Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.09.2011 | Марина Войтенко
Банки на полосе «препятствий»
Глобальный финансовый кризис, как известно, начался краха Lehman Brothers. Многие до сих пор уверены в том, что американские регуляторы добавили специй к рецессионному «блюду», сделав его максимально острым, когда бросили банк, который был всегда too big, to fail, бросив его на произвол судьбы. Естественно поэтому, что через несколько недель после начала новой турбулентности на финансовых рынках внимание аналитиков обратилось на состояние банковской системы.
На минувшей неделе этому основательно «подыграли» несколько знаковых информационных поводов. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB — устанавливает стандарты МСФО) предупредил, что ряд финансовых организаций некорректно отразил списания стоимости греческих госбумаг в своих недавних финансовых отчетах. Так, банки, использовавшие в своих подсчетах математические модели, списывали лишь 20% стоимости облигаций, в то время как финансовые компании, отталкивавшиеся от рыночных индикаторов, сокращали стоимость своих портфелей более чем на 50%.
31 августа в Международном валютном фонде обсуждалась рабочая версия ежегодного доклада о глобальной финансовой стабильности, в котором уделено особое внимание проблемам суверенных бондов Греции, Ирландии и Португалии, а также Испании, Италии и Бельгии. Эксперты МВФ определили стоимость их облигаций, исходя из рыночных цен свопов кредит-дефолт, страхующих инвесторов от невыплат по этим обязательствам, и пришли к неутешительному выводу - европейским банкам может потребоваться 200 млрд евро дополнительного капитала, чтобы покрыть списания стоимости госдолга.
Финансовые аналитики воспринимают европейские кредитные организации и как понижательный фактор риска для евро. В Morgan Stanley считают, что итальянские банки уже попали в зону риска, а испанским может понадобиться рекапитализация на 15-20 млрд. евро. По оценке главы «ВТБ Капитал» Юрия Соловьева, на балансах банков (прежде всего, европейских) сейчас находится только итальянских гособлигаций на 1,5 трлн. евро. Если их доходность достигла бы уровня этого показателя для бондов Греции, то в балансах финансовых организаций возникла бы «дыра» почти в 500 млрд. евро.
Напомним, 1 сентября доходность выпуска бондов Греции объемом 7,7 млрд. евро по номиналу с погашением в августе 2012 года составила 61,17%, цена - 65,5% от номинала. По мнению многих экспертов, ориентируясь уже не на доходность, а на цену облигаций, инвесторы начинают подсчитывать, сколько они будут получать в результате реструктуризации греческого госдолга. Как ориентир, «Ведомости» приводят оценку главного экономиста швейцарского банка Lombard Odier Пола Марсона: текущие доходности греческих бондов и спрэды к немецким гособлигациям (безрисковым активам) предполагают 100%-ную вероятность дефолта в течение года с получением инвесторами 70% от номинала в результате реструктуризации и 50% от номинала при дефолте в течение двух лет.
Конечно, ставить знак равенства между итальянскими и греческими бумагами пока преждевременно. Но повод для беспокойства все-таки есть. Аукцион длинных облигаций Италии объемом 7,7 млрд. евро неделей ранее привел к тому, что ЕЦБ вынужден был опять покупать эти бонды вместо рынка. По оценкам ряда финансовых аналитиков, размещение 1 сентября испанских пятилетних гособлигаций на 3,6 млрд евро было еще более неудачным.
Так что у МВФ есть все основания для проявления беспокойства. И, возможно, прогноз Фонда в 200 млрд евро, которые потребуются для обеспечения стабильности банковской системы Еврозоны, окажется слишком оптимистичным. Согласно расчетам консалтинговой компании McKinsey, банкам по всему миру1 в ближайшие семь потребуется 610 млрд долларов дополнительного капитала в связи с переходом на «Базель III», который обязывает банки увеличить достаточность собственного капитала.
Информационный фон вокруг банков соткан из противоречий: с одной стороны возникает устойчивое ощущение, что многим из них (особенно в Еврозоне) не устоять при наступлении повторной рецессии без госпомощи. Возможность последней, однако, сильно ограничена. Раздувать дефициты бюджетов и госдолги попросту опасно. Других же источников не просматривается. К тому же в Еврозоне планируют обложить банки дополнительным налогом.
