Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.08.2011 | Марина Войтенко
Экспортные пошлины — размер имеет значение
По данным социологических опросов, каждый четвертый россиянин следит за колебаниями мировых цен на нефть. При этом более половины населения уверены, что отечественная экономика сильно привязана к их текущим значениям и перспективным трендам. Еще большее внимание к ценам на бензин и дизтопливо. У трех из четырех граждан — это предмет постоянного интереса. Об экспертах и говорить нечего. Для них эти «сюжеты» - поле постоянных аналитических выкладок и предложений. Причины понятны: ценообразование в этой сфере — слишком социально-чувствительная «вещь», чтобы оставлять попытки отстраивания собственно рыночно-экономического механизма, упорядочивающего динамику топливно-бензиновых цен и призванного прийти на смену «дурной бесконечности» административных мораториев на их увеличение, с неуклонным постоянством приводящих ко все новым рекордам и дефицитам в автозаправочной рознице.
Любые намерения двигаться в этом направлении поэтому изначально становятся резонансными и проверяемыми на ближние и дальние последствия. Минувшая неделя дала тому явный и многозначный повод. В деловых СМИ состоялась «утечка»: после десяти месяцев обсуждений министерства наконец-то согласовали сроки перехода к новой системе экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. С 1 октября предельная пошлина на сырую нефть может быть снижена с 65 до 60%, ставки же для темных (прежде всего мазут) и светлых нефтепродуктов унифицируются на уровне 66% от величины нефтяной пошлины (сейчас соответственно 46,7% и 67%1 ). При этом для прямогонного и высокооктанового бензина сохраняется по сути запретительная пошлина в 90%, введенная еще в мае текущего года.
Напомним, что принципиальное решение о новых пошлинах было принято несколько недель назад. 8 июля в Киришах на совещании по вопросам развития нефтепереработки премьер Владимир Путин поручил Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину и ФТС согласовать введение нового режима. В отведенные для этого две недели чиновники, правда, не уложились, но до конца лета все же успели. Очередь теперь за постановлением правительства. Участники рынка, впрочем, уверены, что оно будет выпущено достаточно быстро и позволит избежать очередного дефицита дизтоплива и ГСМ в разгар уборочной компании. Значительное повышение пошлин на мазут, как ожидается, сдержит аппетиты его экспортеров (в 2010 году поставки за рубеж выросли наполовину при росте производства на треть и сокращении внутреннего потребления на 20%2 ).
Комментаторы, как водится, сразу же задались вопросом о том, кто выиграет от схемы «60-66-90». Ответ очевиден — прежде всего, экспортеры и как следствие нефтедобыча в целом3 . По оценкам экспертов, дополнительная прибыль в 2012 году может составить: у ТНК-ВР - $608 млн., Татнефти - $200 млн., Роснефти - $844 млн., Сургутнефтегаза - $287 млн., Лукойла - $360 млн., Газпромнефти - $165 млн. Теряют: федеральный бюджет — до 40 млрд. рублей, Башнефть - $180 млн. и ТАИФ-НК - $300-350 млн. Последние — в силу высокого содержания серы в нефти из разрабатываемых ими месторождений, что требует, как минимум, первичной переработки. Заметим сразу, что вопрос о компенсациях этим компаниям рассматривается (один из вариантов — обнуление НДПИ для нескольких месторождений в Татарстане и Башкирии).
Аналитики подчеркивают, что решение по пошлинам, однако, только полдела: дополнительные $2,5 млрд. у «нефтянки» в целом и дестимулирование экспорта мазута — это лишь необходимые предпосылки для получения отраслью существенно большей добавочной стоимости за счет модернизации нефтепереработки. Здесь потребуются и другие решительные шаги. И они должны быть тем кардинальнее, чем очевиднее становится вопиющее технологическое отставание переработки нефти в РФ (ее глубина в 2011 году составила чуть более 70%) не только от стран ОЭСР (аналогичный показатель — 92%), но и от государств Центральной Азии (Казахстана, Туркменистана и Узбекистана с их 80%).
