Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.09.2011 | Алексей Макаркин

Дилемма Алексея Кудрина

Алексей Кудрин собрался в отставку. Один из ветеранов российского кабинета министров, вице-премьер и министр финансов заявил, что не намерен работать в правительстве Дмитрия Медведева, которое может быть сформировано в следующем году. «Я не вижу себя в новом правительстве, - сказал он журналистам. - Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но, я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство». «Просто я думаю, что сегодня такой вариант нужно будет исключить. Дело в том, что, как я сказал, никто это и не предлагал, но я для себя такой вариант не рассматриваю, - цитирует Кудрина ИТАР-ТАСС. - У меня есть ряд разногласий с Медведевым по экономической политике, они, прежде всего, касаются существенных расходов на военные цели».

Суть разногласий

Министр напомнил, что принятые решения по вопросам оборонного заказа для оснащения армии, денежного довольствия, пенсий военнослужащим и оснащения оборонного комплекса промышленности новыми технологиями в 2012 году увеличивают расходы бюджета примерно на 1,3% ВВП, а с учетом роста этих расходов в ближайшие годы, в 2014 году по сравнению с 2011 годом такой прирост будет в размере 3% ВВП, или 2,1 трлн рублей. «Это финансирование в 2011 году всей системы образования включая все вузы, все средние школы, все специальные учебные заведения. То есть за три года мы сумму, равную объему финансирования всего образования, передаем дополнительно на военные расходы», - пояснил он.

«Я сожалею, что эти вопросы недостаточно обсуждаются на съезде «Единой России», вопросы о таких серьезных ресурсах, которые тратятся на военные цели, что является поворотным пунктом в бюджетной политике страны. Это очень существенный прирост, и в этих условиях, я думаю, это создает дополнительные риски как для бюджета, так и для макроэкономики. Это не позволяет нам снижать дефицит при высоких ценах на нефть, это сохраняет нашу зависимость от высоких цен на нефть», - констатировал Кудрин.

По его словам, до кризиса сбалансированность бюджета достигалась при цене на нефть 90 долларов за баррель, в 2011 году - около 109 за баррель, в 2012 - около 112. «И такая зависимость сохраняется, что для нашей экономики является рискованным. Мы обсуждали эти вопросы, тем не менее, эти решения приняты. И они сегодня заложены в трехлетний бюджет. Это уменьшает возможности для финансирования других отраслей».

Также Кудрин подверг критике и ситуацию в пенсионной системе. «То же самое в части социальных расходов, здесь тоже у нас появились дополнительные расходы, еще на 0,5% ВВП только по пенсионному фонду. В этой связи на следующий год дефицит Пенсионного фонда достигнет больше 1 трлн рублей и составит примерно 25% расходов пенсионной системы на пенсии». По его мнению, это означает, что «начатая пенсионная реформа в 2008 году не завершилась и пока не может считаться успешной, потому что одно из важнейших признаков или качеств успешной пенсионной системы - долгосрочная сбалансированность в целях поддержки устойчивых пенсий».

«Мы обсуждали эти вопросы, тем не менее, были приняты те решения. Я не вполне соглашался с предлагаемыми решениями», - напомнил Кудрин. Он подчеркнул, что «новому правительству придется эти вопросы все равно решать, в части, в том числе, обеспечения сбалансированности бюджетной системы, снижения рисков в сфере макроэкономики». «В данном случае их придется решать будущей новой команде Медведева», - сказал он, еще раз отчетливо дистанцировав тем самым себя от будущего правительства.

Уникальный министр

Кудрин является министром финансов с мая 2000 года. Он занимает этот пост дольше, чем все его предшественники в современной России вместе взятые. В ХХ столетии лишь два советских министра находились в этой должности дольше – «сталинский нарком» Арсений Зверев и «брежневский министр» Василий Гарбузов. Однако они действовали в другую эпоху и выполняли совершенно иные - преимущественно бухгалтерские – задачи.

Уникальность Кудрина еще и в том, что он пользуется полным доверием Владимира Путина (с которым они знакомы еще с начала 90-х годов – со времени совместной работы в Петербурге), что позволяет ему проводить самостоятельный курс в финансовой сфере, несмотря на недовольство со стороны большей части политического класса, заинтересованной либо в снижении налогов (Кудрин успешно противостоял попыткам премьера Михаила Фрадкова снизить НДС, что угрожало появлением «прорех» в бюджете), либо в реализации затратных мегапроектов. В то же время Кудрину приходилось согласиться на смягчение финансовой политики в предкризисные годы, уступая активному лоббизму. В этот период аппаратные позиции министра финансов оказались ослаблены из-за ареста в 2007 году одного из его близких сотрудников, заместителя министра Сергея Сторчака.

