Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.06.2011 | Татьяна Становая
Директора из советов
Процесс замены чиновников в советах директоров госкомпаний идет весьма проблемно. На прошедшей неделе стало известно, что президент России Дмитрий Медведев заблокировал кандидатуру гендиректора ИК «ВЭБ Капитал» Юрия Кудимова, предложенного правительством в совет директоров аэропорта «Шереметьево» и выдвинул на его место заместителя директора ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» Юрия Медведева. Для главы государства вопрос снижения влияния чиновников на экономику через их выход из советов директоров, а также приватизацию является одним из политических приоритетов. Неслучайно, новый импульс получила и приватизация – Медведев велел проводить ее решительней.
30 марта на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске президент Дмитрий Медведев выступил с набором крупных инициатив, в числе которых оказалось требование вывести из советов директоров госкомпаний чиновников. Медведев тогда обозначил два условия. Это должно касаться конкурентных отраслей, а также тех чиновников, которые работают в сфере, регулирующей деятельность госкомпании. Как заявил впоследствии Аркадий Дворкович, советы директоров должны покинуть министр энергетики России Сергей Шматко («Газпром»), Алексей Кудрин (ВТБ), Игорь Сечин («Роснефть»), Виктор Зубков (Россельхозбанк) и министр транспорта Игорь Левитин («Аэрофлот»). Медведев официально поручил правительству к 1 июля инициировать принятие на собраниях акционеров решений о замене в советах директоров вице-премьеров и федеральных министров, координирующих госрегулирование в соответствующих сферах деятельности, на независимых директоров. А к 1 октября обеспечить избрание председателями советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием лиц, не являющихся государственными служащими. Более того, к 1 октября советы директоров должны покинуть все чиновники уровня министров и вице-премьеров, которых должны заменить независимые директора (таким образом, из госслужащих в советах могут остаться лица уровня замминистров и директоров департаментов, не имеющие самостоятельного политического влияния).
Первой значительной победой президента стало решение Игоря Сечина досрочно покинуть совет директоров «Роснефти», хотя вице-премьер сумел добиться выдвижения вместо себя полностью лояльной себе фигуры. Вместо него будет предложен вице-президент ВТБ Сергей Шишин. Источник «Коммерсанта», близкий к совету директоров, пояснил критерии, которые, судя по всему, и сыграли ключевую роль для нового кандидата: у Шишина «очень хорошие отношения как с Игорем Сечиным, так и с руководством ФСБ, в частности, с директором службы Александром Бортниковым». В то же время даже такая замена была проблемной. Показательно, например, что на собрании акционеров «Роснефти» 10 июня новый председатель совета директоров академик Александр Некипелов заявил, что уход вице-премьера России Игоря Сечина из совета директоров создает для компании «определенные риски».
2 июня стало известно, что в совет директоров «Газпрома» не войдут министр энергетики Сергей Шматко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Зато членство сохранит нынешний первый вице-премьер Виктор Зубков. Как писали «Ведомости», Кремль и правительство пока не сумели найти ему замену (видимо, имеется в виду консенсусная кандидатура, устраивающая обоих участников торга), и не исключено также, что он сохранит и пост главы совета директоров – по крайней мере до 1 октября. Всего же государство выдвинуло 6 представителей: помимо Зубкова, это глава компании Алексей Миллер, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау, члены совета Игорь Юсуфов и Фарит Газизуллин, а также глава Газпромбанка Андрей Акимов. 9 июня акционеры банка ВТБ избрали на годовом общем собрании новый состав наблюдательного совета, в который не вошли помощник президента РФ Аркадий Дворкович, вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин и заместитель главы аппарата правительства Анна Попова. Указанных представителей государства заменили три новых члена набсовета - президент инвестфонда TPG Дэвид Бондерман, член совета директоров «ВТБ Капитала» Сергей Дубинин (бывший глава ЦБ России) и директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Иван Осколков. Эльвира Набиуллина и Аркадий Дворкович отказались баллотироваться в новый совет директоров Сбербанка.
В начале июня был утвержден и список кандидатов в совет директоров «Аэрофлота». В нем, как и указывал Дворкович, не оказалось министра транспорта Игоря Левитина, которого заменил директор департамента Минтранса России Александр Тихонов. Также по данным «Коммерсанта», уже приняты решения о том, что совет директоров Объединенной зерновой компании вместо министра сельского хозяйства Елены Скрынник возглавит директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. Совет директоров «Зарубежнефти» возглавит президент «Транснефти» Николай Токарев, «РусГидро» — первый замглавы Газпромбанка Владимир Таций. Председателем совета директоров АК АЛРОСА станет бывший министр по антимонопольной политике Илья Южанов, а «Связьинвеста» — князь Александр Трубецкой (соуправляющий компании Trading France).
