Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.07.2011 | Дмитрий Сладков
О дидактических принципах подготовки независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы и об основаниях их независимости
Подготовка независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы при всех своих особенностях есть вид учебной и обучающей деятельности, и в силу этого к ней в полной мере применимы общие требования, предъявляемые к такой деятельности. Это относится и к необходимости следования основным принципам дидактики – общей теории учения/обучения. Эти принципы хорошо известны и достаточно давно отрефлектированы – начиная с «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского.
Перечислю некоторые из них.
1. Принцип сознательности и мотивированной активности.
2. Принцип наглядности и увлекательности.
3. Принцип последовательности и системности, движения от целого к частному.
4. Принцип связи теории с практикой.
5. Принцип прочности усвоения.
6. Принцип полидисциплинарности.
7. Принцип освоения знаний, умений и навыков в условиях коллективной работы.
Давайте задумаемся, что вытекает из этих принципов применительно к нашему предмету обсуждения – подготовке независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы. Для начала зададимся вопросом: а из кого будут рекрутироваться те учащиеся, которые после прохождения соответствующей подготовки станут антикоррупционными экспертами. Будут ли это вольноопределяющиеся волонтеры, что называется, «с улицы»? Или направленные по разнарядке [так, как формировались в некоторых регионах общественные палаты] представители общественных организаций? Или это будут чиновники?
При всем том, что противопоставление государства [государственного аппарата, чиновничества] и гражданского общества во многих случаях представляется с очевидностью искусственным, нарочито преувеличенным и не схватывает реальных общественных отношений, тем не менее, все эти версии весьма отличаются друг от друга с точки зрения мотивации к обучению, исходных компетенций и получаемых в итоге результатов.
Проблема состоит в том, что одним из принципиально важных качеств этих самых подготавливаемых экспертов должна быть их независимость. Это качество значимо настолько, что оно фигурирует в самой теме нашей встречи. Стало быть, нам не обойтись без внимательного исследования трех вопросов:
- вопроса об источниках или основаниях этой независимости;
- вопроса о направленности и пределах этой независимости;
- вопроса о гарантиях этой независимости.
Приведу достаточно радикальное, но распространенное сегодня суждение из недавней статьи Владимира Никитаева «Коррупция и конец истории»: «...Объявленная президентом Медведевым кампания против коррупции обречена на симуляцию не только и не столько потому, что ее поручили проводить той же бюрократии, против которой она направлена, сколько потому, что она идет вразрез со всем строем жизни «продвинутого класса», его фундаментальными ценностями, и вообще против «формулы успеха» в нынешней России». 1
Так вот, если подготавливаемые нами эксперты прямо или опосредованно принадлежат слою коррумпированной бюрократии, сама проблема с большой вероятностью снимается как серьезная [реальная] и переходит в плоскость пиара. Мы, конечно же, хорошо знаем по своему жизненному опыту, что имитация независимости уничтожает независимость в принципе.
А если наши эксперты не принадлежат прямо или опосредованно слою коррумпированной бюрократии, неизбежно встает вопрос, имеющий социологический и культурологический характер, но от этого не менее практический и злободневный: а к какому же тогда социальному слою эти эксперты принадлежат, каковы их фундаментальные ценности, какова их формула успеха? И каковы будут их отношения с господствующим сегодня «продвинутым классом»?
Так мы подходим к еще одному важнейшему аспекту рассматриваемой темы. Он состоит в том, что антикоррупционная деятельность есть по самому своему существу политическая деятельность и имеет прямое отношение к вопросу о взятии власти и ее удержании, о стабильности политического режима, о составе, качестве и ориентациях политического класса. Вспомним уже ушедшего от нас Бориса Николаевича Ельцина. Антикоррупционная проблематика была его мощным движителем на этапе взятия власти и закрепления в ней. Потом значимость этой проблематики в его повестке существенно уменьшилась, и мы оказались в той ситуации, в какой оказались. Сегодня же мы видим новых лидеров воинствующего антикоррупционного популизма, столь же востребованного массами, как антикоррупционный популизм Бориса Николаевича когда-то. 2
В наши дни идет институционализация антикоррупционной деятельности в рамках глубоко коррумпированных государства и общества [убежден, что коррумпированных не до конца, но, все же, очень серьезно]. Неизбежно встает вопрос: а не может ли коррумпироваться сама антикоррупционная деятельность?
Подобная коррупция возможна и в смысле материальном, поскольку масштабную антикоррупционную деятельность вполне можно помыслить себе как один из способов генерации и освоения серьезных бюджетов. Как говорит в своей недавней статье «Коррупция: между апологией и приговором» философ Андрей Ашкеров, сегодня борьба с коррупцией во имя расширения бюрократических рядов сознательно или бессознательно воспринимается корпусом бюрократии как эффективная технология. 3 Подобная коррупция возможна и в смысле духовном, поскольку надстраивание все новых этажей институционализированного контроля вполне может оторваться [и нередко отрывается] от реального содержания борьбы с коррупцией как борьбы за право и правду, как противостояния всеобщей порче, причины которой лежат, прежде всего, в нравственной области. Дело же, в конечном счете, не в формализованных системах контроля, закрепленных в законе и социальных институтах. Живой человек всегда сумеет обойти эти ограничения [если захочет]. Дело в человеческих качествах. Тотальный контроль над коррупционерами бесполезен, если нет в наличии позитивных оснований солидарного противодействия коррупции. Оснований глубоко личностных и наряду с этим публичных, позволяющих сформировать достаточно широкую и организованную социальную базу, объединить многие слои общества.
