Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.07.2011 | Татьяна Становая
Минобороны VS ВПК
6 июля президент России Дмитрий Медведев снова подверг резкой критике ситуацию с гособоронзаказом. Поводом для этого стало интервью генкоструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, опубликованное газетой «Коммерсант». Через день министр обороны Анатолий Сердюков отрапортовал, что проблемы с оборонзаказом связаны с резким ростом цен на продукцию изготовителей. Однако проблема намного сложнее: есть сложности с качеством продукции, отставанием от уровня современных технологий, а также острой конкуренцией.
Юрий Соломонов в своем интервью крайне резко раскритиковал Минобороны и общий подход государства к оборонзаказу. По его словам, госзаказ 2011 года уже сорван - он уже выполнен не будет. «Сейчас июль. И такого не было последних лет четырнадцать. Самое позднее - мы на текущий год заключали контракты в конце апреля - середине мая. И тогда это приводило к конвульсивно-судорожным действиям промышленности, но по крайней мере до конца ноября - начала декабря, когда кончается финансовый год, реализация контрактов была возможна. Теперь же шансов не осталось», - утверждал Соломонов. Причем мало кто обратил внимание на то, что Соломонов достаточно критично отозвался о президенте и майском совещании по оборонзаказу, когда президент критиковал военных за срыв гособоронзаказа за 2010 год. «Речь-то о 2010 годе, и только почти через полгода проводится «разбор». Ну, если вы заинтересованы в контроле, проведите все до конца года, когда еще что-то можно исправить. А во-вторых, правильная в принципе идея превратилась в абсолютно поверхностное обсуждение. Ну, если деньги выделяют с середины года, как год-то можно закончить? Минобороны в итоге доложит, что техника не поставлена. Возникнет вопрос: почему?», - вопрошал Соломонов. Досталось и лично министру обороны Сердюкову. «У нас кадры ведь решают все — известный стереотип. Но для того, чтобы они решали все, они должны соответствовать тому месту, на котором сидят. А если у нас Минобороны превратили в налоговую инспекцию?! Ну, это же факт, который не нужно даже доказывать! А психология-то другая у налоговиков, другие мозги. А там нужно быть и инженером, и «ценовиком», - сказал Соломонов.
Правда, конфликтные отношения между Соломоновым и Сердюковым существуют давно: в 2009 году после очередного неудачного пуска «Булавы» Соломонов был снят с поста гендиректора МИТ, заняв должность генконструктора, которая была отделена от руководящего поста. Показательно, что не так давно Сердюков заявил: как мы его сняли, сразу пошла работа по «Булаве». «Мы дадим предложения по дальнейшей судьбе Соломонова руководству страны», — пригрозил Сердюков.
Дмитрий Медведев, который уже давно известен своей резкой стилистикой в разговорах с чиновниками, в этот раз занял предельно жесткую позицию. На совещании по вопросам выполнения поручений президента, когда все темы повестки были рассмотрены, Медведев потребовал от министра обороны разобраться в ситуации вокруг оборонзаказа на 2011 год. «Я хочу, чтобы Вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией». «Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий», - потребовал Медведев. «А если она (ситуация) иная, то нужно разобраться с теми, кто сеял панику», - предложил президент. «Вы знаете, по законам военного времени, как с паникерами поступали? Расстреливали! Понятно?» - обратился Медведев к Сердюкову. «Значит Вам разрешаю уволить. Вы слышали меня?», - спросил президент министра, на что Сердюков подтвердил, что понял.
Проблемами оборонзаказа президент интересуется уже не первый год. Причем, вопреки распространенному в СМИ мнению, что основные претензии главы государства относятся к Минобороны, в действительности президентская критика по большей мере адресована производителям и военно-промышленному комплексу (ВПК) в целом. Набор противоречий между заказчиком в лице Минобороны и производителями нарастает.