Однако и в этой ситуации Кудрину удалось сохранить достаточно большой Резервный фонд, ставший «подушкой безопасности» для российской власти в период кризиса. Осторожность Кудрина способствовала тому, что государство смогло обеспечить выполнение своих социальных обязательств в разгар кризиса. Характерно, что именно в октябре 2008 года, в разгар кризиса, Сторчаку была изменена мера пресечения. Более того, он смог вернуться к исполнению своих обязанностей, а судебного процесса над ним проведено так и не было.

Объявление Кудрина об отставке беспрецедентно для «путинской России», где «государевы люди» не уходят со своих постов добровольно, а дожидаются решения высшей власти. Последним ключевым должностным лицом, добровольно подавшим в отставку, стал Александр Волошин, ушедший с поста руководителя администрации президента в 2003 году, после ареста Михаила Ходорковского (но уход Волошина с этой должности был предопределен существенно ранее, так как он не входил в «ближний круг» Владимира Путина). Внешнее исключение составляют отставки глав ряда регионов, которые, однако, подают заявления «добровольно-принудительно», чтобы не заставлять президента увольнять их с занимаемой должности по собственной инициативе. Тем самым они получают возможность остаться в истеблишменте и после ухода с занимаемой должности.

Заявление Кудрина в большей степени соответствует практике 1990-х годов, когда демонстративные уходы в российской власти не были сенсацией – первыми прецедентами стали отставки Григория Явлинского и Бориса Федорова еще из правительства РСФСР из-за разногласий с Иваном Силаевым по вопросам экономической политики. Сергей Глазьев покинул кабинет министров в 1993 году, протестуя против роспуска Борисом Ельциным Съезда народных депутатов. Глава Федеральной пограничной службы Андрей Николаев ушел со своего поста в 1997 году после того, как его решение о переносе КПП российской погранзаставы «Верхний Ларс» на границе с Грузией было подвергнуто критике лично президентом. Все перечисленные выше чиновники после ухода с госслужбы с разным успехом занимались политической деятельностью.

Ситуация с Кудриным несколько иная. Он явно уходит не в политику – Кудрин никогда не претендовал на электоральную роль, его экономические взгляды разделяются многими экспертами, но непопулярны в обществе. Правда, нынешней весной его прочили на роль лидера «Правого дела» (наряду с Игорем Шуваловым и Аркадием Дворковичем), но Кудрин, как и другие либеральные чиновники, разумно отказался, понимая, что перспективы партии носят крайне туманный характер. Опыт Михаила Прохорова показал правильность этого решения.

С чем связана отставка Кудрина? Сразу же появилась версия, что он недоволен неполученным премьерством. Однако она выглядит недостаточно убедительной. Кудрин реально претендовал на пост председателя правительства в 2004 году, когда стало ясно, что Михаил Касьянов находится на этой должности последние недели. Однако Путин предпочел малоизвестного Михаила Фрадкова, кандидатуру которого продвигали «силовики» - и Кудрин дисциплинированно остался в составе кабинета министров. Сейчас же о претензиях Кудрина писали в СМИ, но противоречия министра финансов с влиятельными элитными группами (чего в 2004 году еще не было) снижали вероятность такого выбора. Путину Кудрин был нужен в правительстве не как «первое лицо», а как сильный министр, противостоящий сторонникам увеличения расходов, среди которых есть как отраслевые и корпоративные лоббисты, так и сторонники скорейшей модернизации экономики.

Межличностные противоречия

Представляется, что более серьезным доводом, объясняющим решение Кудрина, являются сложные взаимоотношения между нынешним президентом и министром финансов. В мае 2009 года на встрече с бизнесменами в Барвихе Медведев подверг жесткой критике Министерство финансов. Глава государства неожиданно предложил министру финансов Алексею Кудрину поменять работу, если чиновник продолжит делать пугающие прогнозы про российскую экономику: «Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо. Если так считаешь, то иди работай в другом месте. Языки нужно поумерить». О том, что столь благоприятных внешних условий, как за последние 10 лет, у России в ближайшие 10-50 лет не будет, говорил в середине апреля того же года вице-премьер Алексей Кудрин. Он также сказал, что мировая экономика и, прежде всего, экономика США будет выходить из нынешнего кризиса в течение нескольких лет. Характерно, что в то же время Путин, хотя и не солидаризировался с Кудриным, но отреагировал на его слова крайне мягко: «Кудрин находится в стрессе, на него все давят».

