Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.05.2011 | Марина Войтенко
Валютные зеркала структурных проблем
На минувшей неделе вновь напомнила о себе непреложная истина, которая столь же стара, как и мир рыночной экономики – самочувствие любой валюты в коечном счете определяется остротой и размахом структурных дисбалансов, накопленных в реальном секторе и в финансовой системе. При этом режим курсообразования – это прямое следствие качественного состояния рыночных и государственных институтов как в отдельных странах, так и в их интеграционных объединениях.
Наглядный пример тому – ситуация в Еврозоне. С одной стороны, налицо определенное оживление деловой активности. 13 апреля Статуправление Евросоюза «отрапортовало»: в I квартале ВВП в странах «зоны» вырос на 0,8% (в годовом выражении – на 2,5%). Это выше прогнозов на 0,2% и более чем вдвое перекрывает показатель последнего квартала прошлого года. Ускорение темпов роста во Франции и в Германии (за январь-март 2011 года на 1% и 1,5% ВВП, что в годовом выражении составляет, соответственно, 2,2% и 5,2% ВВП) компенсировало слабые результаты Италии, Ирландии и ряда других государств1 .
В майском обзоре «Перспективы развития региональной экономики. Европа. Укрепление экономического подъема» МВФ предполагает, что экономический рост в европейских странах в целом в 2011 и 2012 годах достигнет 2,4% и 2,6% (2,4% в 2010-м). в развитых экономиках, соответственно, 1,7% и 1,9% (1,7% - в 2010-м), в странах ЦВЕ с формирующимися рынками – 4,3% в 2011-2012 годах (в 201-м – 4,2%). Умеренный рост без рывков – оборотная сторона ускоряющейся инфляции. В МВФ полагают, что в ЕС-27 в 2011 году она составит 3,8% (в 2012-м – вернется к 3%). В конце прошедшей недели Еврокомиссия, в свою очередь, повысила прогноз по росту цен на текущий год для Еврозоны с 2,2% до 2,6%. Рост ВВП по версии евркомиссаров составит 1,6 процента. При всем обилии и разбросе оценок базовых макроэкономических показателей их авторы и интерпретаторы сходятся в одном – основной риск для перспектив в Европе создает финансовая напряженность в странах на ее периферии.
Последние недели особое внимание участников рынков вновь приковано к Греции. 9 мая рейтинговое агентство Stadard&Poor’s снизило кредитный рейтинг страны сразу на две ступени: с ВВ- до В (это лишь на один пункт выше, чем у Пакистана). Краткосрочный рейтинг понижен с В до С. Все рейтинги Греции оставлены в «листе ожиданий» с прогнозом «негативный». При этом агентство предупредило о возможности их дальнейшего снижения. О намерении действовать в этом же направлении заявило и Moody’s Investors Service. Принятые решения заметно ухудшили условия размещения новых греческих гособлигаций. В понедельник доходность десятилетних бумаг выросла до 15,71%, во вторник при продаже нового выпуска полугодовых казначейских обязательств на 1,25 млрд. евро она, правда, снизилась до 15,29% на ожиданиях, что условия предоставления финансовой помощи Греции будут пересмотрены. Следует, однако, заметить, что и это значение почти вдвое превышает уровень, зафиксированный в разгар долгового кризиса весной прошлого года.
13 мая Еврокомиссия ухудшила прогноз бюджетного дефицита Греции на текущий год до 9,5% ВВП против ожидавшихся 7,4%, то есть ориентира, согласованного в рамках предоставления Афинам помощи в прошлом году на 110 млрд. евро2 . Неудивительно, что на таком фоне усиливается пессимизм инвесторов. По данным майского опроса, проведенного Bloomberg, дефолта Греции опасаются 85% респондентов, Португалии – 59%, Ирландии – 56%. Как видим, наихудшие ожидания у участников рынков по поводу Греции, и они прирастают – в январе предрекающих дефолт было на 11% меньше. По мнению многих экспертов, кризис суверенного долга в этой стране подошел к рубежу, за которым либо пролонгация сроков погашения уже взятых займов (абсолютный размер госдолга – 327 млрд. евро), то есть, их реструктуризация или, попросту говоря, дефолт. Либо предоставление нового масштабного пакета финансовой помощи (27 млрд. евро на 2012 год и 32 млрд. евро на 2013-й), что позволило бы «дотянуть» до момента создания (как раз в 2013 году) постоянно действующего европейского стабилизационного механизма, который должен прийти на смену нынешнему временному Европейскому фонду финансовой стабильности.
