Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.07.2011 | Артем Бузила
Большие фантазии маленького государства
6 июля министр обороны Эстонской республики, общаясь с читателями крупного местного новостного Интернет-портала, разразился довольно провокационным ответом. На вопрос, какими силами Эстония собирается сдерживать возможный марш-бросок 50 российских танков из Пскова в Таллин, пока на выручку не подоспеет НАТО, Март Лаар отреагировал, что остановить оккупантов на первоначальном этапе можно будет при помощи заграждений на дорогах, подрыва мостов и направленных зарядов. А также привёл в пример грузинских военных, которым, по мнению министра, удалось затормозить россиян на подходе к Тбилиси…
На первый взгляд звучит так, будто выговорился какой-то северокорейский лидер, не несущий никакой ответственности за сказанные слова, а не высокопоставленный чиновник демократической европейской страны, который по всем мыслимым правилам должен был отпарировать, что война между дружественными (пускай эта дружественность, увы, и носит, скорее, декларативный характер) государствами невозможна. Но если копнуть глубже, ничего удивительного в этой выходке и не просматривается. И дело не только в том, что действующий глава оборонного ведомства по совместительству является председателем правоконсервативной партии «Союз отечества» и экс-советником Саакашвили.
Такими заявлениями министр, конечно же, в первую очередь позорит саму Эстонию, выставляя её в свете незначительной, абсолютно ни на что не влияющей державы. Было бы иначе – заявление Лаара тут же вызвало бы бурю эмоций, как у дипломатического ведомства Москвы, так и у Брюсселя с Вашингтоном. Ведь прибалтийский политик всерьёз рассматривает вариант противостояния между двумя сторонами, о чём ни под каким соусом не хотят и слышать ни в Североатлантическом Альянсе, ни в Кремле. Но молчать продолжают по обе стороны, лишь российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин отреагировал шутливым советом Марту Лаару «принимать антидепрессанты», что, разумеется, никак нельзя считать официальным ответом России.
А представим, если бы министр обороны США заявил, что его подчинённые готовятся к нападению Россию? Или, например, Польши? Во что это могло бы вылиться? В жуткий скандал мирового масштаба, без преувеличений повлекший бы за собой вдобавок и увольнение вольного на язык чиновника!
Но в нашем случае проблема не в персоне Лаара. Проблема - в самой Эстонии, в общей линии поведения тамошнего руководства, которую они выбрали после провозглашения независимости. А именно – политику жёсткой конфронтация не только с Россией, но и с собственными гражданами (большая часть из них, кстати, и статусом полноценных граждан то и не наделена) русского происхождения. Эстония прикрывает подобную практику риторикой о преодолении наследия коммунистической оккупации, но в отличие от других восточноевропейских государств она проводит знак равенства между русскими и большевизмом. В итоге Эстония находит сочувствие лишь у своих прибалтийских соседей да нескольких отнюдь не самых успешных представителей постсоветского пространства. Отсутствие же реального геополитического веса даже в рамках своего региона эстонцы пытаются наверстать подобными международными провокациями, чествованиями ветеранов СС, систематическим нарушением прав национальных меньшинств.
На самом же деле правильный путь для Эстонии – это путь Чехии и Венгрии, покончивших с наследием коммунизма, а вместе с ним – и с наследием всей холодной войны вкупе с её мифами о «злых русских». Вспомним хотя бы август 2008 года, когда чешский премьер Вацлав Клаус фактически первым из западных руководителей обвинил в развязывании конфликта именно Грузию и откинул все параллели летней российской операции с вводом советских войск в Прагу в 1968-ом. И сейчас Чехия - наиболее успешная восточноевропейская страна, в том числе и в экономическом плане, процветанию которой Прибалтика может только позавидовать.
Впрочем, может не стоит далеко ходить, а взглянуть хотя бы на Латвию времён Валдиса Затлерса, который первым среди глав балтийских республик попытался наладить контакты с Российской Федерацией. Потому что тогдашний латвийский президент, в отличие от нынешнего эстонского министра, понимал, что такой сильный и влиятельный сосед как Россия не может оставаться вечным врагом.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.