Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.06.2011 | Дмитрий Сосновский
К вопросу о крымской автономии
В последнее время в украинском медиа-пространстве стали всё чаще появляться сообщения о возможности упразднения крымской автономии украинскими властями. Тема эта постоянно поднимается различными националистическими партиями и организациями с самого 1991 года. Автономное образование на территории унитарной Украины продолжает раздражать сторонников централизованного государства самим фактом своего существования. Интересно, что на этот раз дискуссия возобновилась с подачи представителей Партии Регионов, которую националистической считать отнюдь не принято.
По сообщениям ряда СМИ спикер крымского парламента, «регионал» Владимир Константинов в своём выступлении во время российско-украинского форума в Ялте оговорился, что статус Крыма в составе Украины может подвергнуться пересмотру. Вскоре он, однако, заявил, что его слова были журналистами вырваны из контекста, а неприкосновенность крымской автономии никаких сомнений вызывать не может. Тем не менее, слова эти стали причиной нешуточных словесных баталий в Крыму, всполошив «пророссийские» и русские организации, которые поспешили высказать своё беспокойство в связи с тем, что вопрос вновь был затронут, и вызвав одобрение у весьма малочисленных, но не упускающих возможности напомнить о себе крымских ячеек националистических партий «Свобода» и «УНП». Некоторые аналитики склоняются к мнению, что Константинов намеренно спровоцировал это обсуждение, чтобы проверить реакцию общественности на такую постановку вопроса. Реакция, как мы видим, оказалась вполне предсказуемой.
Как бы то ни было, объективных причин для опасений у сторонников крымской автономии вполне хватает и без подобных предположений со стороны спикера Верховного Совета. С тех пор как президентом Украины стал Виктор Янукович, процессы централизации в стране стали приобретать всё более серьёзные масштабы. Особенно болезненно воспринимаются они в Крыму, единственном автономном регионе страны. После ликвидации поста президента республики и отмене первой крымской конституции в 1995 году, которая стала возможна благодаря конфликту (по убеждению ряда специалистов, спровоцированному Киевом) между президентом республики и парламентом, и особенно после принятия конституции 1998 года права Крыма как автономии были значительно ограничены и стали больше походить на полномочия области. Насколько самостоятельны были крымские власти до упразднения первой конституции, настолько же малозначительными они стали после этого акта (российский политолог Сергей Марков, оценивая современное положение автономии, заметил, что любая область Российской Федерации более самостоятельна, чем АРК). Действительно, первая крымская конституция иногда просто поражала смелостью положений, в ней прописанных (при этом они вовсе не были оторваны от реальности того времени). Если в 1992 году говорилось о «государстве в составе Украины», которое «самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и международными организациями», то уже в конституциях 1996 и 1998 годов об этом и речи быть не могло. До 1995 года на территории автономии, управляемой президентом, существовали самостоятельные крымские политические партии. В нынешнем украинском и крымском законодательстве существование местных партий не предусмотрено. Собственно, в ведение крымских властей сегодня входит регулирование таких сфер как сельское хозяйство, туризм, транспорт и т.п., причём президент Украины оставляет за собой право приостановить действие любых нормативных актов, принятых крымскими органами власти, что зафиксировано в разделе конституции Украины «Автономная Республика Крым».
Однако и в такой декоративной форме автономный статус Крыма постоянно привлекает внимание многих украинских политиков, то и дело выдвигающих предложения о его немедленном упразднении. Особенно часто подобные призывы можно было слышать в период президентства Виктора Ющенко, в т.ч. от членов пропрезидентского блока «Народный Союз Наша Украина». К примеру, депутат украинского парламента от «НСНУ» А. Парубий в одном из своих выступлений заявил, что автономия Крыма угрожает украинской государственности, при этом обвинив Россию в попытке «разбалансировать политическую ситуацию в Крыму» с целью «повторить тот сценарий, который она задействовала в Абхазии и Приднестровье».
Новая украинская администрация во главе с Виктором Януковичем к подобной сомнительной риторике не прибегает, не видя смысла в обострении отношений с российским руководством, вместо этого считая более целесообразным для достижения своих политических целей всячески демонстрировать свою лояльность России, расположенность к тесному сотрудничеству с ней и готовность к шагам навстречу. Схожую тактику новые украинские власти избрали и для работы с населением крымского полуострова – необходимость защиты и развития русского языка в Крыму (который остаётся базовой ценностью большинства населения полуострова) не оспаривается и не противопоставляется радикально общеукраинским (как это нередко можно было наблюдать при предыдущем президенте) ценностям, но при этом никаких ощутимых изменений в лучшую сторону в этой области со времени инаугурации Януковича замечено не было.
Впрочем, к невыполнению предвыборных обещаний условно «пророссийских» кандидатов крымские избиратели (подавляющее большинство которых проголосовало именно за Януковича на выборах 2010 года) привыкли. Куда большую обеспокоенность вызывает у них запущенный в Киеве процесс выстраивания вертикали власти в республике. Среди крымчан вызывает сильное недовольство наличие значительной доли в высших органах власти республики людей, не имевших прежде к Крыму никакого отношения (как, например, нынешний премьер-министр Крыма Василий Джарты). 16 июня этого года в парламенте Крыма был принят закон «О Совмине Крыма», который явно укрепляет исполнительную власть и ослабляет законодательную. Заместитель главы фракции Партии регионов в Верховной Раде Михаил Чечетов заявил, что этот усиливающий вертикаль закон направлен на «устранение бардака» в Крыму. Крымское население, однако, без энтузиазма восприняло идею «наведения порядка» на полуострове приезжими из Киева и донбасской Макеевки чиновниками, слабо знакомыми со спецификой региона. Показательно, что поддержавшая Януковича во время выборов крымская организация «Русское Единство» также присоединилась к критике деятельности новой администрации в Крыму, пригрозив «нежелательными последствиями» для «Партии Регионов» на парламентских выборах 2012 года.
По утверждению крымских экспертов, большинство крымчан не в состоянии ответить на вопрос – что именно даёт статус автономии Крыма населению полуострова, однако негативно относится к идее его упразднения. Это вполне понятно – как уже говорилось выше, сегодня крымская автономия действительно выполняет скорее символическую функцию, но важно и то, что для крымчан даже в этом нынешнем её состоянии она не теряет своей ценности. Продолжающаяся с 1995 года постепенная утрата привилегий болезненно воспринимается крымским обществом, и такой акт как упразднение автономии, который будет означать окончательный отказ Крыму в праве считаться особым регионом, точно не останется на полуострове без отклика, и может сильно накалить ситуацию на и без того неспокойной территории. Украинские власти, прекрасно это понимая и учитывая общую нестабильность в стране, едва ли пойдут на подобный шаг – по крайней мере, в ближайшее время. Однако нелегитимное подчинение местных органов власти центру, очевидно, будет продолжаться, что никак не будет способствовать ни установлению взаимопонимания между жителями полуострова и украинской властью, ни стабилизации политической ситуации в Крыму.
Дмитрий Сосновский – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.