Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.05.2011 | Сергей Слободчук
Майдан не зовет
«День гнева» и facebook – Украина вслед за Ливией нанесла серьезный удар по капитализации брендов, раскрученных благодаря событиям на Ближнем Востоке. И де ло совсем не в том, что украинские власти с помощью ментовских дубинок разогнали акцию 14-го мая в Мариинском парке в Киеве, а в том, что сегодня в Украине еще нет целевой аудитории. Всего 500 участников митинга, который заявлялся как украинская революция facebook, в лучшем случае могли рассчитывать на одноразовое упоминание в выпуске новостей. Но к малочисленному митингу было стянуто чуть ли не вдвое больше милиционеров. А во-вторых, бойцы спецподразделений «Беркут» очень оживили телевизионную картинку и репортажи с митинга, когда начали разгонять протестующих и тащить самых активных в милицейский автобус. 14-го числа власть продемонстрировала не просто страх, что было бы логично - один раз обжегшись на Майдане и напугавшись серией революционных выступлений на Ближнем Востоке, ей теперь везде мерещится Майдан. Или что похуже...
Поведение власти, которое можно описать двумя словами - страх и агрессия - очень симптоматично. Самый главный вывод украинских «Дней гнева» - власть не отдает себе отчета в том, что происходит в ее собственной стране, а главное, неадекватно оценивает ситуацию. Именно отсюда страх и агрессия. Именно поэтому любые попытки гражданского протеста стараются душить в зародыше, натравливая неоправданное количество милиции и спецназа.
Митинг 19-го числа в том же Мариинском парке возле Верховной Рады был более многолюдным, но… Во-первых, он проходил под брендом «Весеннего марша протеста Всеукраинской гражданской акции «Вперед», где пять тысяч участников составляли мелкие предприниматели, выступающие против очередной драконовской инициативы Верховной Рады и Кабмина, а участники «Дня гнева» присоединились в качестве пристяжных. Во-вторых, четко демонстрировались политические симпатии – лицом движения весь день работала народный депутат от Блока Юлии Тимошенко Наталья Королевская.
Впрочем, успех или неуспех отдельных гражданских акций – вопрос очень спорный и относительный. Важно другое – майские митинги зафиксировали характерный для сегодняшней Украины разрыв, когда, с одной стороны, социология фиксирует рост недовольства властью, а как доходит до дела, простой украинец в своей многомиллионной массе демонстрирует редкую пассивность и апатию. То есть, психологические недовольство и раздражение не конвертируются в реальные действия, из-за чего и невозможен новый Туниса, Египет или Сирия. В чем же причина? Если точнее, то их комплекс.
Причина №1 – низкая общественная активность украинцев, большая часть которых все еще поражена неверием, неумением и нежеланием защищать свои права. Вторая причина заключается в том, что последствия экономического кризиса обострили экономические проблемы большинства украинцев, которые вынуждены заниматься борьбой за выживание, на фоне которой наблюдается спад политической активности. И третья причина – это разочарование в традиционном наборе украинских политиков и лозунгов, которые они продвигают, что красноречиво продемонстрировали выборы в местные советы осенью 2010-го с рекордным количеством проголосовавших «против всех» и просто проигнорировавших волеизъявление.
В тоже время рост протестной активности наблюдается, правда, пока что только со стороны специализированных групп – уже упоминавшихся предпринимателей, а также студентов и педагогов, протестующих против инициативы министра образования Дмитрия Табачника. Для полноты картины нужно вспомнить еще борцов против застройки, с разной степенью успешности противостоящих местной власти и строительным фирмам по всей Украине. Если же говорить о действительно эффективных массовых акциях, то здесь на ум приходит только многодневный митинг против Налогового кодекса на Майдане Независимости в ноябре-декабре 2010-го. Хотя и здесь нужно сделать сноску, потому что со стороны власти наблюдалось применение технологии «управляемого конфликта». Что касается протестного движения в целом, то его эффективность низка на практике, но высока в глазах украинской власти, которая действует четко по поговорке «У страха глаза велики». Власти везде мерещится новый Майдан, власть напугана Египтом и Тунисом, ее начинает трясти от таких слов, как «День гнева», facebook etc, отсюда и «превышение мер необходимой самообороны».
Что касается профсоюзов, которые объединяют миллионы работников, должны представлять собой наиболее активную силу и при желании способны вывести на улицу до миллиона митингующих, то украинские профессиональные объединения сегодня существуют разве что на бумаге. А бумага эта лежит в кармане Партии регионов, ведь самую массовую Федерацию профсоюзов возглавляет народный депутат от Партии регионов Василий Хара.
Самые активные протестные движения ставят перед собой задачу раскачать ситуацию, чтобы подключить к своим акциям широкие массы украинцев. В данном плане название митинга 14-го мая – «День гнева» – показательная отсылка к массовым протестам на Ближнем Востоке. Но инициаторы новых Майданов делают несколько ошибок. Протестные группы страдают таким заболеванием как зацикленность на антитезисе – они протестуют против точечных инициатив власти в виде ликвидации упрощенной системы налогообложения или нового варианта закона «О высшем образовании» в редакции Министерства образования и науки.