Ситуация в нефтепереработке по сути дела уже является критической для дальнейшего устойчивого развития нефтяного комплекса в целом. Свидетельство тому - «парадокс недополучений ренты»: если продавать всю нефть, идущую на переработку, на экспорт, то в 2008-2009 годах, например, можно было бы дополнительно получить в доход бюджета $46-49 млрд. или около 3,7% ВВП (расчеты руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича). Отсталость нефтепереработки усугубляется серьезным недоинвестированием отрасли. В 2008-2010 годах из запланированных 254 млрд. рублей на вложение в глубокую переработку освоены лишь 177 млрд. рублей. Дефицит инвестиций превысил $2 млрд., многие проекты были перенесены на 2011-2015 годы.
Правительство не оставляет усилий подтолкнуть проекты модернизации перерабатывающих мощностей. В июле 12 нефтяных компаний подписали юридически обязывающие соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, предмет которых — выполнение программ строительства и реконструкции НПЗ. В качестве «пряника» - возможность применения того же режима «60-66-90», отсрочка в уплате таможенных платежей и мораторий на разнообразные санкции. Последние же, то есть «кнут», могут включать в себя изъятие необоснованно полученной прибыли, пересмотр экспортных графиков «Транснефти», отказ от поблажек при сборе пошлин и, наконец, учет Роснедрами при проведении аукционов по выдаче лицензий на месторождения данных мониторинга о ходе реализации программ модернизации в связи с предстоящим переходом на топливные стандарты Евро-4 и Евро-5.
Некоторые результаты таких намерений уже налицо. «Газпром-нефть» уже заявила об инвестиционной программе в 350 млрд. рублей до 2018 года (к 2015 году планируется выйти на производство топлива экологического класса, к 2020-му повысить глубину переработки до 90-95% и довести долю светлых нефтепродуктов до 77%). ТНК-ВР в 2012-2014 годах вложит в переработку $2,5 млрд. Схожие «планки» и у других компаний. Активизировалось и само производство нефтепродуктов: январь-июль 2011 года к аналогичному прошлогоднему периоду — 105,1% (в том числе в июле 109,1%4 ).Эксперты полагают, что складывающейся композиции административных мер и экономического стимулирования для обеспечения искомой скорости перемен в нефтепереработке может оказаться недостаточно. Так, была бы полезной дифференциация акцизов на топливо, чтобы экологически чистые его виды стало бы выгодней производить (то есть, чем выше евростандарт, тем ниже акциз). Здесь есть, впрочем, одно ограничение — при сложившейся структуре потребления бензинов в РФ с существенной долей класса Евро-2 такая дифференциация может сопровождаться ростом цен, перекладываемым в конечном счете на массового потребителя.
Чтобы избежать этого, эксперты (к этому склоняются и в Минэнерго) предлагают выровнять за счет акцизов цены на все виды бензинов — на рынке не должно быть моторного топлива дешевле АИ-95. Конечно, и в этом случае произойдет ценовой скачок, но это будет разовый эпизод вместо постоянного их повышения. Главное же в том, что такое упорядочение цен на деле включило бы конкуренцию качества, стимулируя как переработку, так и спрос на автомобили, соответствующие современным экостандартам.
Значение схемы «60-66-90» шире ее непосредственного регулятивного содержания. В ИНСОРе, например, считают, что речь идет о первом пункте в расписании действий по перезагрузке налогового режима в «нефтянке» в целом и у решений ближайших месяцев будет долгое «эхо», продолжительностью вплоть до 2020 года, то есть на весь срок действия генеральной схемы развития нефтяной отрасли, одобренной Правительством РФ. Как известно, в соответствии с программой к этому временному рубежу инвестиции нефтяных компаний должны составить 8,6 трлн. рублей5 . Реализовать эти объемы в рамках действующего налогового режима попросту невозможно. Напомним для сравнения, что доля налоговых изъятий из выручки крупнейших нефтяных ТНК составляет 28-32%, у российских компаний — 65-70%. Неудивительно поэтому, что все инвестиции «нефтянки» в РФ в 2010 году составили $20 млрд., что на $7 млрд. меньше вложений одной только Shell.