Все эти процессы бизнесом и инвестиционным сообществом воспринимаются двояко. С одной стороны, действительно, наблюдается движение в направлении выведения крупных чиновников из советов директоров, и указание президента исполняется. С другой стороны, на место чиновников, как правило, приходят не независимые директора, а чиновники рангом пониже, представители госбанков, тесно связанных с государством структур. Исходя из этого, говорить об изменении подхода государства к управлению своими активами, уходе от конфликта интересов, повышении прозрачности управления и т.д. – пока не приходится.
Процесс замены чиновников сопровождается и конфликтными ситуациями между Кремлем и правительством. Так, в начале мая администрация президента выступила против готовящегося назначения сына вице-премьера Сергея Иванова председателем наблюдательного совета Россельхозбанка. Иванов-младший уже является гендиректором страховой компании «Согаз». Как говорил газете «Ведомости» анонимный источник в Кремле, так как с мая 2010 года Россельхозбанком руководит сын секретаря Совбеза Дмитрий Патрушев, двое детей крупных чиновников в одном банке – «это перебор». Официально эту информацию пока не подтвердили, однако помощник президента Аркадий Дворкович заявил газете, что по ряду кандидатур в советах директоров и наблюдательных советах госкомпании, которые должны быть утверждены до 1 июля, «есть серьезные сомнения». Администрация президента не утвердит «список Сечина» в полном объеме, сказал Дворкович «Газете.Ru». Ранее вице-премьер Игорь Сечин предложил выдвинуть в совет «Интер РАО» Сергея Чемезова, в «Роснефтегаз» — Андрея Акимова, а в «Транснефть» — Маттиаса Варнига (сослуживца Путина по КГБ в ГДР, а ныне – главы проекта «Северный поток»). В начале июня «Коммерсант» со ссылкой на свои источники писал, что решения по Акимову и Чемезову все-таки приняты. Зато совет директоров «Роснефти» займет не Шишин, как того хотел Сечин, а вице-президент РАН Александр Некипелов.
По данным СМИ, наиболее проблемными для президента могут оказаться фигуры Сергея Чемезова и Николая Токарева. Это связано с двумя проблемами. Первая – концептуальная и связана с тем, что приход представителей госкомпаний в советы директоров других госкомпаний на рынке и в либеральных СМИ было воспринято как ухудшение инвестиционного климата: это даже хуже, чем участие в советах директоров чиновников, которые представляют госинтересы, а не коммерческие интересы своих компаний. Вторая проблема – кадровая. На место чиновников приходят другие близкие к Путину и его «друзьям» фигуры, которые укрепляют альянсы силовых и околосиловых групп влияния (например, Сечин и Чемезов), что также далеко не самый позитивный фактор как для экономики, так и с точки зрения политических интересов Медведева, стремящегося как минимум ослабить слишком прямое влияние пропутинских групп на крупные госкомпании.
Возникает вопрос, в какой мере Медведев может блокировать инициативы правительства. В соответствии с одним из указов президента, все кандидатуры в советы директоров должны пройти обязательнее согласование в Кремле. И хотя это и так соответствовало неформальной практике, Медведеву потребовалось легитимировать процесс, сделав его юридически более жестким. Однако, судя по всему, у главы государства не всегда есть политическая возможность своим правом воспользоваться. В тоже время есть и очевидные прецеденты. Так, Кремль добился замены кандидатуры правительства в совет директоров аэропорта «Шереметьево». Руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин предложил правительству включить в список кандидатов в совет директоров и избрать его председателем бывшего заместителя главы Росимущества, ныне заместителя директора ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» Юрия Медведева. Правительство же изначально предложило фигуру гендиректора ИК «ВЭБ Капитал» Юрия Кудимова.
Как писал «Коммерсант», поначалу планировалось, что Кудимов сменит в совете первого зампреда ВЭБа Анатолия Тихонова. Источники в правительстве заявили газете, что администрация президента не согласовала его кандидатуру, поскольку опасается усиления роли ВЭБа в процессе объединения терминалов аэропорта. В администрации президента выбор кандидатуры Юрия Медведева объясняют тем, что «он является опытным управленцем с очень хорошей репутацией», и, будучи чиновником Росимущества, никогда не был замешан в каких-либо скандалах и конфликтах. Инициатором выдвижения Медведева в совет директоров МАШ источники назвали Аркадия Дворковича. Его супруга Зумруд Рустамова входит в совет директоров МАШ, а в прошлом была коллегой Юрия Медведева по Росимуществу.
