Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.10.2011 | Николай Пахомов
Выполненное обещание
До президентских выборов в США остался год. Пока республиканцы с большим шумом и небольшим смыслом спорят о том, кто станет лучшим кандидатом от их партии, Барак Обама начинает свою предвыборную кампанию, одним из основных фронтов которой должен стать отчёт о выполненных обещаниях кампании прошлой. Список таких достижений у Обамы пока не велик. Остаётся год, чтобы его пополнить. Именно в этом ключе нужно рассматривать объявление о выводе американских войск из Ирака.
Единственное, с чем могут согласиться, пожалуй, все американские политики, это в необходимости большего компромисса между двумя основными партиями. Минули времена, когда сложнейшие проблемы, стоявшие перед американским обществом и государством, республиканцы и демократы решали сообща. Необходимость компромисса, преодоление партийных разногласий были в числе основных пунктов предвыборной программы Барака Обамы. И вот компромисс случился – Обама с успехом реализовал обещание Джорджа Буша вывести войска до начала 2012 года.
Однако дьявол, как всегда, в деталях. Подавляющее число экспертов и, что особенно важно, американские командиры говорили о том, что Ирак к уходу американцев не готов. До самого недавнего времени Белый Дом с этими утверждениями не спорил – полным ходом шли переговоры между американскими представителями по поводу продления соглашения о пребывании в стране американских сил. Но потом словно кто-то из демократических стратегов вспомнил, что президентские выборы через год, а у Обамы совсем невнушительный список достижений, особенно в борьбе с волнующим американцев больше всего экономическим кризисом. С этой точки зрения, вывод войск из Ирака мог оказаться хорошим примером выполненного предвыборного обещания.
Помогли иракцы – шаткое правительство Малики зависит от поддержки многих политических сил, среди которых едва ли можно найти сторонников продолжения американского военного присутствия. Судя по всему, американские представители просто перестали уговаривать иракцев отказаться от жёстких ограничений для американского контингента. Если официальный Багдад сформулировал условия таким образом, что либо американцы должны принять предлагаемые правила, либо уйти из страны, то американские переговорщики, получается, согласились со вторым. Дополнительным плюсом для американцев стала возможность продемонстрировать, что таким образом была уважена независимость властей нового Ирака.
Тут, конечно, можно в очередной раз подивиться масштабу утраты официальным Вашингтоном позиций в мире: новая иракская государственность была фактически установлена американскими штыками, кровью американских солдат, триллионами американских налогоплательщиков, однако когда американцам указали на дверь, они послушно удалились. Впрочем, удивляться не приходится – природа современных международных отношений такова, что для поддержания безусловного господства любой стране необходим совершенно невозможной объём ресурсов всех видов.
Для американцев уход из Ирака не просто вопрос имиджевых потерь. Во-первых, очевидно, что этот уход будет означать рост значения Ирана. С перспективой обострения саудовско-иранской борьбы за лидерство в регионе со всеми негативными последствиями для мировых рынков нефти. Во-вторых, американский контингент был главным фактором, удерживающим Ирак от полномасштабной и кровавой гражданской войны.
Уже сейчас в северном Ираке, точнее говоря, иракском Курдистане, фактически полностью независимом от Багдада, турецкая армия ведёт боевые действия против курдов. Так и не состоялся неоднократно откладывавшейся референдум о статусе спорного города Киркук, вокруг которого расположены многочисленные месторождения нефти. В последнее время нынешние багдадские правители активней стали использовать обвинения в подготовке переворота сторонниками Саддама Хусейна (оказывается, остались в Ираке и такие) – очевидно, что подобные обвинения могут быть направлены главным образом против суннитов, бывших при власти во времена Хусейна.
Это лишь небольшая часть оснований, дающих повод экспертам рассуждать о неизбежности гражданской войны в Ираке после ухода американцев. «Арабская весна» хороша для американцев лишь в теории, на практике, неясный исход политического транзита в Тунисе и Ливии (громадное число самого опасного оружия из которой продолжает оставаться бесхозным или вовсе потерянным), утрата безусловного союзничества Египта со всеми негативными последствиями этого для неизбежного союзника США Израиля, продолжающиеся бунты в Сирии и Йемене, сохраняющаяся высокая вероятность взрыва народного возмущения в арабских государствах Персидского залива не оставляют Америке никаких внешнеполитических ресурсов на решение проблем Ирака.
Поучительна полемика, развернувшаяся в американской прессе после заявления Обамы о выводе войск из Ирака. Претендентка на пост президента Мишель Бакман громогласно требует от иракцев оплаты свержения тирана Хусейна. («Ирак – богатая страна!» - горячится дама.) Республиканские лидеры в очередной раз расписываются в незнании истории и культуры стран мира. («Наши войска до сих пор в Японии и Германии и ничего страшного!») Демократические комментаторы, на фоне начала предвыборной кампании критикующие президента только за то, что тот не всегда достаточно суров к республиканцам, называют вещи своими именами. («В Ираке же никогда не будет всё в порядке, что же нам быть теперь там вечно?!»)
Рядовой американский избиратель от всех этих раскладов далёк – уйдут американцы из Ирака, Обама сможет назвать это своей заслугой. Иракское правительство ему, конечно, в этом очень помогло, в Белом Доме могут только жалеть, что с требованием немедленно покинуть Афганистан не выступит президент Карзай. Также разработчики кампании Обамы могут сокрушаться, что республиканцы не втянули Америку в достаточное количество войн – было бы их хотя бы ещё парочку, можно было бы их прекращать, когда этого бы требовало поддержание рейтинга президента. Без таких хороших новостей народ не сможет забыть о высокой безработице, способной через год лишить работы ещё одного американца – Барака Обаму.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.