Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.06.2011 | Татьяна Становая

Правительству вышел срок

Сегодня истекает срок, к которому правительство РФ должно было подготовить предложения о снижении страховых взносов с текущих 34%. Однако как стало известно «Ведомостям», этого не будет: кабинет не только не проработал идеи, но и вовсе настаивает на переносе реализации поручения Медведева на год. Окончательное решение за президентом. Однако надо признать, что выбор у него не велик, равно как и набор инструментов для влияния на работу правительства.

Идея снизить страховые взносы сразу не понравилась правительству. Напомним, что поручение подготовить соответствующие предложения Медведев выдвинул на совещании по модернизации в конце марта этого года. Это стало политической сенсацией. Ведь правительство практически «продавило» отмену ЕСН и введение повышенных страховых взносов с 1 января 2011 года, вопреки острым протестам со стороны бизнеса. Это было политическое решение Путина, который опирался на позиции Минфина и Министерства здравоохранения и социального развития. Причем как таковой дискуссии между Кремлем и кабинетом министров удалось избежать, хотя дискуссия, скорее экспертного характера, все же имела место между министром финансов Алексеем Кудриным и помощником президента Аркадием Дворковичем, которые жестко спорили между собой по поводу экономики роста и налогов. В любом случае на начало года вопрос об ЕСН был закрыт.

Тем более неожиданным стал призыв Медведева, через 3 месяца после вступления в силу закона о страховых взносах, вернуться к идее снижения налога. Причем ситуация была уникальна и в связи с тем, что до сих пор президент особо не лез в налоговую сферу. Ранее сам Медведев, если и инициировал какие-то решения, то они были весьма периферийными (например, касались льгот для малого и среднего бизнеса, работающего в инновационной и социальной сферах).

Медведев поставил правительству срок до 1 июня и тут же натолкнулся на жесткое сопротивление. На заседании президиума правительства сразу после обнародования поручения президента Путин предупредил, что после снижения ставок доходы бюджета в социальные фонды могут снизиться на 400–800 млрд рублей и велел МЭР не рассчитывать на восполнение этих доходов за счет нефтегазовых трансфертов. Более того, он пригрозил сделать это за счет сокращения программ по повышению заработных плат в правоохранительной системе, прежде всего в системе МВД, повышению денежных доходов военнослужащих, нового гособоронзаказа. Заметим, что эти темы являются политически важными для Медведева, учитывая его инициативу по реформе МВД и публичные обещания военным. Аркадий Дворкович высказал мнение, что компенсировать выпадающие расходы можно за счет снижения расходов при госзакупках, поднятия порога зарплат, повышения НДПИ и акцизов на табак и алкоголь. Последняя идея была однозначно заблокирована Путиным на президиуме правительства. Затем предложение президента было трансформировано в обязывающее поручение – к 1 июня представить предложения по механизму снижения тарифов страховых взносов с 1 января 2012 года до уровня, близкого к уровню, установленному до нынешнего января. И хотя у правительства остаются некоторые возможности для маневра – президент не требует восстановить прежний уровень тарифов – но они достаточно ограничены.

Все это означало, что правительство снова рискует погрязнуть в спорах и согласованиях. Но 26 мая неожиданно идею снижения налога поддержал Владимир Путин. Выступая на VII ежегодном бизнес-форуме «Деловой России» по теме «Несырьевая модель социального государства» (названной также как Первый социальный бизнес-форум), он подчеркнул, что сделать это [снизить страховые взносы] необходимо при учете интересов всех сторон. «Исхожу из того, что мы должны это сделать. Это консолидированная позиция в правительстве, с администрацией президента, с президентом - мы все исходим из того, что сделать это нужно», - заявил премьер.

Теперь же стало понятно, что предложить президенту пока нечего. По данным «Ведомостей», правительство предлагает перенести реализацию поручения на 1 год. «Медведев знает, что 1 июня не получит предложений по снижению ставки страховых взносов, сказал сотрудник администрации президента: «С Дмитрием Анатольевичем согласовано, что все предложения будут внесены к совещанию». В графике президента пока нет совещания по страховым взносам, отметил представитель Кремля. Встреча пройдет через несколько дней, обещал «Ведомостям» сотрудник администрации.

Суть разногласий – насколько снижать налог, для кого и как компенсировать выпадающие расходы. Кабинет министров, например, предложил уменьшить ставки взносов для неторгового малого бизнеса с 2012 г. до 16-18%. Но Медведев отверг этот вариант. Кремль настаивает на снижении ставки для всех налогоплательщиков, - сообщил источник «Ведомостей». На самом деле проблема весьма «простая»: правительство не может согласовать источники компенсации выпадающих расходов – куда ни глянь – везде политически защищенные позиции. Отсюда и идея о полумерах – сократить, но не для всех. Но для президента это означает политический проигрыш: ведь точечное снижение совсем не отвечает его изначальной идее и рушит ожидания бизнеса (одновременно с доверием к Медведеву).

У Медведева в такой ситуации небольшой выбор действий. Он может стукнуть по столу и пригрозить отставками, как это было не раз. Правда, эффективней от этого правительство не становилось, и отставок удавалось избегать. Единственным политически значимым успехом президента тут можно назвать выведение чиновников из советов директоров. Но тут было широкое поле для компромиссов. С налогами сложнее. Скорее всего, и Кремлю, и правительство будут вынуждены искать компромисс, такой, чтоб и бюджет не перекраивать, и лицо Медведеву сохранить.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net