В то же время активисты: а) не предлагают никакой объединительной идеи, кроме протеста; б) не пытаются сформулировать и навязать собственную повестку дня, предпочитая реагировать на инициативы власти, касающиеся только их интересов. Вот и получается, что обычный украинский менеджер по продажам, инженер, продавец, шахтер или фермер не видит точек соприкосновения с ними и не проявляет внимания к акциям. И если организационного ресурса объединений предпринимателей, студентов и педагогов хватает, чтобы провести свою акцию, то чтобы раскачать действительно массовый протест, как видим, уже нет.
Но ведь организационным ресурсом обладает оппозиция! Более того, за счет своих усилий ей удавалось провести несколько результативных акций – один только Майдан осенью 2004-го чего стоил. Или можем вспомнить акцию 31-го марта 2007-го года, собравшую на Майдане Независимости в Киеве около 150 тысяч участников. За чем же дело стало на этот раз?
И вот в том, что касается широких масс, украинскую оппозицию – что в лице Юлии Тимошенко, что Анатолия Гриценко, что Арсения Яценюка или плеяды политиков из блока Ющенко «Наша Украина - Народная самооборона» настигает та же неудача, что протестные группы. Оказывается, простые украинцы в своей массе не желают принимать участия в протестах. Почему? Проблема в том, что обычный украинец больше не доверяет оппозиции, потому что в свое время он получил очень болезненную прививку в виде Майдана 2004-го года и последовавшей за ним пятилетки взаимных обвинений, предательств, коррупционных скандалов etc.
С одной стороны, Майдан дал огромное воодушевление и помог поверить в свои силы. С другой стороны, те политические силы, которые сняли «сливки» с уличных протестов, со старта рассматривали «оранжевую революцию» исключительно как аукцион по продаже «хлебных мест» при новом режиме. Борьба против коррупции, честная власть, человеческий образ жизни и множество других обещаний так и растворились в морозном воздухе. Уникальное воодушевление сменилось настолько же сильным разочарованием – именно отсюда корни апатии и неверия в свои силы, о которых говорилось выше. И в этом плане, призывая к протестам, оппозиция снова воскрешает избитый сюжет – поддержи «хорошую оппозицию» против «плохой власти». Но старый фокус больше не работает – за прошедшие годы при власти были и «хорошие» Тимошенко, Гриценко, Яценюк, и «плохие» Янукович, Азаров, Табачник, и все вместе в 2006-2007-м, поэтому для простого украинца теперь «все они одинаковые». Так что выходить на улицы только для того, чтобы в очередной раз трудоустроить Тимошенко и других оппозиционеров, сегодня малоинтересно.
Если же говорить о перспективах протестного движения, то при сохранении приведенных составляющих они будут зависеть еще от двух факторов, первый из которых – рост гражданской активности по защите своих прав, процесс, который будет только развиваться.
Вторым стимулом является рост доходов граждан, который снимет горящую проблему выживания и перенацелит интересы на защиту политических и гражданских прав. И здесь показательным является исследование компании GFK Ukraine, согласно которому в апреле 2011-го потребительские настроения украинцев улучшились по сравнению со спадом в январе-марте – рост Индекса потребительских настроений составил + 6 пунктов до 67, 8. Логика понятна: больше потребляем, потому что больше можем себе позволить – за счет «стоп!» росту цен и увеличению доходов. Если обозначенная динамика сохранится на период до полугода, можно будет говорить о создании среды для протестов. Здесь опасность заключается в совпадении таких индикаторов как рост реальных доходов и увеличение недовольства действиями власти – а согласно Индексу отчуждения GFK (среднее арифметическое ответов «полностью согласен» и «частично согласен» с негативной оценкой) уровень раздражения стабильно растет.
Еще одна высоковозможная тенденция заключается в объединении усилий протестных групп и оппозиции. И это понятно – они нужны друг другу как никогда. И чем ближе парламентские выборы, тем сильнее будет стимул.
Дело в том, что возможности уличного протеста очень ограниченны, а интересы студентов, предпринимателей, наемных работников требуют, чтобы их отстаивали на политическом уровне и в постоянном режиме. Говорить о создании политической партии предпринимателей и ее прохождении в Верховную Раду, мягко говоря, чересчур оптимистично. И здесь показательно участие таких представителей оппозиции, как Николай Катеринчук («Наша Украина - Народная самооборона»), Михаил Волынец, Наталья Королевская (оба – «БЮТ - Батькивщина») и других в «Дне гнева» 14-го мая, которые нацелены на то, чтобы замкнуть разрозненные протестные движения на себя и свою политическую силу.
С одной стороны, ближе к дате выборов лидеры протестных инициатив осознают, что протестовать с плакатом наперевес они могут вплоть до конца своей жизни. А вот если они желают сами задавать повестку дня, то здесь им потребуется не протест на улице, а работа в зале Верховной Рады. С другой стороны, украинская оппозиция, которая находится в жестком идейном нокдауне, сегодня стремится подхватить протестную активность и протестный запрос, чтобы превратить в «палочку-выручалочку», которая на следующих выборах в Раду поспособствует еще раз «продать» избирателю свои «мусорные» акции.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.