Образ «жирных котов» культивируется и за океаном. 2 сентября в США в отношении 17 банков правительство предъявило судебные иски по ущербу, нанесенному государственным ипотечным корпорациям Fannie Mae и Freddie Mac. Иски должны быть предъявлены Bank of America, Countrywide и Merrill Lynch, Barclays, Citigroup, Goldman Sachs, J.P.Morgan Chase, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и другим организациям, которые, по мнению регуляторов, искажали результаты проверки ипотечных облигаций, а затем от «токсичных активов» избавлялись с гарантированными обязательствами для проведения секьюритизации ценных бумаг с хорошим рейтингом.
В СМИ много пишут о «банках-зомби», вспоминая ситуацию в Японии начала 90-х годов прошлого века, когда вследствие падения цен на рынке недвижимости и фондовом рыке, крупные национальные банки оказались отягощенными проблемными активами. И, хотя государственная поддержка (как финансовая, так и в виде прямых и косвенных гарантий) позволила им формально остаться в рабочем состоянии, реально они не могли обеспечить экономический рост.
За всем этим стоит объективная потребность в тщательной диагностике текущего состояния банковских систем с точки зрения эффективности уже принятых антикризисных мер, что абсолютно необходимо для выработки следующих шагов в реформах финансовых секторов, о чем, очевидно, пойдет речь3-4 ноября в Каннах на саммите G 20.
Ситуация в банковском секторе РФ тоже не выглядит однозначной. Темпы прироста основных показателей в устойчивом плюсе. С начала года по 1 августа активы бвнков увеличились на 5,3% (за семь месяцев 2010-го — на 4,0%2 ); собственный капитал — на 1,8% (-2,0%); кредиты, предоставленные нефинансовым организациям — 9,3% (4,3%), населению — на 15.6% (4,4%3 ); вклады физических лиц — на 8,2% (15,1%4 ); средства, привлеченные от организаций — на 4,8% (3,1%). Позитивна динамика просроченной клиентской задолженности: при росте за семь месяцев на 87 млрд. рублей ее удельный вес в общей сумме кредитов снизился с 5,1% до 4,5%. Уверенно увеличивается и прибыль банков: на 1 августа текущего года она составила 528509, 3 млн. рублей (рост более чем в 2,5 раза по сравнению с концом 2010-го). Правда, число убыточных банков тоже не сокращается (к настоящему времени 127 из 994 действующих кредитных учреждений, в начале года — 120 из 1058).
Достаточно спокойно в целом идет приспособление системы к новому требованию к минимальному размеру собственного капитала банков в 180 млн. рублей, которое начнет действовать с 1 января 2012 года. На 1 августа ему не соответствовало 150 кредитных организаций. В начале года таких было 185. Сумели увеличить капитал 35 банков на общую сумму 3,7 млрд. рублей. Как заявил 2 сентября на Международном банковском форуме в Сочи директор департамента ЦБ РФ Михаил Сухов, новые требования к капиталу не станут непреодолимой проблемой и приведут к притоку капитала в небольшие банки. Кроме того, не видит Банк России рисков и в требовании к капиталу в размере 300 млрд. рублей, которое для вновь создаваемых банков начинает действовать с 1 января 2012 года, а для уже существующих будет применяться с 1 января 2015 года.
В настоящее время требованию к капиталу в 300 млн рублей не соответствует порядка 36% российских банков, которые имеют страховую ответственность в рамках страхования вкладов на сумму в 66 млрд рублей, что составляет половину общего объема Фонда страхования вкладов. По мнению Михаила Сухова, трех лет будет достаточно, чтобы менеджмент и владельцы подавляющего большинства таких банков нашли капитал.