На поверхности лежит проблема роста цен на продукцию, о чем в первую очередь заявил Анатолий Сердюков, объясняя срыв сроков заключения контрактов. Поясняя, почему получилась задержка заказов, Сердюков заметил, что некоторые крупные предприятия - такие как МИТ, «Алмаз-Антей» и другие - существенно подняли в этом году цены на свою продукцию. Министр отметил, что он беседовал со многими руководителями предприятий. «К сожалению, мы не получили обоснования роста ценообразования, - сказал он. - Заявление Соломонова - это продолжение нашей дискуссии». Сердюков отметил, что МИТ поднял цену на две партии своих изделий в размере 3,9 и 5,6 млрд руб., соответственно. «Мы с этим не согласны», - цитировал ИТАР-ТАСС слова министра обороны РФ. МИТ - головной разработчик современных и перспективных ракетных комплексов, состоящих и поступающих на вооружение РВСН и ВМФ. За последние годы там созданы «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования, а также «Ярс» и «Булава».
Причины роста цены специалисты связывают с монопольным положением смежных производителей, которые значительно подняли стоимость своей продукции, на что также указывал Соломонов в своем интервью.Однако проблема цены не главная. В мае президент провел совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России, на котором обвинил ВПК в неэффективности. Медведев подчеркнул, что оборонно-промышленный комплекс получает беспрецедентное государственное финансирование, однако при этом не модернизируется, поставки техники срываются, а поступившее вооружение зачастую является устаревшим и небоеспособным. Как говорил тогда президент, износ основных фондов предприятий оборонно-промышленного комплекса составляет в среднем около 70%. Медведев тогда особо подчеркивал, что основной проблемой в ОПК является неэффективность выполнения государственного оборонного заказа. Причем в ответ на это глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов говорил от лица ВПК, что ответственность за срывы лежит вовсе не на производителях, а на Минобороны, которое неритмично авансирует контракты. Причем это замечание прозвучало уже на совещании с Владимиром Путиным, близкие фигуры которого де-факто контролируют ВПК. Получается, что Минобороны апеллирует к президенту, а ВПК пытается найти поддержку у премьера. И такая позиция находит поддержку премьера. В прошедшую пятницу Путин переложил ответственность за срыв оборонзаказа на Минобороны, заявив, что «особое внимание надо уделить вопросам финансирования гособоронзаказа, своевременного доведения средств до предприятий, чтобы здесь не было никаких сбоев».
В конце мая за срыв оборонзаказа было уволено несколько гендиректоров и генконструкторов, еще с десяток руководителей ОПК получили выговоры и «дисциплинарные взыскания административного характера». В Минобороны 11 человек получили выговоры, пять генералов уволены. Однако вскоре стал известно, что увольнения коснулись «мертвых душ», о чем писал «МК». Так, замначальника главного управления ВС по исследованиям и разработкам генерала Николая Ваганова своим указом Дмитрий Медведев уволил еще 25 октября 2010 года. Замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов отошел от дел зимой, а уволен 19 апреля. Начальник Управления развития и организации заказов авиатехники и вооружения полковник Игорь Крылов отстранен от должности в конце прошлого года и совсем за другие дела, которыми плотно занималась прокуратура, писала газета.
Неэффективность выполнения госзаказов накладывается и на проблему низкой конкурентоспособности продукции, а также технологического отставания всего сектора. Самые яркие примеры – это отказ Минобороны закупать отечественные танки, покупка французских вертолетоносцев Mistral, переговоры о закупке немецкой брони и израильских беспилотников. На авиасалоне в Ле Бурже первый замминистра обороны РФ Владимир Поповкин рассказал, что в 2011 году начнется производство в России первых бронемашин по лицензии итальянской фирмы IVECO. В начале июля Сердюков заявил, что Министерство обороны России отказывается от закупок для российской армии новых боевых танков до тех пор, пока они не будут удовлетворять всем современным требованиям. «60 процентов из предложенного - старые наработки. Поэтому мы пока отказались от этих предложений», - сказал министр обороны. «Сейчас целесообразнее модернизировать имеющиеся в стране танки, чем закупать новые, например Т-90», - подчеркнул Сердюков. Эти слова прозвучали практически сразу после того, как Владимир Путин, выступая на конференции «Единой России» в Екатеринбурге заявил, что Минобороны свое мнение поменяло, и танки закуплены будут (ранее о недовольстве качеством российских танков говорил главком Сухопутными войсками Александр Постников). Создается впечатление, что внутри правительства нет четкого понимания, какую стратегию все-таки выбрать в отношении отечественной бронетехники.