В декабре 2009 года Медведев подверг министра финансов личностной критике, что было более неожиданно, чем в предыдущий раз. Он призвал не говорить о коллегах в их присутствии в третьем лице. Критику президента вызвал выступавший на заседании президиума Госсовета Кудрин, который негативно отозвался о докладе руководителя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева о создании национальной платежной системы. Упоминая банкира, Кудрин употребил слова «он» и «Дмитриев». «У нас в стране принято говорить о присутствующих, обращаясь по имени-отчеству. Алексей Леонидович, прошу Вас об этом не забывать!» – сказал Медведев. Кудрин попытался принести извинения, но президент заметил, что просить прощения следует не у него. Хотя о самом предмете спора президент высказался нейтрально.

После этих двух конфликтных ситуаций президент не подвергал министра личной критике. Однако обращает на себя внимание заявление Медведева, сделанное в интервью The Financial Times 20 июня нынешнего года. Тогда президент дал понять, что Кудрин мог бы заняться политической деятельностью. «Из Алексея Кудрина вышел бы прекрасный руководитель «правой» партии, и зря он отказывается, - сказал президент. - Я считаю, что это было бы для страны неплохо». Внешне такой отзыв выглядел комплиментарно, но не все так просто. Переход на пост лидера партии с неясными перспективами угрожал Кудрину большими проблемами в правительстве в том случае, если бы «правые» не прошли в парламент – это стало бы сильным репутационным ударом по позициям министра. Фактически по итогам выборов он мог быть вытеснен из состава кабинета министров.

Сущностные противоречия

Однако, видимо, главной причиной предстоящего ухода Кудрина являются сущностные проблемы, о которых он заявил в своем интервью. Ранее он также делал достаточно резкие заявления. Так, 13 сентября он сказал, что после выборов президента страны обновленное правительство вернется к экономическим реформам и будет вынуждено повысить налоги, если не откажется от части предвыборных обязательств. Таким образом, министр сформулировал четкую альтернативу, стоящую перед Россией – или повышение налогов, или сокращение расходов. Это политически крайне неприятный выбор, но не столь драматичный, как у Греции или Португалии, которым в условиях долгового кризиса приходится одновременно повышать налоги и сокращать расходы.

Также Кудрин признал, что лично ему было бы не скучно заняться преобразованиями в любой должности – что и было расценено как претензии на премьерство (хотя могло означать и желание остаться министром, сохранив свое политическое влияние), в то же время отметив, что «если же активных преобразований не будет, то да, это будет менее интересно». Сторонник финансовой дисциплины, Кудрин признал, что с приближением выборов бюджетная политика стала «более рискованной», указав на повышение пенсий за счет увеличения страховых взносов и предвыборное снижение этих взносов для части бизнеса на два года, увеличивающее дефицит пенсионной системы примерно на 0,5% ВВП, а также на перевооружение армии. «Я не сторонник повышения расходов и не сторонник повышения налогов. Но выбор такой модели приведет (к повышению налогов) в конечном счете, не сейчас, может быть, через два года», - сообщил Кудрин.

Кроме того, Кудрин сказал о том, что «хуже будет, если цена на нефть упадет. Если государство в этот момент посчитает ненужным сокращать расходы, то тогда надо будет повысить налоги. Любой из этих вариантов несет риски подстегивания кризиса. Поэтому эти решения нужно принимать не в момент кризиса, когда денег уже нет». По словам министра, «правильнее в настоящей ситуации, когда мы уже зависим от такой высокой цены на нефть, правильнее повышать раньше. Если не принимать другие решения - о снижении расходов. И в том числе - за счет проведения пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста». Среди других реформ Кудрин назвал ЖКХ, оценив убытки в коммунальной системе в 0,7-1,0% ВВП в год, а также преобразования в экономической сфере. Такие как защита прав собственности, более объективный арбитраж споров, снижение доли государства в бизнесе, сокращение государственных административных функций, увеличение полномочий и самостоятельности регионов и муниципалитетов.

На пленарном заседании Госдумы 21 сентября Кудрин вновь заявил, что властям в ближайшем будущем придется выбирать из двух зол - либо повысить планку возраста для выхода россиян на пенсию, либо компенсировать недостающие средства за счет повышения налогов. Глава Минфина рассказал, что за последние пару лет пенсионный возраст был повышен в десятке стран, включая соседнюю Украину. Это справедливо, но решение о пенсионном возрасте – вкупе с рядом других непопулярных действий – привело к резкому падению рейтинга Виктора Януковича.