Казалось бы, ситуация в системе по всем внешним признакам абсолютно штатная и поводов для беспокойства не должно быть в принципе. На деле, однако, за бодрыми цифрами не видно сколь-нибудь заметных качественных изменений. Доля банковского кредитования в общем объеме инвестиций, как и до кризиса, едва превышает 10%. При этом ликвидность, находящаяся в распоряжении банков, еще в начале года единодушно оцениваемая аналитиками как избыточная, ко второму полугодию основательно «обмелела». О напряженности ситуации свидетельствует, например, спрос банков на августовских аукционах Минфина по размещению средств бюджета на банковских депозитах (на последнем из них, состоявшемся в конце минувшей недели, предложение было перекрыто заявками в 10 раз).
Ставки на межбанковском рынке за месяц добрались с 3-3,8% до 4-4,5%, то есть самого высокого уровня за год. Объяснения причин как сезонным колебанием, связанным с периодом налоговых выплат, так и качественным разворотом ситуации с банковской ликвидностью, пока, по оценкам аналитиков, равновероятны.
Если же учесть, что приемлемый уровень ликвидности — это не просто «средняя температура по больнице», а сугубо индивидуальный параметр для каждого банка, то сопоставления с докризисными временами уже вызывают опасения. По данным Центра развития НИУ ВШЭ, полученным при анализе положения дел в 21 крупнейшем российском банке, в мае-июле только пять из них имели уровень ликвидности не ниже докризисного, год назад таких было две трети.
Продолжение такой тенденции может притормозить общий прирост кредитных портфелей и осложнить выполнение программы (примерно на 2 трлн. рублей в год) внутренних заимствований Минфина в 2012-2014 годах. В связи с этим далеко не случайным выглядит намерение депутатов Госдумы РФ рассмотреть законопроект о введении безотзывных вкладов уже в осеннюю сессию. По словам замминистра финансов Алексея Саватюгина, для тех вкладов, которые не будут предполагать возможности досрочного изъятия, эта информация должна быть в тексте договора, в рекламе, в офертах. При этом банки должны будут предложить заемщику вклад с возможностью досрочного изъятия в тот же день, чтобы у него был выбор.
Для таких депозитов будет введен так называемый тихий период — банк будет обязан вернуть досрочно востребованный вклад в течение 7-14 дней (в зависимости от суммы). Оба подхода отвечают международной практике.
Напомним, что регулятор публично поддержал идею безотзывных вкладов осенью 2009 года. Глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил тогда, что данная мера позволила бы получить доступ к «длинным деньгам», тем самым укрепив устойчивость банковского сектора. Против полностью безотзывных депозитов всегда выступало Агентство по страхованию вкладов, кроме того, некоторые представители банковского сообщества высказывали опасения, что это может отпугнуть вкладчиков, которым нужны гарантии сохранности депозитов.
В западных странах почти нигде нет безотзывных вкладов в чистом виде, отмечал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян (9 сентября он уходит в отставку). Вместе с тем иностранные банки активно используют вклады, позволяющие получать средства с использованием правила предварительного уведомления - то есть если клиент хочет забрать вклад досрочно, то он должен заранее уведомить об этом банк. В ответ кредитная организация скажет клиенту: «приходите через две недели, и мы ваш вклад вам вернем». При этом в некоторых банках выплатят лишь часть процентов, в каких-то вкладчик потеряет весь доход5 .
Признаком того, что банковская система вползает в новую «полосу препятствий» устойчивому развитию, является и изменения условий банковского кредитования (УБК). ЦБ РФ ежеквартально мониторит их, опрашивая 67 крупнейших банков, на долю которых приходится 85% кредитного рынка страны. С начала года, сделали вывод аналитики Банка России в последнем такого рода обзоре, опубликованном 29 августа, либерализация кредитных программ идет по убывающей, исключение представляют лишь займы и ссуды населению. Ожидания третьего квартала показывают, что эта тенденция набирает силу (особенно в отношении крупных корпоративных заемщиков6 ).