Намерение военного ведомства покупать иностранную военную технику вызывает сильнейшее раздражение у военно-промышленного лобби, провоцирует критику со стороны оппозиции, прежде всего КПРФ, которая традиционно имела связи с ВПК (достаточно вспомнить, как Сердюков подвергался острой критике во время своего последнего выступления в Госдуме). В СМИ появилось множество крайне критичных публикаций в отношении Минобороны и в защиту отечественной продукции (например, в пользу российских бронемашин «Тигр» и против IVECO).
Наконец, еще одна острая проблема касается конкуренции между различными производителями вооружения, как, например, в ситуации вокруг «Булавы». Именно с интервью главного конструктора МИТ, который занимается разработкой ракеты, и начался нынешний новый виток споров о срыве гособоронзаказа. Соломонов заявил, что ракета «Булава» уже три года находится в серийном производстве. Однако Сердюков на встрече с журналистами в прошедшую пятницу признал, что только сейчас правительство готово рассмотреть вопрос о серийном запуске, после того как прошло успешное очередное испытание «Булавы».
Однако в действительности в данной ситуации пока далеко не все так однозначно. Как заявил РИА «Новости» бывший начальник главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин, принимать решение о запуске «Булавы» в серийное производство должна госкомиссия, в которую входят специалисты как от Минобороны, так и от промышленности. «Однако в любом случае такое решение сегодня будет преждевременным», - считает Есин. Пока из 15 пусков ракеты успешными были признаны восемь. И это на фоне борьбы между сторонниками продолжения нынешних испытаний и теми, кто лоббирует сворачивание проекта и ставку на строительство жидкотопливных ракет. На разработку ракеты претендовал в 1998-1999 гг. миасский Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени Макеева, которым до того были разработаны практически все морские ракеты. В 1997-1998 годах после трех неудачных испытаний проект жидкостной морской ракеты ГРЦ имени Макеева Р-39УТТХ «Барк» был закрыт. КБ имени Макеева делал жидкотопливную «Синеву», и после провала «Булавы», появилась возможность начать лоббировать возвращение к этому проекту. О такой возможности в 2009 году, в частности, говорил глава Генштаба России Николай Макаров. Однако главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий говорил, что отказаться от «Булавы» в пользу «Синевы» (РСМ-54) невозможно.
В своем интервью Соломонов раскритиковал производство жидкотопливных ракет, указав, что «это дань конъюнктуре и отдельным личностям, которых мы знаем как разработчики, поскольку мы все в этом котле варимся, что называется. Это выбрасывание десятков миллиардов, не прибавляющих ничего в эффективности. Но ведь это попало в новую программу вооружений…. Государственный ракетный центр имени Макеева. Основной аргумент — занять фирму работой, вот и все. Больше нет никаких аргументов. Ну не приспособлена эта ракета жидкостная для применения в современных условиях», - заявил он.
Дальнейшее решение проблемы гособоронзаказа во многом будет зависеть от того, кто займет место перешедшего в Роскосмос первого заместителя министра обороны по вооружению Владимира Поповкина. По данным «Ведомостей», рассматривается фигура директора Рособоронзаказа Александра Сухорукова (ранее работавшего под началом Сердюкова в Федеральной налоговой службе), а также главкома ВМФ Владимира Высоцкого, назначенного на свой пост при нынешнем министре. Сердюков уже уточнил, что в целях борьбы с коррупцией функции по закупкам будут распределены так, чтобы ни у кого не было права единоличной подписи.
В правительстве и Кремле ужесточается дискуссия, что делать с российским ВПК и системой гособоронзаказа. Приход на пост министра гражданского руководителя, «ценовика», как выразился Соломонов, и модернизационная повестка дня президента – в совокупности значительно ослабляют перспективы и возможности для военно-промышленного лобби, вынужденного искать поддержки у Путина. Перед государством встает проблема выбора приоритетов: поддержка и развитие отечественного производителя или постепенный выход на мировые рынки и закупка иностранных вооружений. Проблема политизируется за счет того, что сторонники первого подхода ближе к премьеру (хотя позиция самого Путина, как представляется, сложнее – он учитывает и мнение Сердюкова), а сторонники второго – скорее, на стороне президента. В итоге вызов времени может одновременно стать и своего рода очередным вызовом тандему, которому придется искать баланс интересов между интересами российского ВПК и нуждами российской армии. Но есть и набор объективных проблем – качества продукции, ее цены, неэффективности военных расходов – который не могут не учитывать и Путин, и Медведев.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.