Поэтому сокращение социально значимых расходов и радикальная пенсионная реформа связаны с существенными политическими рисками для российской власти – неудивительно, что она всячески хотела бы избежать подобного сценария. В апреле Медведев заявил, что повышать пенсионный возраст можно только при наличии двух условий - увеличения продолжительности жизни («эта тенденция сейчас есть, но она слишком робкая», - подчеркнул президент) и при наличии широкого консенсуса в обществе (а последний сейчас отсутствует и в обозримом будущем не появится). Но и повышение налогов не рассматривается в качестве оптимальной меры – Путин скептически отозвался о такой возможности, реагируя на заявление Кудрина, сделанное 13 сентября.

Объявление о том, что Медведев возглавит правительство, могло быть расценено Кудриным как негативная реакция на его предложения, попытку власти «обойти» выдвинутую им дилемму. У Кудрина уже давно существуют разногласия с помощником президента Аркадием Дворковичем, являющимся идеологом экономической политики, направленной на создание более благоприятных условий для бизнеса – и, следовательно, ведущей к появлению новых выпадающих доходов в бюджете. В то же время при премьере Медведеве Кудрину было бы сложнее апеллировать за поддержкой к президенту, чем при «семейном» Касьянове или политически слабом Фрадкове. Кроме того, политику по увеличению госрасходов в настоящее время поддерживает не только Медведев, но и Путин (в частности, именно премьер в публичном пространстве активно продвигает идею перевооружения армии). Съезд «Единой России» и принятые на нем в качестве предвыборной программы речи премьера и президента только усугубляют проблему роста госрасходов, что не могло устраивать Кудрина.

Наконец, есть еще одна проблема, хотя и относительно периферийная для данной темы: в нынешнем году Кудрин сделал ряд политических заявлений. Выступая в феврале на Красноярском экономическом форуме, он заявил о необходимости честных президентских и парламентских выборов для реализации посткризисной экономической политики. Чтобы на этих выборах были представлены все ведущие политические силы и представительства общества. «Только это даст тот мандат, который необходим для проведения реформ. Если сложится недоверие, то и наши задачи не будут выполнены в полной мере», - подчеркнул тогда глава Минфина. Позднее, выступая в Госдуме в начале апреля, Кудрин снова заговорил о выборах в России и эмоционально сказал действующим парламентариям: «Выборы должны быть честными». Однако консенсусная ставка власти на максимизацию результата «Единой России» (к тому же во главе с Медведевым) ослабляет конкуренцию – так что эти кудринские высказывания становятся неактуальными.

Перспективы Кудрина

В случае ухода из правительства Кудрин может продолжить карьеру в различных сферах – от бизнеса до преподавания (на госслужбу в 1990 году он пришел из научной среды). Есть версия о его предстоящем переходе в Центральный банк. В любом случае, Кудрин останется в российском истеблишменте – именно так можно расценивать заявление пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова. «Будет он работать или не будет - это вопрос его работодателя. Но то, что он как человек, которого потенциально могут пригласить на работу, заранее сообщает о своем мнении, это его право, к которому все относятся с уважением, с точки зрения его высокого профессионализма». И далее: «Кудрин никогда не скрывал свою точку зрения, которая зачастую отличается от точки зрения и Путина, и Медведева по тем или иным вопросам экономической повестки - он профессиональный экономист и экономист с большой буквы». Таким образом, его демарш не рассматривается Путиным как признак политической нелояльности. Первый вице-премьер Игорь Шувалов считает, что Кудрин в случае своего ухода из правительства останется в команде Путина. По его словам, учитывая 12-летний опыт работы Кудрина в правительстве, «у него будет возможность укрепить экономику и финансы страны в любой конфигурации, как будет определено им и его руководителями».

В то же время Кудрин может стать объектом предвыборной критики со стороны «Единой России», тем более, что у партии отношения с ним давно носят напряженный характер. «Господин Кудрин уже не первый раз делает подобные заявления по поводу политики и выборов. Интересно, что каждый раз эти заявления совпадают с обострением экономических и социальных проблем, которые должны решать представители финансово-экономического блока правительства и, в первую очередь, лично господин Кудрин», - заявил секретарь президиума генсовета партии власти Сергей Неверов после красноярской речи министра. Другое дело, что после выборов правительство Медведева – сразу же или с некоторым временным лагом – должно будет заняться разрешением дилеммы, предложенной Кудриным.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net