства играют роль лишь стимулятора и поддержки уже существующего недовольства населения и элит правящим режимом. В случае же высокого уровня поддержки со стороны населения и консенсуса элит финансирование оппозиции может иметь совсем незначительное, либо долгосрочное значение.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.