Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

16.05.2011 | Олег Громов

Флоту – труба?

Переговоры по новому газовому договору между Россией и Украиной затягиваются. Процесс движется настолько сложно, что стороны уже поговаривают о международном арбитраже и косвенно грозят друг другу денонсацией. А что если президент Украины В.Янукович пойдет ва-банк и предъявит ультиматум России – либо новый договор по газу либо отмена продления контракта по аренде баз Черноморского флота России в Крыму? Сможет ли он сделать это? И почему? Ведь вопрос о газе тесно связан с вопросом о флоте с Харьковских соглашений 2010 года, когда продление аренды баз было связано со скидкой на газ. Ситуацию комментируют украинские эксперты…

Пироженко Виктор Алексеевич, член Экспертного Совета Фонда стратегической культуры (Киев):

Скорее всего, нет. Судьба ЧФ РФ - вопрос геополитического масштаба, который несопоставимо более значителен, чем сугубо экономический и частный (при всей своей важности) вопрос газовых контрактов и цены на газ. Его решение является условием продолжения российско-украинских отношений и развития их до отношений стратегического партнёрства как таковых, что для Партии регионов является принципиальным, в том числе, и по иным экономическим мотивам, не связанным с газом. Денонсация данного соглашения в сложившейся ситуации обернётся для ПР катастрофическими потерями по всем параметрам, начиная от репутационных, и заканчивая, избирательными и потери эти будут намного больше, чем в случае простого отказа от продления срока базирования ЧФ в Севастополе весной 2010 года.

Денонсация Харьковских соглашений имела бы своим следствием однозначное ухудшение отношений новой власти с Россией. Но это лишило бы президента Януковича необходимой свободы манёвра, которая столь нужна ему в ситуации многовекторной политики. Ющенко мог позволить себе конфронтацию с Россией, поскольку пользовался безоговорочной поддержкой Запада. Янукович лишён этого ресурса, и диалог с Западом ему может обеспечить лишь одновременная двойная игра, т.е., с собственно, с Западом и Россией.

Кроме того, соглашения по продлению базирования ЧФ уже были увязаны с уступкой российской стороны Украине по ценам на газ (на 100 дол. ниже), которая уже была реализована. Выдвижение новых условий, связанных с пересмотром «газового договора» и формулы ценообразования, скорее всего, будет происходить в увязке с иными проектами, инициируемыми Россией, например, Таможенным союзом и пр.

Денонсация Харьковских соглашений ПР невозможна ещё и по внутриполитическим причинам - как раз потому, что на этом настаивает оппозиция. Янукович хорошо знает, какую роль играет «российский вопрос» в идеологии, избирательной стратегии и тактике оппозиции. Пойти ей на уступки в принципиальнейшем вопросе – значит, по сути, капитулировать перед оппозицией со всеми вытекающими отсюда последствиями перед собственными избирателями.

Ростислав Ищенко, директор Центра системного анализа и прогнозирования (Киев):

Денонсировать соглашения по флоту Янукович не может. Это теоретически мог бы сделать парламент, но я надеюсь, что ни депутаты от Партии регионов, ни Кабинет министров, ни, тем более, Президент не являются самоубийцами. После такого шага у них не останется внутри страны сил, которые бы их поддерживали.

Главная проблема газовых переговоров заключается в том, что Украина нигде не может купить газ дешевле, чем у "Газпрома" (могла бы - давно бы купила). При этом украинское правительство хочет, чтобы "Газпром" продавал Украине газ по так называемой "справедливой" цене, которая понимается украинским правительством, как цена, которую могут платить украинские предприятия. Это примерно так, как я бы пришёл в салон "Бентли" и сказал: "Хорошие у вас машины, но очень дорогие. Продайте-ка мне десяток по "справедливой" цене. Долларов эдак по сто за штуку. Дороже я заплатить не могу - доходы маленькие".

То есть, если Украина считает российскую цену на газ "несправедливой", у неё есть право "прошвырнуться по рынку" и найти ту цену, которая её удовлетворит.

Если же Украина хочет получить "политическую" цену, то надо идти на политические уступки, например, вступать в Таможенный союз.

Алексей Мартынов, эксперт Центра политологического анализа и технологий (Донецк):

Проблема российско-украинских переговоров относительно цены на транзит газа для Украины завязана как на внутриполитическую ситуацию на Украине, так и на внешнеполитических факторах. Прежде всего, следует отметить, что США и Евросоюз имеют значительное влияние на форматирование внешней политики Украины, и украинский МИД часто озвучивает позиции, точно компилирующие соответствующее мнение американских или европейских кругов по тому или иному вопросу. В отношениях с Россией Украина в последние месяцы явно играет на стороне Запада, что негативно сказывается на российско-украинских отношениях и подчеркивает авантюристичность украинской внешней политики. США не заинтересованы в усилении энергетической и, как следствие, экономической зависимости Евросоюза от России, поэтому попытки Украины помешать строительству "Южного потока" можно рассматривать не только в контексте интересов украинских олигархов, но и шире - как проявление лоббирования интересов США украинской стороной. В любом случае позиции США и Украины по данной позиции объективно совпадают.

Что касается собственно проблемы цены на российский газ для Украины, то здесь нужно подчеркнуть следующее: 1) независимо от цен с российской стороны, украинские олигархи желают максимально нажиться на "трубе", и даже Харьковские соглашения 2010 г. не повлияли на облегчение налоговой политики в отношении украинских налогоплательщиков, т.е. большинства населения; 2) украинская сторона не предлагает никаких уступок России и в ультимативном порядке ставит вопрос о снижении цены на газ безо всяких условий; 3) Украина демонстрирует прозападный курс вплоть до выполнения Плана действий по членству в НАТО (несмотря на все заявления и уверения, документ юридически действителен и исполняется), поэтому Россия вряд ли откажется от такого инструмента влияния на Украину, как транзит газа; 4) все ультиматумы с украинской стороны являются скорее политическим блефом, основанным на уверенности в американской поддержке данных заявлений, поскольку Украина не имеет серьезных рычагов для давления на Россию и, наоборот, зависима от российского газа. Возможная денонсация Харьковский соглашений 2010 г. только спровоцирует дополнительную напряженность в российско-украинских отношениях и создаст прецедент для аналогичных денонсаций с российской стороны, в частности, может обострить и без того "горячую" проблему Крыма. Еще в 1992 г. Верховный Совет России денонсировал акты 1954 г. о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР, а в 1996 г. Государственная Дума денонсировала Беловежские соглашения о ликвидации СССР 1991 г. Демарш с громкими денонсациями, в случае его использования украинской стороной, может обернуться против интересов самого украинского государства.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net