Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.07.2005 | Светлана Самойлова
ДАГЕСТАН: КТО ПРИДЕТ НА СМЕНУ МАГОМЕДОВУ?
В Дагестане в последнее время резко увеличилось число терактов. МВД республики было вынуждено сменить руководство махачкалинского УВД, которое наиболее часто подвержено атакам террористов, а сам город последнее время постоянно сотрясают теракты. В Дагестан были введены дополнительные силы федерального МВД. Кроме того, республику посетил министр обороны России Сергей Иванов. 6 июля был взорван лидер экстремистской группировки "Джамаат шариат" Расул Макашарипов, которого называют террористом №1 в республике. Тем временем полпред президента России в Южном федеральном округе представил доклад, в котором говорится о возможном выходе ситуации в Дагестане из-под контроля и распаде республики.
Как заявил на недавней коллегии министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров, с начала года в республике совершено 68 террористических актов, 40 из них - в столице Дагестана. По словам министра, в Махачкале действует подпольная организованная диверсионно-террористическая группа, целью которой является уничтожение сотрудников правоохранительных органов.
Действительно, в последнее время Дагестан стали называть все чаще "второй Чечней": на территории республики постоянно происходят теракты, большая часть из них направлена против сотрудников правоохранительных органов. Официально все это связывали с деятельностью чеченских сепаратистов, которые действительно выносят свою деятельность за пределы своей республики. Однако террористическая активность в Дагестане в большей степени опирается на ваххабитов, которые постоянно живут и действуют в самой республике. Как заявил газете "Коммерсант" один из руководителей республиканского угрозыска относительно взорванного лидера движения "Джамаат шариат", "мы знали, что Расул Макашарипов живет и всегда жил в Махачкале. Однако установить его точный адрес не могли. В городе у этого человека полно друзей, родственников, любовниц, единоверцев-ваххабитов. Есть, скажем так, сочувствующие ему представители власти и силовых структур, поэтому найти Муслима, даже зная, что он постоянно находится где-то под боком, было весьма проблематично".
Последнее время в Дагестане ситуация особенно обострилась: был взорван магистральный газопровод Моздок - Казимагомед, который прекратил поставку газа в Азербайджан; 1 июля были взорваны грузовики, перевозившие спецназовцев; в конце июня в Хасавюрте был взорван газораспределительный пункт; в это же время - уже в Махачкале - подорвана машина с милиционерами. Ранее от рук террористов погиб министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Загиф Арухов, руководитель Центра стратегических исследований и политических технологий Магомед-Загид Варисов. Именно Махачкала стала центром террористической активности. В итоге именно руководство УВД этого города было уволено: своих постов лишились начальник городского управления внутренних дел Махачкалы Юсуп Абдулаев, а также начальники районных отделений внутренних дел Советского и Кировского районов города. Начальник РОВД Ленинского района Махачкалы отправлен на пенсию.
Ранее, выступая на коллегии, председатель государственного совета Дагестана Магомедали Магомедов заявил, что правоохранительные органы не ведут целенаправленной борьбы с преступностью. Председатель Госсовета Дагестана потребовал от правоохранительных органов более активной работы.
Как стало известно, федеральный центр решил бороться с терроризмом как силовыми, так и политическими методами. Силовиков представлял в Дагестане министр обороны России Сергей Иванов, который прибыл в республику для того, чтобы наблюдать за военными учениями. "Если говорить о взрывах в Дагестане, то, конечно, это вызывает у нас беспокойство. Только силовыми методами эту угрозу не устранить. Это сложный вопрос, который нужно решать и силовыми, и гражданскими методами", - сказал министр на пресс-конференции в Нальчике. Как сообщил министр, было принято решение дислоцировать в Дагестане и Карачаево-Черкесии две горные бригады. Эти подразделения "будут в основном прикрывать пограничников в случае попыток массового прорыва террористов через российско-грузинскую границу". На создание бригад только в этом году Минобороны выделило 2,5 млрд руб.
Решать проблему политического урегулирования приехал в республику полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. После встречи 7 июля с председателем Госсовета Магомедали Магомедовым, он заявил, что "криминальная линия, которая набрала обороты, практически каждый день совершает теракты, прежде всего, направленные против сотрудников правоохранительных органов". "Такая ситуация требует незамедлительных решений", - подытожил полпред. Наиболее резкие оценки содержатся в докладе по итогам анализа ситуации в республике - они более жесткие, чем высказанные министром обороны России.
Как говорится в докладе, ситуация выходит из-под контроля, республику ждет неуправляемое развитие событий вплоть до её распада. В документе говорится о целом комплексе нерешенных проблем - как социально-экономических, так и политических. Их количество приближается к критическому уровню. Как отмечается в докладе, дальнейшее игнорирование этих проблем (как и попытка "загнать их вглубь" силовыми методами) уже скоро могут привести к резкому росту акций протеста и гражданскому неповиновению. Закончится все это межэтническими и конфессиональными конфликтами, считают авторы доклада. За последние 4 года из Дагестана уехало 20 тысяч русских. Между различными национальными группами имеют место регулярные конфликты. В ближайшие дни результаты проверки будут представлены президенту.
Рост террористической активности в республике накладывается на усиление межклановой борьбы на фоне ожидаемого ухода главы Госсовета республики Магомедали Магомедова. Недавно, в день его дня рождения, президент наградил Магомедова орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, что расценили как знак признания его заслуг и готовящейся отставки. В связи с этим усиливается борьба за роль "преемника", а также активизируются различные оппозиционные силы, претендующие на власть. Самый яркий эпизод - это борьба за власть самой крупной аварской этнической группы в Дагестане. Аварская оппозиция, которая давно добивается своего представительства на высшем посту в республике, представлена мэром Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым, при поддержке которого в августе прошлого года городское УВД отказалось подчиняться республиканским властям.
В Махачкале отношения городских и республиканских властей гораздо лучше. Мэр города Саид Амиров находится в тактическим союзе с Магомедали Магомедовым. Подтверждением этому стала его полная поддержка увольнения руководства городского УВД. Однако Амирова называют вторым по влиятельности даргинцем в республике: он открыто претендует на пост главы республики. Тем не менее вероятность назначения даргинца сейчас мала: скорее всего, Кремль остановит свой выбор на аварце, лояльном нынешнему руководству. А это означает, что после смены Магомедова, отношения между главой республики и Саидом Амировым могут значительно осложниться.
Борьба кланов за власть также накладывается и на объективные причины: политические реформы, проведенные президентом России, существенно сократили "входы" на федеральный уровень политики. Отмена выборов в Госдуму по одномандатным округам лишает автономных, но пока управляемых дагестанских политиков возможности "встроиться" во власть. В Дагестане было три округа, по одному из которых, например, в Госдуму избирался Гаджи Махачев, оппозиционно настроенный в отношении Магомедова, но вполне лояльный федеральной власти (во время боевых действий 1999 года он активно действовал против басаевцев). Теперь же у него возможности самореализации на таком уровне нет, а, значит, не исключен его уход в более радикальную оппозицию.
Ситуация в Дагестане балансирует на грани острого кризиса, отягощенного сериями терактов, политической борьбой между кланами, активизацией оппозиции и усугубляющимся социально-экономическим кризисом в республике. В этих условиях смена главы Дагестана становится более рискованной, а выбор кандидатуры - в большей степени подверженной конъюнктурным факторам. К тому же, с учетом того, что ответственность за назначение нового лидера республики ложится на президента, вопрос о смене власти может быть отложен.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.