Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.07.2005 | Наталья Серова

КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ВОСТОКА

Дискуссия вокруг вопроса об изменении региональной политики, в ходе которой столкнулись подходы министра регионального развития России Владимира Яковлева и полпреда Президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, получила дальнейшее развитие в инициативах депутатов Красноярского краевого парламента и губернатора края Александра Хлопонина.

Разница в подходах Яковлева и Козака сводится к тому, что министр ставит во главу угла чисто экономические задачи рационального использования инвестиций, а полпред тесно увязывает экономику с политикой. То есть сутью предложений Владимира Яковлева является отказ от идеи выравнивания регионов, лишающей регионы-доноры стимула к интенсивному развитию, и переход к политике поддержки тех регионов, которые способны не предать финансовые вливания, а направлять их на развитие экономики.

В свою очередь Дмитрий Козак считает, что политическая самостоятельность субъектов Федерации должна находиться в прямой зависимости от его экономической состоятельности, то есть дотационные на 80-90% регионы должны управляться из Федерального центра. Что касается Александра Хлопонина, то он, объединив политический и экономический аспекты, поднимает вопрос о необходимости интенсивного развития Восточных регионов России в рамках единого проекта "Новое освоение Востока", направленного на усиления геополитических позиций России в Азии.

Применительно к далеко не дотационному Красноярскому краю этот подход вполне согласуется с идеями Владимира Яковлева, однако задача защиты Сибири и Дальнего Востока от экономической экспансии Китая напрямую связана с проблемой сохранения территориальной целостности страны и ее решение подразумевает принятие целого комплекса не только экономических, но и административных, демографических и миграционных мер, направленных на развитие восточных регионов.

Таким образом, красноярский губернатор говорит о целенаправленной государственной политике, реализация которой должна осуществляться "за счет сложения усилий бизнеса и государства". Идеальная схема, согласно которой государство инвестирует в инфраструктуру, а бизнес - в предприятия, может быть задействована не везде, но поскольку речь идет не о "проедании" денег, а об экономически рентабельных проектах, внутренние инвестиционные возможности регионов, как ожидается, должны возрастать по мере реализации этих проектов.

Под экономически выгодными и перспективными проектами Хлопонин в первую очередь подразумевает организацию переработки сырья, которым богаты восточные регионы, или, по его словам, "перенесение центров создания добавленной стоимости", то есть центров капитализации на территорию России. Решение этой задачи потребует финансовых вливаний, а также притока кадров, способных занять рабочие места на вновь создаваемых перерабатывающих предприятиях.

И тут вопрос упирается в демографическую и миграционную политику. Поскольку в долгосрочной перспективе "чрезмерное" привлечение китайской рабочей силы представляет вполне определенную геополитическую опасность, приток рабочей силы должен осуществляться за счет европейская часть России и страны СНГ.

А поскольку сегодня в отличие от периода сталинских пятилеток, когда интенсивное развитие Дальнего Востока обеспечивалось за счет "комсомольских" и "женских" призывов, привлечь жителей европейской части страны на восток можно только, создав соответствующие условия. В первую очередь, речь идет о хорошей заработной плате, условий жизни, условий труда и перспектив личностного роста, а это означает, что задача кадрового обеспечения проекта развития восточных регионов также является затратной, во всяком случае, на первом этапе.

Что касается привлечения трудовых ресурсов из стран СНГ, тот тут на первое место выходит прагматичная миграционная политика. Одновременно, придется решать и проблему подготовки квалифицированных, отвечающих задачам развивающейся экономики кадров, упирающуюся в реформу образования. Таким образом, реализация проекта "Новое освоение Востока" может способствовать действительному осуществлению административной, образовательной, миграционной и других давно назревших реформ.

Заметим, что только такой комплексный подход способен положить конец опасной тенденции выкачивания за рубеж ресурсов Сибири и дальнего Востока и заставить их работать на экономических рост России, а не сопредельных государств, в первую очередь Китая.

С этими идеями, касающимися интенсификации развития восточных регионов напрямую связаны инициативы депутатов Красноярского законодательного собрания, касающиеся корректировки проекта федерального закона "Об особых экономических зонах". Возражения красноярских депутатов связаны в первую очередь с тем, что закон предусматривает возможность создания только двух типов особых экономических зон - промышленно-производственных и технико-внедренческих, то есть в явном виде содержит запрет на создание особых экономических зон в сфере природопользования.

По словам председателя комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного собрания края Юрия Захаринского, "Красноярский край не устраивает такое положение вещей", и депутаты намерены подготовить соответствующие поправки, снимающие дискриминационный запрет на создание особых экономических зон в регионах, экономика которых основана на использовании природных ресурсов.

Заметим, что эта проблема актуальна не только для Красноярского края, но и для других восточных регионов, однако сегодня трудно сказать, как отразится на федеральном бюджете одновременное создание большого числа особых экономических зон. Это вопрос к экономическому блоку правительства.

В целом же, бросается в глаза оптимистических настрой Красноярского губернатора, считающего, что в рамах проекта "Новое освоение Востока" России удастся не только аккумулировать собственные ресурсы, но и, используя тот факт, что она является "держателем контрольного пакета сырьевых ресурсов" для китайской экономики, добиться пересмотра формата отношений с Китаем.

Речь идет о качественном изменении структуры китайских инвестиций, то есть о переходе от инвестирования добычи и вывоза российского сырья на перерабатывающие предприятия Китая к инвестициям в переработку на территории России. Тут, правда, придется очень внимательно следить за тем, чтобы доля иностранного капитала не превышала долю российского, но этот вопрос должен быть урегулирован на законодательном уровне.

Решив эти кажущиеся неподъемными задачи, Россия не только улучшит экономическую ситуацию внутри страны, но и избавится от имиджа сырьевого придатка. Таким образом, в геополитическом плане проект "Новое освоение Востока" подразумевает не только интенсивнее развитие восточных регионов, "связывание" их в единую инфраструктуру и, тем самым, укрепление целостности страны, но и существенное изменение позиционирования России как субъекта мировой экономики.

Использованы материалы интернет-конференции Александра Хлопонина на сайте "Страна.ру"

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net