Первый вариант откровенно плох, поскольку породит на рынках долго неутихающее «евронедоверие» как к финансовым инструментам еврозоны, так и к самой единой валюте. Некоторые аналитики уже предупреждают: эффект может быть покруче, чем от краха Lehmann Brothers, ознаменовавшего в 2008 году начало глобального кризиса. Второй выход из сложившегося положения более логичен. Его преимущество уже в том, что Греция не выйдет из зоны евро, а вместо пролонгации долгов будет возможно их рефинансирование. Угрозы не снимаются, но их пиковая нагрузка отодвигается на 1,5-2 года. Проблема, однако, в высоких рисках того, что Евросоюзу может не хватить ресурсов при обострении финансово-долговой ситуации в иных проблемных странах. В конце концов, и это решаемо. Но очень уж неприятно идти с протянутой рукой к МВФ, а затем к США и Китаю (с неизбежными затем подвижками во внешнеполитической идентичности).
Очередной тур «греческих консультаций» министров финансов еврозоны начнется уже 16-17 мая. Аналитики ожидают «смешанного» решения, то есть новой помощи и некоторого изменения условий по старым займам. В любом раскладе оно не будет стремительным: в июне бюджет страны должен пройти аудит со стороны Еврокомиссии. Тем не менее, даже четкий график поиска выхода из суверенного долгового тупика принципиально важен для снятия с рынков избыточной нервозности, периодически основательно подавляющей курс евровалюты3 .
Наблюдатели отмечают, что на истекшей неделе евро, сначала спикировав с $1,45 до $1,42, затем отыгрался до $1,43 на фоне хорошей статистики Франции и Германии. Однако экономический рост с учетом прогнозных ожиданий – фактор не слишком стабильный. Евро в большей степени поддерживает мягкая денежно-кредитная политика ФРС, но и здесь уже обозначились августовско-сентябрьские развороты тренда.
Долговая же ситуация в проблемных странах, с точки зрения рыночных игроков, формирует негативный фон куда более густой и протяженный. Отсюда и вывод для денежных властей Еврозоны: надо поторапливаться и по сути (то есть, искать компромиссные алгоритмы действий), и по форме (регулярно посылая «рыночной общественности» сигналы о кратко- и среднесрочных намерениях).
Последнее очень важно, поскольку является своего рода «изображением» скорости усиливающейся финансовой интеграции в зоне евро в направлении создания более эффективных наднациональных институтов (в МВФ их называют панъевропейскими) для преодоления проблем банковского сектора и ограничения рисков роста бюджетных и долговых дисбалансов, возникающих вследствие повышения интенсивности трансграничных финансовых потоков. Структурные реформы для Европы, таким образом, это не «глубокая теория», а повседневная практика с уже накопленным обширным опытом.
Судя по всему, острая фаза кризиса «догнала» и Беларусь. Начиная с декабря-2010, население скупало доллары и евро. Ожидания девальвации крепли день ото дня, очереди в «обменниках» увеличивались. В начале марта «бои» шли уже и за российские рубли, но и их на всех желающих не хватило. В следующем месяце дефицит инвалюты в полной мере ощутили и юридические лица.
В марте спрос на доллары США на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) составлял $374,9 млн., предложение - $419,3 млн. В апреле спрос вырос на 67,5% (до $627,97 млн.), предложение сократилось на 12,2% (до $367,7 млн.). Доля сделок с долларом США в общем объеме торгов инвалютой на бирже в апреле выросла до 53,4% ($627,97 млн.) с 38,4% в марте. При этом доля сделок с евро сократилась с 35,2% в марте до 21,5% в апреле, с российским рублем – с 26,1% до 24,8% соответственно. Причем снижение объемов предложения по обеим этим валютам продолжается.
На первый взгляд, такие диспропорции весьма удивительны, особенно если учесть декларированное ранее отсутствие интервенций со стороны Национального Банка Беларуси (НББ). Но тут стоит вспомнить особенности монетарной (да и в целом денежно-кредитной) политики страны, вернее ее замену политико-административным регулированием.
