Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.07.2005 | Александр Воробьев

УРОКИ МОНЕТИЗАЦИИ: РЕФОРМА МСУ ОТЛОЖЕНА

Споры вокруг реформы местного самоуправления в России не утихают. В среду спикер Совета Федерации Сергей Миронов, назвал закон "О внесении изменений в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" приоритетным для рассмотрения в парламенте осенью. Согласившись с необходимостью корректировки некоторых положений 131 закона, Миронов предложил реформу не откладывать. Таким образом, в федеральном центре не выработано единого мнения по данному вопросу, хотя недавние события вроде бы свидетельствуют, что сторонники переноса сроков реализации закона взяли верх.

Напомним, что на последнем пленарном заседании весенней сессии, депутаты Государственной думы приняли поправки к федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Согласно им, сроки проведения муниципальной реформы были перенесены с 1 января 2006 года на начало 2008. Выступая с докладом по поводу законопроекта, депутат Михаил Гришанков ("Единая Россия") в очередной раз озвучил позицию комитета по вопросам местного самоуправления, подготовившего поправки. С его точки зрения, реформу не следует тормозить, однако необходимо "предоставить субъектам право приступать к реализации закона исходя из фактической готовности к осуществлению органами местного самоуправления полномочий, указанных в законе". Таким образом, был удовлетворен протест представителей власти регионального и местного уровней.

Борьба за перенос сроков реформы фактически началась с принятием закона о местном самоуправлении. Депутатам Госдумы предыдущего созыва тогда удалось перенести их на год. Но уже в нынешнем году в нескольких регионах реформа стала проводиться в "пилотном" режиме. В ходе этого процесса были выявлены многочисленные проблемы. В результате представители таких регионов, как Ставропольский край и Новосибирская область на консультациях в министерстве регионального развития рекомендовали отсрочить вступление в силу реформы МСУ.

Проблемы, связанные с реализацией 131 закона известны. Во-первых, это несоответствие объёма передаваемых на местный уровень полномочий и экономических возможностей соответствующих органов власти. По различным оценкам, дефицит бюджетов вновь созданных муниципальных образований будет составлять 40-60 %. Восполняться он будет из федерального и региональных бюджетов, что значительно ограничивает самостоятельность органов МСУ. Во-вторых, сам процесс передачи полномочий тормозится отсутствием законодательной базы, о чем свидетельствует, например, опыт Москвы. В-третьих, существует острейшая кадровая проблема. В муниципалитеты избираются и будут избираться люди, подчас не имеющие высшего образования (особенно в сельской местности). Кроме того, в результате реформы в стране должна сформироваться более чем стотысячная армия муниципальных чиновников, а такого кадрового резерва, естественно, нет. Необходимы программы подготовки специалистов, и, соответственно, достаточный объем финансирования.

Законом предполагается введение унифицированной системы "муниципальный район - поселения". При этом общее число муниципальных образований должно увеличиться с 11 до 25 тыс. Определения статуса территориальной единицы само по себе является проблемой. С одной стороны, существуют объективные сложности различения статуса городского и сельского поселения. С другой стороны, от статуса, то есть в первую очередь от численности населения, зависит объем передаваемых сверху полномочий (соответственно, и сферы ответственности) и отчисляемых субсидий. По этим причинам определение новых границ муниципальных образований происходит по-разному в зависимости от региона. Где-то закрепляются ранее существующие границы, а где-то (например, в Рязанской области), предпринимаются попытки ухода от предлагаемой законом системы.

Принимая во внимание изменения, внесенные в 131 закон 8 июля, можно сделать вывод, что федеральная власть извлекла урок из монетизации льгот, ставшей уже синонимом непродуманных и провально реализованных реформ. Претворение в жизнь закона о местном самоуправлении, видимо, будет более тщательно подготовленным. В то же время в стране сложилась ситуация, когда часть регионов уже живет по новому закону, а часть находится в переходном состоянии. Этот тезис был одним из основных критических замечаний к поправкам к закону на заседании Госдумы. Также был поднят вопрос о переносе сроков выборов в органы местного самоуправления, которые должны были пройти до 1 ноября 2005 года. В законопроекте же указана другая дата - 1 декабря 2007 года, однако Гришанков заявил, что ко второму чтению в сентябре будут устранены противоречия между содержанием инициативы и рекомендациями ЦИКа. К тому же к этому сроку даты выборов в большинстве регионов уже будут назначены, и отменять их не будут.

Таким образом, реформа как бы разделена на две части. Уже осенью произойдут местные выборы, а затем избранным представителям и муниципальным чиновникам будут постепенно передаваться полномочия. Попутно будут реализовываться образовательные программы для служащих данного уровня власти.

Закон о МСУ рьяно отстаивался Владимиром Путиным и его администрацией, и до последнего момента не было понятно, будут ли все-таки отложены сроки его реализации. Незавершенность процесса формирования системы местной власти может создать серьёзные проблемы для федерального центра в предвыборных кампаниях 2007-2008 годах. В данный момент в Кремле, по-видимому, считают более важным успокоить региональные власти и избежать массовых недовольств, вызванных очередной неудачной реформой. Можно также предположить, что 1 января 2008 является самым крайним сроком, а реально реформа под давлением из центра будет осуществлена до начала 2007 года.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net