Пока что реальная, а не декларируемая общественная солидарность зачастую на стороне коррупции. Андрей Ашкеров пишет: «...Коррупция – это состояние общества, а не внешняя для него угроза. ... Коррупционными являются не отдельные элементы экономических отношений, коррупционна вся повседневность в целом. Поэтому борьба с коррупцией – это, прежде всего, внутренняя война гражданина с «несуном». ... Отдельная сторона коррупции – компенсация дефицита гражданской самореализации, коллективной самоорганизации и инструментов социализации («социальных лифтов»). Бесспорно, эта компенсация является злокачественной и сама вновь и вновь порождает описанные формы дефицита, но от этого не легче». 4
Говоря о политических аспектах вопроса, нельзя забывать и о международной рамке. Дмитрий Энгенсон в недавней статье «Коррупция и десуверенизация России» пишет: «...На наших глазах формируется мощная правовая машина, институт трансграничного преследования коррупции, который, если заработает, приведет к колоссальным изменениям. ... У ведущих мировых держав помимо бомб и «прав человека» появляется еще один инструмент воздействия практически на все политические элиты мира. Новые правовые институты – это фактически готовый инструмент шантажа. А в силу размытости ряда норм эти институты могут быть использованы против каждого, например, против любого разбогатевшего гражданина России. ... Борьба международного сообщества с коррупцией – в отличие от борьбы за демократию и «права человека» – похоже, полностью принимается российским обществом. Антикоррупционная атака на российскую элиту будет встречена нашим обществом на ура. Что это может значить для будущего российской государственности, для нашего суверенитета остается только гадать5.
Все сказанное выше ни в малейшей мере не означает какого бы то ни было нигилизма в отношении стоящей перед нами задачи, но есть попытка трезво осознать ее реальную сложность, глубину предстоящих трудностей и искушений.
Попробую подвести итоги, сформулировать своего рода предварительное «техническое задание» на подготовку дееспособного и консолидированного корпуса антикоррупционных экспертов. Буду при этом опираться и на изложенные в самом начале общие дидактические принципы, которые в поле высокой политической и культурной напряженности, кратко охарактеризованном выше, наполняются новым смыслом. Как представляется, подобное задание должно включать, по меньшей мере, следующие позиции.
- Рекрутирование антикоррупционных экспертов из всех [в прямом смысле] благонамеренных слоев общества, включая и так называемое «простонародье», и чиновничество. Участие в антикоррупционной экспертизе как способ обновления и расширения политического класса, новый «социальный лифт».
- «Коллективное членство» в антикоррупционной экспертизе общественных объединений, уже доказавших на практике свою готовность и способность бороться с коррупцией [представляется, что «сетевой подход», реализуемый в последнее время Ассоциацией юристов России, дает такие возможности].
- Подготовка антикоррупционных экспертов как направление институционализированного диалога со здоровой и патриотической частью политической оппозиции, включения ее в практическую работу по устроению жизни в стране и тем самым ее дерадикализации.
- Подготовка не отдельных [штучных] экспертов, а полидисциплинарных экспертных команд, включающих широкий спектр как общественно-политических ролей [от чиновничества до оппозиции], так и профессиональных компетенций. Само обучение также следует вести в подобных полидисциплинарных командах, нарабатывая опыт коллективного взаимодействия.
- Включение известных стране публичных фигур, символизирующих общественное доверие [а потому, находящихся в самых разных частях общественно-политического и идейного спектра], в состав названных выше полидисциплинарных экспертных команд для прохождения в их составе обучения и дальнейшего постоянного участия в их практической экспертной работе.
- Политическое кураторство высокого уровня над подготовкой и последующей практической работой экспертных команд.
- Постоянное сопровождение работы экспертных команд [как на этапе обучения, так и на этапе конкретной экспертной деятельности] совместной рефлексией общих представлений о политической и гражданской лояльности, о патриотизме, о преданности народу и государству, о национально-государственной традиции и об иных понятиях этого круга – с акцентом на практическом различении патриотизма и лояльности от патриотической и лоялистской риторики.
- Особое внимание практическому освоению международных правовых и правоприменительных стандартов в области противодействия коррупции.
Дмитрий Сладков - член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ
Материал к заседанию рабочей группы на тему «Концепция, инструментарий и методологическая база подготовки независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
1. http://www.russ.ru/pole/Korrupciya-i-konec-istorii
2. http://rospil.info/
3. http://top.oprf.ru/columns/227/2964.html?ext=blog
4. Там же.
5. http://www.russ.ru/pole/Korrupciya-i-desuverenizaciya-Rossii
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.