Так, механизм взаимодействия НББ с банками и БВФБ заключается в фильтрации Нацбанком заявок банков на покупку инвалюты на бирже, исходя из предложения на продажу и государственных приоритетов. Своеобразная «очередь» выглядит следующим образом: первыми удовлетворяются потребности для оплаты контрактов на поставку медикаментов по утвержденному правительством перечню кодов ТН ВЭД и природного газа (более половины импорта в страну составляют российские энергоносители). После удовлетворения запросов этих импортеров - для погашения внешних заимствований организаций (практически все они государственные, либо долей государства более 70%4 ), и только потом «для иных целей». В случае превышения спроса на доллары, например, для оплаты газа над их фактическим предложением, НББ конвертирует в доллары другие торгуемые на бирже валюты, предложение которых превышает спрос, например, российские рубли. Действие такого порядка, в соответствии с постановлением правления НББ N89, предусмотрено до 1 апреля 2012 года.
Для каждого из этих «очередников» предусмотрены и свои курсы конвертации, что уже пагубно сказалось на реальном курсе белорусского рубля, а также на размере отрицательного сальдо внешнеторгового5 баланса, которое в январе-марте 2011 года составило $2,355 млрд. против $681,4 млн. за аналогичный период прошлого года.
В то же время, установление «льготных» курсов для ряда импортеров оказывает существенное давление на деловую активность в других сегментах экономики. Цены на оборудование, производимое из импортных комплектующих, зачастую оказываются ниже себестоимости производства, что никак не может способствовать наращиванию выпуска и, следовательно, увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. У экспортеров возможности финансового маневра тоже ограничены. Согласно действующему законодательству, 30% своей валютной выручки они вынуждены продавать по официальному курсу, изменения которого будут ещё значительное время отставать от межбанковских котировок.
Напомним, на межбанковском рынке в начале мая курс составлял около 5 тысяч белорусских рублей за доллар, на черном рынке валютчики скупали «зеленые» по 4,2 тысячи белорусских рублей. Нацбанк установил официальный курс, которым могут воспользоваться ограниченное число экономических агентов, около 3,1 тысячи рублей.
5 мая Национальный банк Беларуси принял решение о расширении с 12 мая 2011 года прогнозного коридора колебаний курса белорусского рубля к корзине валют (доллар США, евро, российский рубль) с 8% до 12%. В официальном пресс-релизе подчеркивается: «Данное решение принято в рамках поэтапного сближения обменного курса белорусского рубля на различных сегментах валютного рынка и направлено на расширение возможностей Национального банка по реагированию на колебания кросс-курсов иностранных валют, входящих в состав корзины, а также на повышение гибкости курсовой политики в целом». Однако сроки завершения процесса выхода на единый обменный курс по-прежнему не определены.
Конечно, расширение коридора колебаний позволит повысить конкурентоспособность белорусского экспорта, в первую очередь сельскохозяйственной и молочной продукции, текстиля и сельхозтехники. В то же время, это уже негативно сказалась на доходах бюджетников. Согласно экспертным оценкам, «моментальная» девальвация «зайчика» вкупе со стремительным ростом цен уже сократила реальные располагаемые доходы населения на 30%. Для сравнения: рост средней зарплаты в активной фазе электорального цикла-2010 составил 25%. В пересчете же на «hard currency», повышенные накануне президентских выборов зарплаты, таким образом, вернулись на уровень лета прошлого года. При этом дефицитная иностранная валюта возвращаться в обменные пункты не спешит, несмотря на официально установленный практически на уровне спекулятивного курс продажи для населения в Br4 тыс. за $1. (На внебиржевом рынке в минувшую пятницу обменный курс достиг Br6 тыс. за $1).
Опасаясь оттока вкладов из банков, власти Беларуси объявили на прошлой неделе о планах повышения c 18 мая ставки рефинансирования Нацбанка с 13% до 14% (предыдущие повышение было предпринято менее месяца назад — 20 апреля). По их мнению, это позволит защитить рублевые депозиты от обесценивания. Однако вряд ли это сыграет значимую роль хотя бы в стабилизации уровня жизни населения, не говоря о его повышении. Эту «надбавку», несомненно, проглотит инфляция.
В апреле рост потребительских цен в республике составил- 4,5%, а за первые четыре месяца года - 10,9%. В то время как в России цены увеличились на 0,4% в апреле и на 4,3% с начала года, в Украине на 1,3% и 4,7%, в Казахстане на 0,5% и 4,2% соответственно. Об этом свидетельствуют сравнительные данные6 , опубликованные Национальным статистическим комитетом. Независимые эксперты ожидают, что инфляция на этом не остановится. В прогнозе Исследовательского центра «ИПМ», который был обнародован в конце апреля, говорится, что в 2011 году ее уровень достигнет рекордных 17,4%. Этот прогноз более чем в два раза превосходит официальный – 8,5%.
