Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

05.05.2011 | Алексей Макаркин

Ахмадинежад завершил забастовку

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в воскресенье завершил своеобразную забастовку. До этого он в течение недели фактически не исполнял свои обязанности. В частности, пропустил два заседания правительства, обычно проходящие под его председательством (пост премьер-министра в современном Иране отсутствует). Также президент отменил запланированный визит в город Кум, который является крупнейшим религиозным центром страны – это могло быть расценено как нелояльность в отношении влиятельного духовенства.

Напряжение в иранской элите достигло столь сильного уровня, что консерваторы в парламенте Ирана потребовали 30 апреля провести закрытое заседание для обсуждения поведения президента. Впрочем, выход Ахмадинежада на работу не означает, что проблемы президента решены – его разногласия с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи не преодолены.

Спор между лидерами

В Иране, в отличие от других стран, всенародно избираемый президент является "человеком № 2" в политической системе, признанным лидером которой является рахбар – авторитетное духовное лицо, сочетающее политические и религиозные функции. Он избирается пожизненно Советом экспертов, в состав которого входит элита иранского духовенства. С 1989 году рахбаром является аятолла Хаменеи, один из ближайших учеников своего предшественника, основателя иранского исламского государства аятоллы Хомейни.

Когда Хаменеи пришел к власти, Ахмадинежад был малоизвестным чиновником. Именно такой президент – консервативный, харизматичный и зависимый – нужен был Хаменеи, который дважды оказал ему поддержку – на выборах 2005 и 2009 годов.

Во втором случае оппозиция впервые в истории современного Ирана отказалась признавать результаты выборов и организовала массовые акции протеста, разогнанные верными Ахмадинежаду силами Корпуса стражей исламской революции, а также басиджа (вооруженного ополчения, в состав которого нынешний президент входил еще в годы ирано-иракской войны). Тогда Хаменеи оказал полную поддержку президенту, что помогло ему утвердиться у власти.

Однако в ходе второго президентского срока Ахмадинежад перестал быть верным сторонником Хаменеи. Он явно тяготился зависимостью от рахбара, стремился опереться на "силовиков" в ущерб интересам духовенства, проводить самостоятельный политический курс. Лидеру авторитарного и популистского типа - Ахмадинежаду оказалось "тесно" в рамках двух четырехлетних президентских сроков, однако правила требуют от него ухода в 2013 году.

Поэтому президент хотел бы обеспечить себе право выдвижения преемника, которым может стать Эсфандияр Рахим-Машайе (его дочь замужем за сыном Ахмадинежада). Однако Хаменеи, позиция которого является решающей в кадровых вопросах, сместил его с должности первого вице-президента еще в 2009 году. После этого Ахмадинежад назначил его руководителем своей администрации.

Еще в июле 2008 года Рахим-Машайе, занимавший тогда пост "обычного" вице-президента Ирана, выступая на конференции по проблемам туризма, неожиданно заявил:

"Иран настроен дружественно в отношении израильского и американского народов… Ни один народ на земле нам не враг, Иран – друг США и Израиля и уважает эти страны. Мы считаем, что американцы – одна из величайших наций в мире".

Консерваторы были недовольны таким необычным для Ирана высказыванием, и Рахим-Машайе, чтобы удержаться на своем посту, тогда был вынужден публично заявить: "Израиль – самое проклятое название. Тысячу раз я говорю: смерть Израилю!"

Обмен отставками

В прошлом декабре Ахмадинежад начал наступление на позиции рахбара. Он уволил министра иностранных дел Манучехра Моттаки, который считался выдвиженцем Хаменеи, не поставив в известность верховного лидера. Формально президент имел на это право, согласно же неписаным правилам – нет.В марте Ахмадинежад добился отставки Али Акбара Хашеми Рафсанджани с поста главы Совета экспертов. Бывший президент страны Рафсанджани был одним из наиболее активных противников Ахмадинежада; в то же время отношение к нему Хаменеи, как представляется, несколько иное. Не разделяя идей либерализации политической жизни страны, которые выдвигает Рафсанджани, Хаменеи видит в нем старого соратника по борьбе против режима шаха в 70-е годы (время, когда действующий президент еще был школьником и студентом).

Расставаться с ним рахбар, видимо, не хотел бы – именно поэтому группа Рафсанджани не была "добита" в 2009 году, когда проиграла борьбу за президентство (глава Совета экспертов поддерживал оппозиционного кандидата Мусави).

