Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.06.2011 | Татьяна Становая
Противопоставления Медведева
17 июня президент России Дмитрий Медведев выступил на Петербургском международном экономическом форуме, озвучив ряд громких политических инициатив и дав оценку текущему экономическому курсу. Выступление традиционно является подчеркнуто либеральным. Однако также традиционно оно в известной мере противопоставляется политике, инициированной или проводимой премьером Владимиром Путиным. Судя по всему, спор между двумя лидерами об оптимальном пути развития страны становится все более и более публичным.
Начав свое выступление, Медведев первым делом встал на защиту своего курса модернизации, который он назвал неизбежным, вне зависимости от того, кто какие посты будет занимать после 2012 года. Это заявление показательно на фоне отсутствия ответа на вопрос, кто станет кандидатом на пост президента от власти – позднее на том же форуме Медведев вновь отказался отвечать на вопрос о своем участии в выборах. Он, судя по всему, пытается перенаправить дискуссию о персоналиях в сторону обсуждения вопроса о приоритетах развития. Ведь проблема 2012 двухслойна: с одной стороны, есть проблема конкуренции двух лидеров и их команд, распределения сфер влияния; с другой стороны, все это накладывается на проблему выбора оптимального пути развития. И если первые два года разница между Путиным и Медведевым была в большей степени стилистическая, то сейчас она оказывается сущностной.
Каждому из лидеров соответствует своя повестка дня. Если один из них докажет (с опорой на ресурсы, успехи, наличие сопутствующих факторов поддержки), что именно его повестка актуальней, у того будет больше аргументов в пользу своего президентства. Неслучайно оба лидера говорили, что решение о выборах будет приниматься исходя из социально-экономических условий развития страны. Продвигая свою повестку, Медведев тем самым, дает понять, что она безальтернативна, и Путину либо придется ей следовать, либо согласиться с переизбранием нынешнего главы государства.
Основные тезисы выступления Медведева можно свести к эскизу его предвыборной программы. Он повторил идею о бесперспективности государственного капитализма, идеологами которого являются некоторые представители ближайшего окружения Владимира Путина (в их числе вице-премьер Игорь Сечин, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, вице-премьер Сергей Иванов), курирующие промышленность и являющиеся по сути дирижистами, выступающими за вовлечение госресурсов в экономику и поддержку, развитие, экспансию со стороны госкомпаний. «Хочу заявить предельно четко: мы не строим государственный капитализм. Да, у нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике. Он был по сути неизбежен и во многом в определенный период необходим», - сказал Медведев. Он заявил, что доминирование подконтрольных государству компаний в значительном числе отраслей ведет к низкой предпринимательской и инвестиционной активности и к угрозе потери конкурентоспособности российской экономики в целом.
Таким образом, Медведев сначала противопоставил себя влиятельным лоббистам. Затем он дистанцировался от одной из «знаковых» идей Общероссийского народного фронта - напомним, что в начале июня глава Института социально-экономических и политических исследований Николай Федоров заявил, что предвыборная программа «Единой России» и ОНФ будет представлять собой пятилетний план развития страны. Медведев на форуме жестко заявил, что процесс потери конкурентоспособности «не предотвратят ласкающие слух некоторых экспертов плановые пятилетки». Президент России снова назвал ошибочным курс лишь на спокойный, размеренный рост, и отметил, что за стабильностью может скрываться очередной застой.
За выступлением Медведева, судя по всему, скрывается сильное раздражение самой системой госуправления, ее неэффективностью и принципами «ручного управления». По словам президента, государство не должно «судорожными шагами» пытаться сохранить контроль за бизнес-процессами. Он раскритиковал систему регулирования, «прежде всего в естественных монополиях», и напомнил об опасности коррупции в тех случаях, когда речь идет о предоставлении преференций отдельным компаниям со стороны государства. Не исключено, что Медведев имел в виду Игоря Сечина, лоббировавшего сохранение льгот по налогам для месторождений, разрабатываемых «Роснефтью».
В налоговой сфере также позиции Медведева и правительства заметно расходятся. Так, еще две недели назад Медведев буквально заставил правительство вернуться к идее снижения страховых взносов, хотя было подготовлено предложение перенести решение вопроса на год (источники в «Ведомостях» тогда даже говорили, что президенту придется смириться с этим решением). Медведев после этого дал правительству 2 недели для выработки окончательного варианта снижения. На форуме глава государства озвучил выбранный вариант, указав, что со следующего года с 34% до 30% будет снижена максимальная ставка обязательных страховых взносов. При этом для малого социального и производственного бизнеса произойдет снижение с 26% до 20%.