Сомневаться в экспертных оценках оснований практически нет. По данным НББ, в апреле объем наличных денег возрос почти на триллион белорусских рублей – то есть, на 21,3 процента. Для сравнения: за январь-март 2011 года денежная масса увеличилась лишь на 2,2 процента. Очевидно, что Национальный банк, столкнувшийся в конце марта с кризисом на рынке наличной валюты, на полную мощь включил денежный печатный станок7 . Да и множественность курсов приведет к тому, что стоимость импорта будет расти, а доходы уменьшаться. Такой своеобразный протекционизм по-белорусски, являющийся несомненным катализатором инфляции. К чему может привести такое разнообразие в курсообразовании уже давно известно – в России последнего десятилетия прошлого века его итогом оказался «черный вторник» 1994 года.
В такой ситуации, несмотря на то, что внешний долг Беларуси уже достиг опасного уровня в 50% ВВП, а золотовалютные резервы практически исчерпаны, без дополнительных заимствований8 хотя бы стабилизировать ситуацию никак не удастся. Однако процесс принятия решений для руководства страны окажется весьма нелегким. Нужны не только надежные гарантии возврата средств. Придется начать реальную модернизацию монетарной и в целом денежно-кредитной политики, приступить наконец-то к давно обещанной приватизации предприятий (по оценке вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, она должна принести Беларуси не менее $2 млрд.), причем, отнюдь не по завышенной цене. Как отмечается в опубликованной в начале мая записке Исполнительного совета директоров МВФ по консультациям с Белоруссией в 2011 году, «любая будущая финансовая договоренность должна сопровождаться твердой приверженностью проведению действенной экономической политики, направленной на поддержание стабильности, и смелой программы структурных реформ».
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
1. ВВП Италии в первом квартале 2011 года вырос на 0,1% (в IV квартале 2010-го зафиксированы аналогичные темпы), что оказалось хуже ожиданий (0,3% ВВП). При этом продолжается (хотя и более медленными темпами) сокращение промпроизводства – на 0,1% в I квартале, на 0,6% в последние месяцы 2010 года. В апреле правительство Италии пересмотрело прогноз роста экономики на 2011 год с 1,3; до 1,1% ВВП, на 2012-й – с 2% до 1,3% ВВП. Квартальные результаты Италии – одни из наихудших в еврозоне. Даже проблемная испанская экономика с 20%-ной безработицей выступила увереннее – «+0,3%» ВВП (прежде всего, за счет увеличения экспорта на 27%). Наихудший же показатель бюджетного дефицита продемонстрировала Ирландия – 32,4% ВВП. Она же стала рекордсменом Европы по темпам роста госдолга, который в 2010 году увеличился на 30,6 процентных пункта – до 96,2% ВВП. Дефицит бюджета в Португалии составил в 2010 году 9,1%.
2. Формальный повод для этого – итоговый дефицит-2010, который составил 10,5% ВВП, заметно превысив предварительный прогноз в 9,4%. Госдолг взлетел до отметки 142,8% ВВП – самого высокого показателя среди стран Еврозоны за все 12 лет существования единой европейской валюты (прогноз на 2012 год – 159% ВВП).
3. На российской ММВБ понижательный тренд был также вполне очевиден – с 39,89 рублей за евро 10 мая до 39,71 рублей за евро 13 мая.
4. Даже в банковской сфере 73% уставного капитала является государственной собственностью. Кроме того, в госсобственности находятся предприятия машиностроения, тракторостроения, нефтепереработки, химические производства и т.д.
5. Внешнеторговый оборот товаров и услуг Белоруссии за первые 3 месяца 2011 года составил $13,254 млрд. (за аналогичный период 2010 года — $20,199 млрд.), из которых на экспорт пришлись $6,286 млрд., на импорт — $6,968 млрд.
6. Рост цен на продукты питания в апреле в Беларуси составил 5,5%, в России – 0,3%, в Украине 1,5%, в Казахстане – 1,1%.
7. Факт столь резкого роста широкой денежной массы вступает в противоречие с заявлениями руководства Нацбанка о проведении жесткой монетарной политики.
8. В первую очередь речь может идти о кредите в $3 млрд. из Фонда ЕврАзЭС (по $1 млрд. в год, начиная с текущего).
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.