По мнению президента ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, «рынок остается недокредитованным, ему не хватает ресурсов … и он болен финансовой дистрофией». Помимо этого постоянная головная боль банкиров — неравные условия конкуренции частных банков, особенно мелких и средних, с госбанками, что проявляется в том числе в избирательности применения стандартов и процедур банковского надзора. Имеющиеся здесь проблемы наглядно высветили ситуации с Межпромбанком, Банком Москвы и т. п. Санация последнего, потребовавшая $14 млрд., во весь рост показала опасность инсайдерского кредитования связанных сторон. По оценке международного рейтингового агентства Moody's, объем кредитов, выданных российскими банками инсайдерам (то есть, аффилированным структурам) в 2009 году составил 43% капитала, в 2010 году — 41%. Это впятеро выше, чем у банков Центральной и Восточной Европы, и вдвое больше, чем у кредитных организаций на Ближнем Востоке. Обусловленное этим риски, подчеркивают в Moody's, один из главных факторов банковских дефолтов. Тем не менее, никаких реальных реформ в этой области не проводится.
Состояние банковских систем во многих странах уже стало одним из основных ограничений экономического роста. Понимание этого обстоятельства для России, пожалуй, еще актуальнее: переход к новой модели развития должен начинаться с укрепления банков, а, если взглянуть на проблему шире, со структурной модернизации финансовой системы в целом.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологи
1. Аналитики исследовали, в частности, перспективы таких институтов, как Goldman Sachs, Bank of America, Deutsche Bank, Credit Suisse и UBS.
2. В скобках данные зая январь-июль 2010 года.
3. Кредиты юрлицам увеличились с 12541,7 млрд. рублей до 15370,7 млрд. рублей (с 42,6% до 43,2% в общем объеме активов), физлицам — с 3573,8 млрд. рублей до 4721,8 млрд. рублей (соответственно с 12,1% до 13,3%). Для сравнения: вложения банков в ценные бумаги выросли с 4309,4 млрд. рублей до 5941,3 млрд. рублей (с 14,6% до 16,7% всех активов).
4. Депозиты населения выросли с 25,4% (7485,0 млрд. рублей) до 29,8% (10618,8 млрд. рублей) пассивов кредитных организаций. В их структуре по-прежнему доминируют вклады сроком свыше 1 года (6899,7 млрд. рублей), 1903,4 млрд. рублей вложены на срок до 30 дней, остальные — от 31 дня до 1 года. Объем валютных депозитов (в рублевом эквиваленте) составил на 1 августа текущего года 1860,6 млрд. рублей.
5. Еще одна законодательная новелла — поправки в закон о страховании вкладов, препятствующие использованию мошеннических схем для неправомерного получения выплат. На фоне увеличения количества страховых случаев Агентство по страхованию вкладов (АСВ) столкнулось с многочисленными попытками так называемого дробления вкладов юридическими лицами, имеющими на счетах (во вкладах) суммы, превышающие максимальный размер страхового возмещения - 700 тыс. рублей.
В числе распространенных методик представители АСВ называют «переброску» денежных средств юридического лица на счета его руководства и учредителей (например, в виде выплаты дивидендов в размерах, сопоставимых с суммой максимального страхового возмещения), зачисление денежных средств юридического лица на зарплатные счета его работников в банке, зачисление денежных средств со счетов физических лиц по договорам займа либо в погашение ранее якобы заключенных договоров займа.
АСВ добивается того, чтобы предупреждать неправомерные действия, направленные на получение права на страховое возмещение и изменение очередности в ходе процедур банкротства. Агентство предлагает внести поправки в статью 9 закона о страховании вкладов. Ее предлагается дополнить нормой, дающей возможность оспаривать выплату возмещения по вкладу, обязательства по которому возникли в течение трех месяцев до наступления страхового случая
6. По оценке банков-респондентов, в третьем квартале 2011 года продолжается смягчение условий кредитования населения, хотя и несколько меньшими темпами, чем во втором квартале. О таких планах заявили 50% опрошенных банков. Вместе с тем, в отдельных банках отмечены намерения существенно ужесточить эти условия. Крупным корпоративным заемщикам повезло меньше: не планируют смягчать УБК для них 70% банков. Заметим, что во втором квартале наиболее заметно снижались ценовые условия кредитования (ставки понизили более 45% банков, 10% уменьшили дополнительные комиссии). При этом, однако, ужесточились требования к финансовому положению заемщиков.
В отношении кредитов малому и среднему бизнесу намерения распределились следующим образом: 50% банков оставят УБК без изменений, 36% несколько смягчат (увеличив, главным образом, максимальный срок кредита), остальные ужесточат.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.