Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

14.10.2011

В предвкушении кризиса

Согласно исследованиям РОМИР, в последнее время число россиян, считающих вторую волну кризиса неизбежной, перевалило за 50%. Многие из опрошенных ждут ухудшения уровня жизни, роста цен и даже сокращения зарплат и увольнений. Эксперты полагают, что опасения граждан не беспочвенны, но считают, что паниковать пока не стоит.

Юрий Никишев, заместитель председателя правления ОАО «Меткомбанк»

Если все будут уверены в том, что кризис будет – он будет всенепременно. Как известно, в тех, кто заглядывает в бездну, она заглядывает тоже. Разумеется, я не считаю, что экономический кризис можно «заговорить» заклинаниями о том, что Россия – остров стабильности и т.п. Однако, если отвлечься от эмоций, необходимо вспомнить о двух вещах. Во-первых, наиболее вероятный в текущей ситуации механизм «заноса» кризиса к нам – это сваливание мировой экономики в депрессию, сопровождающееся резким падением спроса на наши основные товары: энергоносители, металлы. Пока этого не произошло, все наблюдающиеся на нашем рынке турбулентности обменного курса и рынка ценных бумаг объясняются исключительно субъективным фактором – неуверенностью инвесторов в завтрашнем дне. Во-вторых, мы действительно сегодня гораздо более готовы к кризису, чем в 2008 г. Хотя бы потому, что у экономики России в целом сегодня нет такого объемного груза зарубежных долгов. А ведь эти долги, крайне неприятным свойством которых является их способность резко возрастать при падении курса рубля к доллару и евро, и наделали главных бед в прошлом. Сейчас этот неблагоприятный фактор существенно ослаблен. Текущая ситуация для страны более благоприятна, чем в 2007 – 2008 г.г. Да, мы практически не можем повлиять на то, будет или нет вторая волна острой фазы кризиса в мировой экономике. Да, наша экономика достаточно открыта для того, чтобы мы почувствовали ее проявления. Но уровень нашей сегодняшней уязвимости к этим факторам меньше. Наше наиболее слабое звено – завышенные обязательства бюджета, с финансированием которых могут возникнуть проблемы при снижении уровня налоговых поступлений от экспортных товаров. Но, может быть, это, наконец, заставит страну повысить экономическую эффективность ее аппарата управления, снизив уровень его непроизводительных трат. По крайней мере, это зависит только от нас самих, а не от того, насколько эффективно ЕС решит греческую проблему или от того, как будет развиваться ситуация в США. Единственное, что может резко утяжелить последствия кризиса – всеобщая уверенность в том, что сегодня плохо все, а завтра будет еще хуже. В этом случае ожидания обязательно материализуются. Поэтому давайте помнить о том, что думать каждый день о черном дне – значит делать черным каждый день.

Светлана Корзенева, аналитик ГК «АЛОР»

Ухудшение ожиданий связано в первую очередь со сложившейся обстановкой в мире. Снижение рейтинга США, развивающийся виток долговых проблем стран еврозоны, в частности нависший над Грецией дефолт, создают нервозную обстановку не только среди россиян, но и в других странах. К тому же, в памяти еще сильны события кризиса 2008 года, что лишь усугубляет опасения населения. Не добавляет оптимизма и недавнее серьезное снижение российского рубля. На мой взгляд, ожидать в ближайшее время повторения сценария кризиса 2008 года не стоит. В его основе все же были серьезные фундаментальные причины, которые отсутствуют в настоящий момент. Среди них стоит выделить ипотечный кризис и серьезные проблемы с ликвидностью. Напротив, если посмотреть на отчетности того же банковского сектора за первое полугодие 2011 года, выручка и прибыль компаний в основном превышали прогнозы, свидетельствуя о стабильности их положения. Однако полностью избежать негативных моментов, по моему мнению, не удастся: в частности, не исключен рост цен, но, конечно, не в масштабах трехлетней давности.

Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент"

Процесс восстановления экономики идет параллельно с её перестройкой на базе роста эффективности производства и на этом фоне рынок труда восстанавливается сравнительно медленно. Вдобавок, меняется политический вектор, усиливается роль государства в экономике, что нравится далеко не всем и отражается в информационном фоне СМИ. Он, в свою очередь, напрямую воздействует на оценки нынешней ситуации населением. Данные индикаторов потребительского климата сейчас заметно расходятся с показателями статистики, построенных не на результатах опросов. По данным Росстата, уровень безработицы в РФ в августе вплотную приблизился к отметкам периода бума. Реальные располагаемые доходы населения выросли в августе на 1,4%(г/г) против роста на 5,2%(г/г) в августе 2010 г., здесь надо учитывать эффект никой базы 2009 г., которая повлияла на статистику 2010 г. Объем кредитов, выданных банками физическим лицам с января по сентябрь 2011 г. увеличился на 19,6% против 14% за весь 2010 г. Основным условием восстановления мировой, российской экономики остается централизованная поддержка экономики и финансов на страновом, международном уровне. Эта поддержка оказывается и будет значительно усилена в обозримой перспективе. Риски носят характер внутриполитических трений, характерных для ряда ведущих стран.

Александр Алексеев, ведущий аналитик УК "АГАНА"

Считаю, что ухудшение ожиданий напрямую связано с новостным фоном, который сейчас крайне негативен. По всем СМИ активно обсуждается тема вероятности второй волны мирового финансового кризиса, что, конечно, откладывает отпечаток на умы граждан. Тем более, что развитие событий лишь подтверждает ряд негативных прогнозов: если понижение рейтинга США со стороны агентства S&P и долговые проблемы в странах еврозоны лишь раздували панику, то более ощутимо оказалось резкое ослабление рубля к мировым валютам. Население, конечно, помнит 2008-2009 годы, когда ослабление рубля привело к росту паники и оперативному выстраиванию стройных очередей у обменников из желающих купить валюту. На мой взгляд, такие опасения преждевременны, поскольку текущая ситуация далека от 2008 года: если несколько лет назад волна кризиса оказалась неожиданностью и поглотила все экономики, то сейчас проблемы, конечно, есть, но далеко не в таком масштабе. В основном проблемы все-таки сосредоточены в одном регионе – европейском. Соответственно, «второй волны» кризиса ни в мире, ни в России не ожидаю.

Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"

С начала августа россияне стали свидетелями двух волн резких снижений цен на фондовом рынке и существенного ослабления курса рубля. За два месяца российская валюта потеряла около 20% подешевев с мене, чем 28 рублей за доллар до 33 рублей. Эти изменения на рынках создали нервозную обстановку, возродив воспоминания о целой череде кризисов, которую пришлось пережить сегодняшнему поколению россиян. Дополнительную нервозность создавали сообщения СМИ о проблемах ведущих экономик – вначале это была борьба за поднятие потолка госдолга в США, а затем обострение долговых проблем в Европе. При нашей зависимости от цен на энергоносители опасения жителей России более, чем оправданы. При наступлении возможной рецессии в ведущих экономиках потребление нефти будет уменьшаться, что вновь может привести к резкому снижению цен на нефть. При этом снижение цен на нефть ниже $93 за баррель сделает бюджет дефицитным, а уход цен на нефть под уровни $70 за баррель создаст комплекс проблем для нашей экономики и сильно отразится на повседневной жизни. К сожалению, вероятность такого развития событий достаточно высока, что собственно и отражают результаты проведенного опроса.