Ситуация усугубляется и тем, что легкодоступной нефти на территории РФ практически не осталось. Труднодоступные же месторождения требуют нетрадиционных способов добычи и серьезных технологических инноваций, а, стало быть, бюджетов на НИОКР, сопоставимых с мировыми грандами (в 2006-2010 годах Shell, Exxonmobill, Total, BP и Chevron потратили на эти цели $18 млрд.). Ответ на новые вызовы требует немалых денег, но большая часть потенциально возможных инвестиций «сидит» в налогах (доходы бюджета расширенного правительства от налогов на нефть и нефтепродукты в 2010 году составили 8,3% ВВП).
Тем не менее, переход к новому налоговому режиму, что принципиально важно для конкурентоспособности нефтяного комплекса РФ, по сути дела начался. 21 июня Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон (он вступает в силу 1 января 2012 года), согласно которому устанавливается нулевая ставка НДПИ для ряда месторождений полностью или частично расположенных в Черном и Охотском морях и на участках недр ЯНАО севернее 65-го градуса северной широты. Кроме того, вводится понижающий коэффициент к базовой ставке НДПИ в случае величины извлекаемых запасов нефти меньше 5 млн. тонн и степени выработанности запасов участка меньше или равной 0,05. В 2012-2014 годах новых обременений по НДПИ у нефтяников не предвидится, его повышение, в том числе в целях выравнивания налоговой нагрузки в двух главных отраслях ТЭК, будет касаться лишь газовиков.
При всей важности точечных послаблений НДПИ — налог оборотный и прямо на инвестиции не влияет. Много важнее здесь — обложение прибыли. Участники рынка уже до конца года ожидают решений по так называемому налогу на дополнительный доход, когда его максимальный объем собирался бы на пиковой нагрузке на месторождения, на этапах же освоения применялась бы льготная ставка.
Другое инвестиционно-чувствительное обстоятельство — вступление в силу с 1 января 2012 года налогового контроля за трансфертным ценообразованием (до конца текущего года должен быть принят и «парный» закон, вводящий институт консолидированного налогоплательщика). Адаптация к нему нефтяных компаний может потребовать либо заключения с ФНС соглашений о ценообразовании, то есть о том какие цены считать рыночными в сделках с дочерними компаниями, либо консолидации с последними.«Дорожная карта» налоговой перезагрузки не исчерпывается лишь этими новациями. Но и их уже достаточно, чтобы начать движение по пути роста добавленной стоимости в нефтяном комплексе. По оценкам экспертов, мировой рынок нефтегазохимии в ближайшие годы превысит объем рынка сырой нефти. Стоимость товарной продукции на нем в 8-10 раз выше, чем у нефти. Еще больше перспектив у бытовой и специальной химии. У России, пока еще, неплохие шансы не опоздать. С одним, правда, условием - «расшить» узкое место нефтепереработки, радикально ее модернизировав. Схема «60-66-90» - шаг в верном направлении, но далеко не исчерпывающий. Потребуется, причем довольно быстро, и немало других решений.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологи
1. С 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлин на нефть.
2. За 5 лет экспорт российских нефтепродуктов вырос на 50% в основном за счет мазута, который дороже сырой нефти всего на 3%. В виде мазута за рубеж фактически уходит та же нефть, только разложенная на фракции. Налоговая «дыра» (мазутная пошлина, порой, не дотягивала и до 40% от нефтяной) создавала своего рода технологический офшор, делая выгодной самую примитивную нефтепереработку.
