Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.05.2011
Новые варианты налогообложения нефтяного комплекса
На прошедшей неделе, после кризисного повышения экспортной пошлины на бензин до 90% от уровня нефтяной пошлины, обсуждение новаций в налогообложении экспорта нефти и нефтепродуктов оживилось в более широком контексте. Помимо озвученного ранее варианта перехода к формуле «60–66» стали рассматриваться еще два варианта. Первый из них основан на двухуровневой системе налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов: при нефтяных ценах ниже 90 долл./барр. применяется формула «60–66», с более высоких цен экспортные пошлины взимаются по формуле «55–86». Второй дополнительный вариант основан на формуле «58–72», то есть предполагает более существенное по сравнению с формулой «60–66» снижение нефтяной пошлины и большее приближение пошлин на нефтепродукты к нефтяным. Ниже представлены наши оценки удельной (на тонну экспорта) эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов при различных комбинациях вывозных пошлин. Во всех вариантах расчетов предполагалось, что вывозная пошлина на бензин составляет 90% от нефтяной.Удельная эффективность экспорта нефти и нефтепродуктов при различных вариантах установления экспортных пошлин (при цене нефти 105 долл./барр.), руб.
При современных пошлинах | Вариант «60–66» | Двухуровневая ставка на экспорт нефти и нефтепродуктов | Вариант «58–72» | |
Прибыль от экспорта нефти | 1083 | 1912 | 2067 | 2244 |
Прибыль от экспорта бензина | 2067 | 2814 | 2953 | 3112 |
Прибыль от экспорта дизтоплива | 4288 | 4952 | 4712 | 4544 |
Прибыль от экспорта мазута | 201 | 397 | 158 | -11 |
Источник: расчеты Центра развития.
Из приведенных оценок мы сделаем несколько выводов. Во-первых, при нынешней цене нефти (105 долл./барр.) и существующей системе экспортных пошлин рентабельность экспорта нефти составляет всего 5%. Следует отметить, что при нынешней формуле расчета экспортной пошлины на нефть рентабельность экспорта при росте цен снижается. На наш взгляд, несомненно, такая ситуация во многом обуславливает стагнацию добычи и экспорта российской нефти даже при растущих мировых ценах. В такой ситуации поиск вариантов снижения налоговой нагрузки на экспорт нефти выглядит вполне естественным.
Во-вторых, рентабельность экспорта нефти повышается почти в два раза при переходе к формуле «60–66», растет и рентабельность экспорта нефтепродуктов, кроме мазута. Естественно, в этой ситуации похожая картина наблюдается и в связи с переходом на схему «58–72», где экспорт мазута вообще становится убыточным. Переход же к двухуровневой системе обложения экспорта нефти и нефтепродуктов незначительно изменяет эффективность нефтяного экспорта. Такой налоговый режим будет стимулировать нефтяные компании к углублению нефтепереработки, в то же время компании, строящие или реконструирующие в настоящее время свои нефтеперерабатывающие заводы, окажутся в сложном положении, поскольку их инвестиционные программы были рассчитаны при определенном налоговом режиме.
В целом по нефтяному комплексу при предположении, что нефтяные компании сохранят объем и структуру экспорта нефти и нефтепродуктов на уровне 2010 года, реформы налогообложения приведут к росту прибылей нефтяников. Так, если при современном налоговом режиме и цене нефти 105 долл./барр. суммарная прибыль от экспорта нефти и нефтепродуктов составит 584 млрд руб., то при переходе к формуле «60–66» этот показатель вырастет на 17%, а при переходе к системе «58–72» – на 23%. Поэтому нефтяные компании в целом, по-видимому, будут поддерживать изменения в системе налогообложения. При этом встанет вопрос о компенсации выпадающих бюджетных доходов. Направления такой компенсации вроде бы ясны: это увеличение налогообложения Газпрома, увеличение акцизов на топливо, алкоголь, табак. Неясно, будет ли такая компенсация осуществляться до или после выборов. В заключение не поленимся повторить еще раз – для осуществления долгосрочных инвестиций в сырьевой сектор инвесторам необходим стабильный налоговый режим.
Материал подготовлен Центром развития
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.