Хотя это один из вариантов, подготовленных в правительстве (более консервативный), а бизнес воспринял послабления с большой долей скепсиса, но данное решение все равно спровоцировало острую критику со стороны вице-премьера и министра финансов РФ Алексея Кудрина. Показательно, что СМИ по итогам высказываний Медведева и Кудрина записали обоих едва ли не в союзники – действительно, оба придерживаются либеральных взглядов (в последовавшем за выступлением в Петербурге интервью «Файнэншл таймс» президент сказал, что Кудрин был бы прекрасным руководителем правой партии, которую Медведев хотел бы видеть в парламенте). Однако глава Минфина категорично выступил против снижения налогов, оперируя при этом поддерживаемыми президентом тезисами о развитии конкуренции. «Мы хотим перед выборами снизить налоги, но не снижать расходы – такой подход не увеличивает конкурентоспособность», – заявил Кудрин. «Хотелось бы, чтобы правительство было более последовательным в выполнении правил и принципов, которые мы провозглашаем, и было более либеральным», – сказал он. «Мы видим, какая острая дискуссия идет о страховых взносах: пенсии подняли, а теперь решили, что, может быть, неправильно повышали взносы, стали их снижать и получили дефицит пенсионной системы, – привел пример вице-премьер Кудрин. – Если мы хотим снижать налоги, то нам нужно начинать со снижения расходов или как минимум неувеличения».
Кудрина понять можно: его ведомство оказалось «между двух огней». С одной стороны, предвыборный рост социальных расходов, с другой стороны, либеральные инициативы президента по снижению налогов. Поэтому его критика была направлена в адрес не только инициатив президента, но и ведомственных лоббистов, всякий раз настаивающих на наращивании расходов. Медведев здесь является союзником Кудрина, указав, что «мы должны жить по средствам, сберегая часть доходов от сверхвысоких цен на нефть. Избыточное текущее использование таких «шальных денег» на фоне ускорения глобальной инфляции - это рискованная политика». Президент также отметил, что такая политика не позволит снизить процентные ставки и резко увеличить инвестиционную активность.
Зато Кудрин может стать ситуативным союзником главы государства в планах по проведению более масштабной приватизации. Медведев заявил, что поручил правительству к 1 августа пересмотреть программу приватизации и проводить ее интенсивнее. Как пояснил затем помощник президента Аркадий Дворкович, власти России планируют довести в 2012 году доходы от приватизации до 450 млрд рублей, увеличив их в 1,5 раза. Напомним, что после стабилизации финансово-экономической ситуации в стране, правительство медленно, под напором лоббистов со стороны крупных госкомпаний, отказалось от планов масштабной приватизации, перенеся часть решений на весьма отдаленную перспективу, либо сократив размеры приватизируемых пакетов акций. Медведев дает понять, что приватизация как часть политики снижения присутствия государства в экономике, должна быть не конъюнктурной (с целью пополнить бюджеты в кризис), а идеологически принципом, имеющим целью улучшить конкуренцию на российских рынках и инвестиционный климат.
В одной лишь теме президент говорил на одном языке с Владимиром Путиным: это тема вступления России в ВТО. Судя по всему, Медведев постепенно теряет терпение, несмотря на то, что еще год назад он был весьма оптимистичен. «Что касается ВТО, полагаю реальным закончить работу в этом году, если опять не начнутся политические игры», - сказал он, заверив, что Россия готова к вступлению в ВТО больше, чем многие другие страны. «Из нас пытаются выбить неприлично много уступок», - считает Медведев. По его словам, «такой подход неприемлем, и на откровенно невыгодные России решения мы не пойдем». Он предупредил, что «тогда мы решим наши задачи другим путем, на основе заключения со всеми контрагентами двусторонних соглашений».
Среди других приоритетов Медведева назвал уже не раз озвученные: борьба с коррупцией, улучшение инвестиционного климата, создание современной полиции и других правоохранительных структур, повышение эффективности судебной системы. Однако в рамках нынешнего выступления оформилось и давно назревавшее требование «модернизации самого государственного управления, внедрение в него современных проектных подходов и децентрализация полномочий». Не исключено, что в администрации президента готовится некий план административных реформ.