3. В 2010 году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти — 505 млн. тонн. По оценкам экспертов, это, по сути, предельная величина, удержать которую на горизонте до 2020 года актуальная и непростая задача. В первом полугодии 2011 года было добыто 251,8 млн. тонн нефти (100,8% к 2011 году), в переработку поступило 126,9 млн. тонн (на 4,7% больше, чем в январе-июне 2010-го), на экспорт направлено 121,8 млн. тонн (98,7% к 2010 году). Доля экспорта нефти в ее добыче — 48,4%, в российском экспорте в целом — 35,2%, в поставках продукции ТЭК — 50,8%.
Соотношение цены на нефть внутри страны с ее ценой на мировом рынке в июле с.г. составило 33,2% (в июле-2010 — 37,2%). Добыча выросла на 0,7%, экспорт продолжил сокращаться (98,3% к июлю 2010 года). Рост добычи на новых месторождениях пока ниже снижений, связанных с естественной выработанностью старых (совокупный прирост в 2,6 млн. тонн на Ванкоре, Талакане и Уватской группе при падении на 2,9 млн. тонн на «площадках» в Западной Сибири).
4. В январе-июле 2011 года произведено 21,1 млн. тонн автомобильного бензина (104,2% к соответствующему периоду 2010 году), 41,6 млн. тонн дизельного топлива (103,9%) и 42,1 млн. тонн топочного мазута (106,7 %). При этом в июле 2011-го темп роста производства автомобильного бензина составил 115,5% к июлю-2010, дизельного топлива – 105,6% и топочного мазута – 109,3%.
В январе-июле 2011 года (по данным Росстата) нефтеперерабатывающими предприятиями на внутренний рынок отгружено 18,0 млн. тонн автомобильного бензина (97,8% к январю-июлю 2010-го), 20,5 млн. тонн дизельного топлива (108,4%) и 9,8 млн. тонн топочного мазута (94,7%), в том числе в июле-2011 – 3,1 млн. тонн автомобильного бензина (105,5% к июлю-2010), 3,3 млн. тонн дизельного топлива (110,5%) и 1,1 млн. тонн топочного мазута (88,8 %). При этом следует отметить, что поставки автобензина на внутренний рынок в июле, как и в мае-июне 2011 года, значительно превысили прошлогодний уровень после их систематического отставания, начиная с февраля.
По информации Минэнерго России, цены на мировом рынке на 30 июля 2011 года по сравнению с декабрем-2010 на бензин автомобильный выросли на 27,5%, на дизельное топливо – на 26,9% и на мазут топочный – на 35,6%. При этом стоимость на внутреннем рынке составила на автомобильный бензин 58,9% от цен мирового рынка (в одинаковых налоговых условиях), на дизельное топливо – 61,5%, на мазут топочный – 52,5%.
Цены приобретения по автобензину и дизельному топливу, по данным Росстата, в июне-2011 превышали уровень цен производителей на эти виды топлива в 1,5 раза (цены приобретения включают в себя налоги (акцизы и НДС), транспортные издержки и снабженческо-сбытовые надбавки).
Индекс потребительских цен на автобензин и дизельное топливо в июле-2011 к декабрю-2010 составил 111,1% и 106,0% соответственно при индексе потребительских цен на товары и услуги 105,0%, а к предыдущему месяцу 2011 года - соответственно 100,5% и 100,1% при индексе потребительских цен на товары и услуги 100,0%. При этом необходимо отметить, что в июле-2011 наблюдалось значительное снижение темпов роста потребительских цен на автобензин и дизтопливо против мая, в котором рост составил 106,0% и 103,5% и в июне – 101,7% и 100,9% соответственно, в то время как в феврале-апреле имело место «искусственное» сдерживание роста цен.
5. Из них 940 млрд. рублей - в геологоразведку и восполнение сырьевой базы; 5,9 трлн. рублей - в обустройство месторождений; 812 млрд. рублей — в транспортировку сырья, 780 млрд. рублей — в модернизацию НПЗ, 350 млрд. рублей — в решение проблемы полезного использования попутного нефтяного газа.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.