Впрочем, и президентская сторона понесла потерю. Парламент, большинство в котором принадлежит сторонникам Хаменеи, объявил импичмент министру транспорта Хамиду Бехбахани, являвшемуся протеже Ахмадинежада. Министр демонстративно не явился в парламент, а президент демонстративно назначил его своим советником.

17 апреля Ахмадинежад совершил наиболее решительный шаг в противостоянии с Хаменеи. По настоянию президента министр по делам разведки Хейдар Мослехи – человек Хаменеи - подал в отставку. Однако Хаменеи восстановил Мослехи в должности. Более того, рахбар настоял на отставке упомянутого выше Рахим-Машайе с поста руководителя президентской администрации.

Эти два удара, продемонстрировавшие, "кто в доме хозяин", нанесли сильный ущерб позициям президента и привели к его недолговременной "забастовке". Также Ахмадинежад отказался публично согласиться с восстановлением в должности Мослехи, на чем настаивало окружение Хаменеи. Советник президента по связям с прессой Али Джаванфекр сказал ранее, что Ахмадинеджад опасается утратить "все свои достижения" в случае подчинения давлению депутатов и верховного лидера.

30 апреля, за день до президентской забастовки, Хаменеи призвал сограждан сохранять единство, так как внутренние разногласия выгодны врагам Тегерана.

"Если между нами возникают разногласия, враг узнает об этом и попытается воспользоваться ситуацией", - заявил рахбар. Эти слова были адресованы Ахмадинежаду и содержали явное предупреждение в его адрес.

За всю историю исламской республики имело место только одно столкновение между рахбаром и президентом – в 1981 году, когда Хомейни заставил первого президента страны Абольхасана Банисадра покинуть свой пост. Вскоре Банисадр был вынужден бежать из Ирана - это очень плохой прецедент для любого президента страны.

Сущностные разногласия

Отметим, что между Хаменеи и Ахмадинежадом выявились и разногласия относительно внешнеполитического курса. Хаменеи выступает за более активную роль Ирана в ближневосточных делах, где интересы шиитского государства сталкиваются с приоритетами арабских консервативных суннитских монархий и поддерживающего их Запада.

Ахмадинежад, вопреки своей репутации радикала, более осторожен, не желая идти на жесткий конфликт, в котором Иран может оказаться в изоляции. Прошлогоднее голосование по вопросу о санкциях против Ирана в Совете Безопасности ООН показало, что его в противостоянии с Западом не собираются поддерживать ни Россия, ни Китай.

Занятно, что в январе Ахмадинежад выразил недовольство приговором оппозиционному иранскому режиссеру Джафару Панахи, вынесенным ему за антиправительственную пропаганду. Президенту больше всего не понравился 20-летний запрет на режиссерскую деятельность Панахи. Запрет также распространяется на написание сценариев, зарубежные поездки и общение с прессой. Кроме того, Панахи должен отбыть шестилетний тюремный срок.

Такой жест Ахмадинежада (позицию президента озвучил все тот же Рахим-Машайе) был явно направлен на улучшение его имиджа в оппозиционных кругах и, возможно, на Западе. Однако для оппозиционеров Ахмадинежад остается авторитарным правителем, победившим на спорных выборах 2009 года и виновным в жестких репрессиях в отношении противников режима.

Для Запада – эксцентричным отрицателем Холокоста и сторонником развития иранской военной ядерной программы, вызывающей опасения у международного сообщества.

Что касается "силовиков", на которых делает ставку Ахмадинежад, то, похоже, что в условиях разногласий между рахбаром и президентом многие из них склоняются к поддержке первого. Опереться на поддержку населения президенту также непросто – в условиях 14-процентной безработицы (по итогам прошлого года), особенно сильной в молодежной среде.

В иранском истеблишменте немало знаковых фигур, ожидающих новых парламентских (они пройдут в 2012 году) и, особенно, президентских выборов 2013 года.

Среди них спикер парламента Али Лариджани и мэр Тегерана Мохаммад Бакер Калибаф. В 2005 году они уже были соперниками Ахмадинежада в борьбе за президентство, в 2009-м не выдвигали свои кандидатуры, так как не получили неформальной санкции Хаменеи. Сейчас они полагают, что на следующих выборах у них есть реальный шанс побороться за победу, а также и на лояльное отношение к их амбициям со стороны Хаменеи.

Что же до Ахмадинежада, то ему сейчас придется либо уступить рахбару (и, как следствие, спокойно завершить свой второй президентский срок), либо пойти наперекор ему, что угрожает потрясениями существующей политической системе и создает угрозу для личных перспектив президента.

Материал опубликован на сайте «Голос России» 3.05.2011

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net