Однако были и новации. Так, Медведев пообещал в ближайшее время принять решения об отмене ограничений на размещение российских ценных бумаг за рубежом. Он также дал понять, что Москва сделает все возможное для того, чтобы добиться возможности от ЕС выдавать долгосрочные визы для инвесторов и предпринимателей, которые имеют существенный бизнес в России. Либерализация визового режима между Россией и ЕС – один из важнейших внешнеполитических проектов Медведева, который имеет и большое внутриполитическое значение.
Наконец, самой громкой и резонансной инициативой Медведева стало предложение расширить границы Москвы. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, для этого не понадобится проводить референдум, а помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что речь идет о создании города-спутника, куда могли бы быть выведены некоторые органы власти. Судя по всему, для Медведева, объявленный проект – это преимущественно проект оптимизации расположения административных зданий, которые концентрированы в Москве. В совокупности это также может стать частью усилий по борьбе с транспортными проблемами столицы. При этом ни о каком слиянии двух регионов речи не идет, заявил Собянин.
В выступлении Медведева не было собственно политических инициатив. Видимо, это было связано с форматом форума, хотя сама критика государственного капитализма, безусловно, носит политический характер. Однако в Петербурге президент дал интервью «Файнэншл таймс», в котором речь шла и о политике. Он в очередной раз высказался против конкуренции с Путиным на президентских выборах, отрицал, что между ними увеличиваются разногласия – и в то же время заявил, что «наверное, мы в чем-то по-разному оцениваем сегодня и, допустим, методы достижения тех или иных целей», расценив это как преимущество: «Если вообще на все вопросы смотреть одинаково, никакого движения не будет. Все-таки любое движение – это следствие разрешения тех или иных противоречий». Характерно, что Медведев вспомнил о том, что в 1990 году они с Путиным «начинали с абсолютно равных позиций» - советниками Анатолия Собчака – и лишь затем между ними установились иерархические отношения «начальник-подчиненный». Более того, он подверг критике известную путинскую идею о том, что распад СССР был главной геополитической катастрофой ХХ века, напомнив о Второй мировой и гражданской войнах, в которых погибли миллионы людей, тогда как ликвидация Союза прошла практически бескровно, хотя и была «тяжелым событием» для миллионов людей.
Медведев в интервью заявил о назревших переменах в политической сфере, которые должны проводиться эволюционно. Это обычный подход президента, но здесь акцент на переменах сделан существенно более отчетливо. Так, он заявил о возможности в будущем снижения избирательного барьера на выборах в Думу до 5% или даже до 3%, так как структуризация политической системы уже произошла. Также Медведев вновь высказался о возможности возвращения к выборности губернаторов, хотя и отметил, что это вопрос не сегодняшнего и завтрашнего дня. Президент повторил свое высказывание, сделанное на майской пресс-конференции – о том, что освобождение Ходорковского не является опасным – и напомнил, что у экс-главы ЮКОСа есть право на УДО и помилование. При этом Медведев подтвердил свою обычную позицию о необходимости уважения судебных решений, но тут же отметил, что «и суд не идеален». Также он обещал разобраться со знаковым для инвесторов «делом Магнитского». Таким образом, президент позиционировал себя как сторонник эволюционных политических реформ, которые не нарушат стабильности, высоко ценимой премьером Путиным.
Выступление Медведева (тем более, если воспринимать его в совокупности с интервью) стало одним из самых значимых за последнее время, так как в нем оказалось сконцентрированы идеи, указывающие на переход с локальных модернизационных проектов к долгосрочным структурным реформам в рамках президентской повестки дня. Если ранее модернизация Медведева ограничивалась центром в «Сколково», комиссией по модернизации с минимальными финансовыми ресурсами и некоторыми попытками поправить правовую систему страны, то сейчас глава государства заговорил об институциональных реформах и фундаментальных приоритетах финансово-экономической политики, что находилось практически в исключительном ведении правительства. В рамках этого выступления можно также говорить о тезисном оформлении альтернативного видения пути развития страны, презентованного Медведевым, на фоне реализуемого де-факто курса премьера Владимира Путина.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.