К процессам замены чиновников в советах директоров подключилась и партия власти. Как стало известно «Ведомостям», председатель Госдумы Борис Грызлов направил письмо премьеру Владимиру Путину с предложением назначить вместо вице-премьера Игоря Сечина и министра энергетики Сергея Шматко председателями советов директоров ОАО «ФСК», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Интер РАО» и ОАО «Русгидро» четырех единороссов. Среди кандидатов — первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Пехтин, экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос, председатель комитета Госдумы по природопользованию Евгений Туголуков и первый зампред комитета по экономполитике, сопредседатель «Деловой России» Владимир Головнев. Помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что предложения от правительства в Кремль еще не поступили, но отметил, что принципиально против единороссов ничего не имеет: все будет зависеть от профессионального уровня соискателей. В действительности, с «единороссами» оказалась скорее казусная ситуация. Партия власти оказалась одним из каналов лоббирования кандидатур в советы директоров, причем так, что формально соблюдается принцип «независимости». И президенту на это возразить нечего, хотя в целом предложенные кандидатуры гораздо ближе к изначальной идее президента, чем тот же «список Сечина».В условиях, когда Медведев имеет ограниченные кадровые возможности влиять на составы советов директоров госкомпаний, в его распоряжении оказываются другие, потенциально более радикальные инструменты для снижения влияния государства на экономику. Один из таких инструментов – приватизация. Интересно, что Медведев на прошедшей неделе дал правительству поручение проработать вопрос о снижении доли государства до менее чем контрольной в таких компаниях как ВТБ, «Роснефть», Россельхозбанк и «РусГидро».
Идея приватизации стала актуальной в период кризиса, и правительство в 2009-2010 гг активно подошло к рассмотрению вопроса. Однако по мере восстановления экономики страны и возвращения высоких цен на нефть, значимость идеи резко снизилась. Политической воли и объективной потребности в приватизации стало меньше, чем активности лоббистов, стремящихся притормозить выход государства из госактивов. В соответствии с программой МЭРа, до 2013 года планировалось продать 8% ОАО «Русгидро». На продажу могут быть выставлены 100% Объединенной зерновой компании, 50% минус 1 акция ОАО «Росагролизинг». До 2013 года госдоля в ОАО «Совкомфлот» уменьшится до 50% плюс 1 акция, с 2013 по 2015 годы планируется продать 25% минус 1 акция в РЖД (сейчас у государства по 100%). Правительство также активно обсуждало и приватизацию полностью принадлежащего ему аэропорта «Шереметьево».
Однако в итоге сроки приватизации крупных компаний стали отдаляться, а размеры пакетов на продажу – уменьшаться. Приватизируемая доля Сбербанка сократилась с 9,3% до 7,6%, вопрос о «Шереметьево» не просто отложен, но принято решение о консолидации активов с аэропортом «Внуково» (и, возможно, присоединении частного актива «Домодедово»). Не удалось правительству прийти к согласию относительно приватизации «Транснефти», «Зарубежнефти», а также ОАО «Аэрофлота» (государству принадлежит 51,17% акций), «Связьинвеста», Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. В соответствии с программой МЭР планировалось также снизить долю государства до контрольной в ВТБ, «Роснефти», Россельхозбанке и «Русгидро». Однако сроки по ним были определены максимально отдаленные, а то и не определены вовсе. В октябре прошлого года на совещании у Путина было принято решение снизить долю в ВТБ до блокирующей в 2014-2015 гг., в «Роснефти» — после 2016 г. По «Русгидро» сроков нет, но отказ от контроля возможен «только при наличии надежного инвестора, способного обеспечить долгосрочное развитие общества», - писали «Ведомости». Снижение доли государства в Россельхозбанке ниже 50% не обсуждалось.
Теперь, как стало известно «Ведомостям», в Белый дом поступило поручение Медведева рассмотреть возможность отказа от контроля в ВТБ, «Роснефти», Россельхозбанка и «Русгидро». Поручение представляет собой письмо президенту его помощника Аркадия Дворковича с предложением отказаться от контроля в указанных активах и резолюцией Медведева: «Действовать нужно решительнее!» Дворкович пишет, что дальнейшее снижение участия государства в этих активах благоприятно скажется на инвестклимате, говорят чиновники. Источник в Кремле также заявил «Ведомостям», что не исключается полный выход государства из компаний, в том числе из ВТБ и «Роснефти».
Такая резкая реакция президента может быть частично связана с его недовольством ограниченностью возможностей влиять на составы советов директоров, на прозрачность работы госкомпаний, на снижение рисков возникновения конфликтов интересов и в глобальном смысле – на неспособность качественно изменить ситуацию с влиянием государства, бюрократии на экономику и бизнес. Складывается парадоксальная ситуация, при которой у Медведева, возможно, больше шансов добиться широкой приватизации, чем реального выведения чиновников из госкомпаний. Однако против него – мировая энергетическая конъюнктура, которая снижает объективную экономическую потребность бюджета в дополнительных доходах и укрепляет позиции тех, кто видит в госкомпаниях ресурс и инструмент проведения активной экономической политики.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.