Дмитрий Постоленко, старший аналитик ЗАО "КапиталЪ Управление активами"

Прежде всего, ожидания связаны со сложившейся макроэкономической ситуацией в мире. Масла в огонь добавляют еще свежие воспоминания о кризисе 2008 года на фоне муссирования в прессе и на экране ТВ пугающих новостей о долговых проблемах стран Европы и США. Среднестатистический россиянин понимает, что в случае нарушения мировой финансовой стабильности, ввиду слабой диверсификации нашей экономики (уклон в область добычи сырья), Россия может пострадать в еще большей степени, чем экономики развитых стран. Отчасти эти опасения оправданы, но отчаянно покупать на все свободные деньги валюту, с которой обычно россияне ассоциируют свою покупательная способность, не стоит. В силу высоких цен на сырьевые товары бюджет РФ исполняется с профицитом, а российская макроэкономическая статистика свидетельствует о сохранении достаточно высоких темпов экономического роста. В условиях приближающихся парламентских и президентских выборов правительство примет максимально возможный пакет мер, направленных на сохранения комфортного уровня жизни в РФ. Однако, ухудшение экономической конъюнктуры в экономиках стран-импортеров сырья, а именно углубление кризиса в Еврозоне или вступление экономики США в стадию рецессии могут создать предпосылки для повторения кризиса 2008 года. Стоит заметить, что при реализации последнего сценария, рост инфляционных опасений предотвратит падение цен на сырьевые товары до минимумов, достигнутых в 2008 году, что в некоторой степени облегчит участь экономики РФ.

Николай Солабуто, управляющий активами ФГ БКС

Ухудшение ожиданий россиян связано, прежде всего, с резкими колебаниями курса валют – для населения это по-прежнему основной индикатор проблем в экономике. Кроме того, на мой взгляд, на настроения в обществе влияет устойчивая "предкризисная" риторика в СМИ. Многие еще хорошо помнят кризис 2008-2009, поэтому не исключают для себя худшего сценария. Эти опасения оправданы лишь от части. Пока что можно говорить лишь о существенной коррекции на рынках, цены на нефть стабильны и в последнее время даже демонстрируют рост, макроэкономическая ситуация в стране в целом гораздо лучше, чем три года назад. Что касается внешнего фона, то фундаментальные риски, вызванные долговым кризисом в еврозоне, еще не устранены, но становится понятно, что власти ЕС готовы к решительным мерам для стабилизации ситуации на долговом и банковском рынках. Волна нового кризиса может возникнуть, если Европа допустит банкротство Греции или крупного международного банка. Подобное потрясение может спровоцировать негативную цепную реакцию на банковском и фондовом рынках и спустя какое-то время перекинуться на реальный сектор, вызвав рецессию.

Анна Каримова, Консультант агентства инвестиционных коммуникаций «Primum»

Думаю, ухудшение ожиданий, в первую очередь, объясняется тем, что в памяти еще сильны ощущения 2008 года – предыдущий кризис разразился для большинства россиян, как гром среди ясного неба. Власти даже в самые худшие дни первого месяца кризиса продолжали уверять, что кризис у нас просто невозможен. Соответственно, теперь, наблюдаем обратную пропорциональность: чем больше на высшем уровне говорят, что кризис нам не страшен, тем менее охотно люди в это верят. Хотя инерционность и здесь прослеживается: уровень потребления россиян медленно, но растет, объемы выдаваемых потребительских кредитов – тоже. Если Америку и Европу накроет, а предпосылок, как видим, достаточно: в США – это ситуация с госдолгом, в Европе – все большее распространение угрозы дефолтов стран южной части Европейского содружества, то будет даже странным, если вторая волна не коснется, скажу так, политкорректно, России. Мы все привыкли надеяться на нефть, но кризис, тем более глобальный, конечно же, приведет к падению потребления энергоресурсов, и, как следствие, падению цен на нефть. Это понимание, безусловно, уже есть и у большинства мыслящего населения страны. Отсюда и соответствующие опасения, которые при дальнейшем ухудшении ситуации на финансовых рынках приведут к активным действиям: сокращению потребления, увеличению накоплений в иностранных валютах, росту миграции.

Подготовил Максим Логвинов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net