Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

29.07.2011 | Светлана Самойлова

Виноваты все

Сегодня польская комиссия, расследующая обстоятельства авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибла значительная часть политической элиты этой страны во главе с президентом Лехом Качиньским, представила окончательный отчет по ее расследованию. В нем вина за трагедию возлагается как на российскую сторону, так и на польский экипаж. Взгляд на произошедшее заметно отличается от результатов, представленных российской стороной.

Причиной крушения самолета названо снижение ниже максимально допустимой высоты на большой скорости в плохих метеоусловиях. Визуальный контакт с землей был невозможен, как и уход на второй круг - было уже слишком поздно: «Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землей». Как и не исключалось ранее, часть ответственности Польша взяла на себя, признав ряд ошибок пилотов. Как говорится в докладе, ненадлежащая подготовка экипажа к полету, перестановка высотомера с целью «приглушения» системы TAWS, попытка отхода на второй круг в режиме автопилота на аэродроме без системы ИСП, присутствие в кабине посторонних, отсутствие эффективного взаимодействия экипажа, взятия на себя командиром воздушного корабля чрезмерных обязанностей, в частности, ведения корреспонденции на русском языке, недостаточный уровень подготовки экипажа и нерешительный, временами беспорядочный и проявляющий симптомы сильного стресса, связанного с ответственностью и неправильной организационной подготовкой способ действия ГРП, были факторами, имеющими основополагающее значение в определении причин катастрофы.

Причиной крушения самолета названо снижение ниже максимально допустимой высоты на большой скорости в плохих метеоусловиях. Визуальный контакт с землей был невозможен, как и уход на второй круг - было уже слишком поздно: «Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землей». Как и не исключалось ранее, часть ответственности Польша взяла на себя, признав ряд ошибок пилотов. Как говорится в докладе, ненадлежащая подготовка экипажа к полету, перестановка высотомера с целью «приглушения» системы TAWS, попытка отхода на второй круг в режиме автопилота на аэродроме без системы ИСП, присутствие в кабине посторонних, отсутствие эффективного взаимодействия экипажа, взятия на себя командиром воздушного корабля чрезмерных обязанностей, в частности, ведения корреспонденции на русском языке, недостаточный уровень подготовки экипажа и нерешительный, временами беспорядочный и проявляющий симптомы сильного стресса, связанного с ответственностью и неправильной организационной подготовкой способ действия ГРП, были факторами, имеющими основополагающее значение в определении причин катастрофы.

Однако в польском докладе гораздо больше внимания уделено проблемам с российской стороны. Во-первых, это неудовлетворительное состояние самого аэропорта (система освещения была не в порядке). Часть полосы воздушных подходов, примыкающая к порогу взлетно-посадочной полосы, поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе, говорится в докладе. Также следствием стала генерация большого количества отражений от наземных препятствий, что могло ограничивать использование посадочного радиолокатора, особенно в конечной фазе захода на посадку. Во-вторых, это ошибочные команды российских диспетчеров. Диспетчеры передали польским летчикам неточную информацию о положении самолета относительно глиссады. В частности, на удалении в шесть километров от аэропорта диспетчер сообщил, что самолет находится на правильном курсе, хотя на самом деле он был на 120 метров выше и на 125 метров левее глиссады. Команда по переводу самолета в горизонтальный полет была запоздалой. Кроме того, польским летчикам не предоставили качественной информации о погоде, поскольку метеонаблюдение на аэродроме «Смоленск-Северный» было организовано неудовлетворительно, говорится в докладе. В частности, не было спрогнозировано появление тумана. Вместе с тем комиссия отметила, что «схемы захода на посадку на аэродроме «Смоленск-Северный», несмотря на многочисленные недостатки, позволяли безопасно приземлиться на ВПП».

Расследование подобных трагедий в любом случае оставляет много неясностей, прежде всего, о причинах тех или иных ошибок и о степени влияния каждого фактора на конечный исход. Так, например, российская сторона явно недооценивает факты ошибок российских диспетчеров, в то время как польская сторона пытается углядеть за этими ошибками не просто непрофессионализм или невнимательность, но и, возможно, умысел. Например, после обнародования российских итогов расследования, которые вызвал шквал критик в Польше, глава МВД Польши Ежи Миллер заявил: «Я думаю, чтобы дополнить ход событий стоит отметить, что диспетчеры тоже не были предоставлены сами себе». В других интервью министр не раз отмечал, что на контрольной вышке «Северного» находилось несколько человек и что решения они принимали, консультируясь с третьими лицами, по мнению Миллера, в Москве.

Еще одна претензия к России уже после катастрофы – это недостаточная открытость и стремление скрыть важные факты. На пресс-конференции представители комиссии заявили, что Россия предоставила не все записи наземных служб, касающиеся захода президентского Ту-154 на посадку, а одна из записей и вовсе была утрачена. Один из участников сообщил, что наземные технические средства на аэродроме «Смоленск – Северный», вероятно, «не функционировали должным образом». Он сказал, что из опросов российских диспетчеров можно сделать вывод о том, что «возможно, были проблемы, или те, кто использовал систему, не имел достаточного опыта».

Наконец, еще по одному вопросу, который вызвал больше всего споров, польская сторона заметно разошлась в оценках с российской, хотя расхождения по фактам минимальны. Речь идет о том, какова была степень влияния высокопоставленных пассажиров на экипаж. В докладе российской комиссии говорилось, что давление на экипаж было одним из главных факторов, приведших к трагедии. Экипаж Ту-154 якобы боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром. Об этом свидетельствуют, в том числе, слова, которые произнес штурман незадолго до посадки: «Он взбесится!» В то же время в МАК признали, что никаких конкретных команд от президента Польши о посадке не поступало. Польская комиссия сегодня признала, что хотя командующий ВВС Польши Анджей Бласик и находился в кабине пилотов, он не оказывал никакого давления на членов экипажа.

Теперь важно дождаться реакции российских официальных лиц на доклад: захочет ли Москва вступать в перепалку и пытаться снизить значимость ошибок российских диспетчеров (не говоря уже об их признании) или будет выбрана тактика деполитизации без нагнетания нового конфликта. Проблема тут заключается в том, что при взаимном недоверии, «правда» всегда у обеих сторон будет своя и попытки навязать ее, неизбежно, приведут к еще большему недоверию и непониманию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net