Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

09.09.2011 | Николай Пахомов

Асаду можно не волноваться

Ливийские борцы с Каддафи в военных вопросах демонстрируют всё большую компетентность – не только завели бригады и прочие подразделения со вполне понятной командной структурой, но и тщательно учли и распределили все обширные арсеналы сбежавшего вождя. Правда, при этом куда-то пропали исключительно опасные переносные зенитные комплексы и запасы иприта. Пока одни американские эксперты с ужасом и потихоньку (чтобы не пугать публику) обсуждают, не попало ли всё это в руки террористов, среди которых, так уж сложилось, хватает ливийцев, другие размышляют о перспективах военной операции против сирийского президента Башара Асада, не желающего идти на уступки согражданам, требующим большего народовластия.

Чем дольше идут эти обсуждения, тем более становится очевидным, что успешная операция в Ливии лишь подтверждает существование проблем, делающих похожую операцию против Сирии невозможной. Прежде всего, ясно различие во внутриполитической обстановке. Конечно, и в Сирии хватает недовольных авторитарным режимом, но основой ливийского восстания стали кланы, враждебные клану Каддафи на протяжении столетий. Такого организованного сопротивления в Сирии сегодня не существует, а западные журналисты в своих репортажах из Дамаска не устают удивляться, как спокойно и даже весела жизнь в столице, пока сирийские силовые структуры мучают и убивают недовольных режимом Асада.

Не менее важно, что для операции в Сирии отсутствуют и серьёзные экономические стимулы. Недаром министр иностранных дел Франции так горячится по поводу устройства Ливии после Каддафи: богатство ливийских месторождений нефти известно, и официальный Париж не устаёт напоминать, что поддержал восставших не просто так, из-за абстрактных идеалов гуманизма и демократии. Сирийской оппозиции по большому счёту нечем отблагодарить влиятельные державы за поддержку их борьбы с Асадом.

Нет для принятия серьёзных международных мер против Асада и благоприятных региональных факторов. За почти полвека своего правления Каддафи либо своими политическими шагами, либо поведением неоднократно вызывал недоумение или вовсе отторжение в арабском мире. Поэтому Лига арабских государств и приняла в своё время резолюцию, учитывая которую против Каддафи вначале проголосовал Совет Безопасности, а потом и действовала международная коалиция во главе с Соединёнными Штатами. В конце концов, многие арабские лидеры понимали, что Тунисом и Египтом дело не кончится, и неприятности с собственным населением могут возникнуть и у них. В случае же Каддафи, международное сообщество могло вполне выпустить пар, потратить дефицитные внешнеполитические ресурсы и успокоить общественность. В ситуации с Сирией все эти факторы не просто отсутствуют – имеются веские причины, чтобы судьба сирийской оппозиции останется внутренним делом Сирии.

Соседи Сирии – неспокойный Ирак и Турция, которая не просто осторожно отнеслась к операции против Каддафи, но и сегодня находится в остром дипломатическом конфликте с Израилем, историческим противником Сирии. Возможно, находящиеся у власти в Анкаре весьма современные исламисты могли бы и ужиться с Израилем, и пережить международную кампанию против Дамаска, однако в отличие от Сирии выборы в Турции вполне конкурентные, и есть основания предполагать, что Эрдоган и члены его администрации чувствуют настроение сограждан, нежелающих уступок Израилю и Западу. Помимо всего прочего позиция Турции важна и потому, что страна является членом Североатлантического альянса, под эгидой которого состоялась операция в Ливии.

Есть у Сирии и могущественный союзник: не будучи непосредственным соседом, Иран способен оказать сирийским властям самую существенную поддержку, в том числе и используя Ирак, в котором влияние Тегерана растёт не по дням, а по часам. Даже при не самой высокой квалификации любому полководцу в Вашингтоне или Брюсселе сегодня очевидно, что с Ираном лучше не связываться.

Этим же полководцам должна быть ясна трудность операции против Сирии. Многие аналитики сегодня пишут, что в случае наземной операции она будет очень похожа на иракскую кампанию с её затяжными осложнениями уже после падения режима Саддама Хусейна. Более того, силы иракского диктатора были значительно истощены многолетними санкциями, у Башара Асада были время и средства для экипировки своих сил и есть поддержка богатого нефтью и газом Ирана. Закрытие для полётов каких-либо зон или удары с воздуха возможной международной коалицией по целям в Сирии тоже помогут едва ли – в Сирии в отличие от Ливии, заметим ещё раз, не приходится ожидать хоть сколько-нибудь организованного сопротивления правительственным силам.

И это всё без учёта внутриполитических проблем в каждой стране, которая либо участвовала в операции против Каддафи, либо могла бы участвовать в операции против Асада. Лучшая иллюстрация резко снизившейся терпимости западных обществ к потерям в зарубежных войнах – ситуация в Афганистане, где при наличии достаточно очевидных причин для военной операции международная коалиция сталкивается со всё более значительным проблемами с комплектацией контингента международных сил. Если не считать военных инструкторов, в Ливии иностранных наземных сил не было (хотя продолжают гулять слухи об участии в конфликте французского Иностранного легиона), однако и эта ограниченная операция стоила денег, с которыми в страдающих от дефицитов Европе и Америке сегодня большие проблемы. Поэтому, похоже, Башар Асад и его соратники могут вполне спокойно решать, что делать с активизировавшейся оппозицией, не боясь повторить судьбу Каддафи.

Николай Пахомов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net